Богослужение и «топтание дворов»

Книга пророка Исаии. Беседа 9-я

Мы продолжаем читать обличительные речи пророка Исаии, через которого говорит Сам Господь.

Всевышний объявляет иудеям, что без искренней любви к Нему и желания исполнять Его заповеди жертвоприношения не имеют смысла. Если в сердце нет любви к Богу и ближним, веры и страха Божиего, исполнение храмовых ритуалов и обрядов становится лицемерием.

«Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» (Ис. 1: 12).

В греческом тексте резче: «более не ходите по двору Моему» (цсл. – «ходити по двору моему не приложите»).

Храм в любой древней религиозной культуре был особым, священным местом. Не каждый мог войти туда. Доступ в Иерусалимский храм также строго контролировался и охранялся. Простых людей пускали только для жертвоприношений, да и то лишь во внешний двор. Входить в храм разрешалось только со священной целью, все остальное расценивалось как оскорбление святыни.

Иудеи, совершающие жертвоприношения формально, без подлинных религиозных чувств, раздражали Господа. Форма потеряла содержание и стала самоцелью. И Бог говорит, что Ему не нужно это все. Такое «богослужение» уже не богообщение, а фарс и самообман. Что проку, если человек не становится лучше, совершая положенные ритуалы? Все старания такого человека – лишь «топтание дворов».

«Приходить в храм, пред лице Божие, с дарами и в то же время питать в сердце дурные чувства по отношению к ближним – это значит напрасно топтать двор Божия храма», – говорится в Толковой Библии Лопухина.

Блаженный Августин, толкуя данное место, акцентирует внимание на милостыне: «Бог требует нас самих, а не чего-либо нашего. Но жертва христианина – милостыня, подаваемая бедному. Ибо благодаря этому Бог становится более милостивым к нашим грехам» (Августин, блаженный. Проповеди).

«Убеждает нас Пророк возводить ум к духовному разумению закона, почти так вопия и свидетельствуя: милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия паче, нежели всесожжения (ср.: Ос. 6: 6)», – пишет святитель Василий Великий.

Далее Господь прямо называет жертвоприношения иудеев «тщетными», «отвратительными».

«Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!» (Ис. 1: 13).

Интересно, что в Септуагинте текст несколько другой: «Если принесете Мне самую лучшую муку, то напрасно; курение – мерзость для Меня» (перевод Юнгерова). Церковнославянский: «И аще принесете ми семидал, всуе: кадило мерзость ми есть».

«Не носите больше даров тщетных». «Дары» (по евр. Mincha) означают приношения хлебные. «Тщетные» – т.е. лживые, не выражающие действительного настроения приносящих. Приносят дары, как будто любят Бога, – но на деле любят себя и свой грех. А почему носят? – Потому что так принято. Просто нужно исполнить некую формальность.

«Тщетные дары» – то есть лживые, не выражающие действительного настроения приносящих

«Курение отвратительно для Меня». Термин «курение» буквально означает «то, что возносится вверх». Под ним можно понимать: 1. дым от жертвоприношений; 2. запах благовоний (благовония клали на жертву) или дым от благовоний, сжигавшихся на специальном жертвеннике, который стоял перед внутренней завесой скинии/храма.

Толковая Библия Лопухина предполагает, что здесь вышеупомянутый дар (mincha) называется курением, так как часть хлебного приношения вместе с ладаном сжигалась на жертвеннике. Т.е. прочитать можно следующим образом: «такие дары есть отвратительное курение для Меня».

Термин «отвратительно» (варианты перевода: «мерзость, отвращение») употребляется в Библии для обозначения реакции Бога на:

• гомосексуализм,

• другие грехи сексуального характера,

• идолопоклонство,

• принесение в жертву животных с пороком,

• оккультные практики,

• ношение женщинами мужской одежды,

• храмовую проституцию,

• повторную женитьбу на женщине, с которой этот же мужчина прежде развелся,

• использование ложных гирь в качестве мер веса,

• развращенного человека,

• жертвоприношение, совершаемое нечестивым человеком,

• гордость/надменность,

• высокомерных вождей/правителей,

• судей-взяточников,

• ритуальное воскуривание фимиама без образа жизни по истинной вере (исследуемый нами фрагмент Ис. 1: 13).

Как можно видеть, лицемерное жертвоприношение прогневляет Бога так же, как и содомия, идолопоклонство, храмовая проституция, оккультизм и другие тяжкие грехи.

Святитель Иоанн Златоуст комментирует: «Послушай пророка, который говорит: курение отвратительно для Меня, указывая на нечистоту внутреннего расположения приносящих. Как там добродетель праведника сделала дым и смрад благоуханием, так здесь порочность приносящих сделала и благовонный фимиам отвратительным для обоняния. Итак, прошу, постараемся во всем показывать чистое расположение. Оно бывает причиною всех благ. Благой Господь обыкновенно обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет, или отвергает наши жертвы. Итак, молимся ли мы, постимся ли, подаем ли милостыню (потому что это наши духовные жертвы) или совершаем какое-либо иное духовное дело, будем делать все это от чистого расположения, чтобы получить достойный венец за труды» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Книгу Бытия. 27: 8).

«Новомесячий и суббот, праздничных собраний…» Евреи пользовались лунным календарем. Праздником считалась не только каждая суббота, но и каждое начало месяца/ новолуние. К ежедневной жертве всесожжения прибавлялось праздничное жертвоприношение: два тельца, один овен и семь единолетних агнцев, с хлебным приношением. Приносилась еще жертва о грехе (один козел). В это время священники трубили в священные трубы. В дни новомесячий прекращались торговля и промыслы. Израиль испрашивал у Господа благословение на труды в грядущий месяц.

Есть и духовное понимание новомесячия: «восстановление в прежнее состояние посредством покаяния» (святитель Василий Великий). Т.е. мы можем видеть в иудейских новомесячиях прикровенное указание на таинство покаяния. Если почитать толкование святителя Василия дальше, мы увидим много интересных аллегорических толкований законных постановлений. Например: не зажигать огня в субботу значит не воспламеняться плотскими страстями; не носить тяжелую поклажу – не обременяться тяготою греха; не ходить на дальние расстояния – не уклоняться от пребывания в Боге, но твердо и непоколебимо стоять в вере.

Есть и духовное понимание новомесячия: «восстановление в прежнее состояние посредством покаяния»

Субботы иудейские для нас могут толковаться как любой религиозный праздник. «Если Бог в каком-нибудь месте Писания и объявил о Своем отвращении к субботам, то при помощи слов “ваши субботы” Он показал, что считает не Своими, а человеческими те субботы, которые погрязший в грехах народ справляет без страха Божиего, чтя Бога устами, а не сердцем», – писал Тертуллиан (Против Маркиона, 12).

Духовное толкование муки, которую должны иудеи приносить Богу: святитель Василий Великий пишет, что эта мука есть слово Божие, очищенное от всякого мирского понятия, перемолотое для практического служения Богу. Курение же (кадило) пред Господом есть «освящение в теле, совершаемое при душевном целомудрии».

«Видишь ли, что Он не свойству приносимого радовался, но испытывал расположение приносящих? Потому дым и смрад от жертвоприношения Ноева Он назвал “приятное благоухание” (Быт. 8: 21), а их фимиам – мерзостью. Он требует, как я сказал, не вещества даров, но расположения приносящих», – комментирует святитель Василий.

Аналогия богопознания с благоуханием есть и у апостола Павла: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2 Кор. 2: 14–16).

Человек может духовно благоухать и духовно смердеть. Духовное благоухание – это жизнь по заповедям и проповедь Евангелия. «Мы подобны кадильнице царской и, куда ни приходим, приносим благоухание духовного мира, то есть богопознания. Посему, сказав выше, что всегда торжествуем, теперь говорит: мы во всяком месте сообщаем благоухание людям. Ибо всякое место и время полны нашими наставлениями», – пишет блаженный Феофилакт Болгарский.

Человек может духовно благоухать и духовно смердеть. Духовное благоухание – это жизнь по заповедям и проповедь Евангелия

Духовное же зловоние – это безбожие и владычество страстей. Неверие и грехи иудеев были отвратительны Господу так, как человеку неприятно зловоние.

Когда человек верит не в Бога, а в силу религиозного ритуала и не желает слушаться Господа – он повторяет все ту же ошибку древних иудеев. Творец ожидает от нас сострадания к людям, правды, добрых дел, сердечного покаяния и честности в отношениях с Богом и ближними – а не какого-то числа поклонов или какого-то объема молитв. Молитвы и поклоны необходимы – но это средство для духовно-нравственного преображения человека, а не цель религиозной жизни.

Не будем забывать, что мы способны приносить жертвы в храме своего тела. В этом смысле мы все – духовные священники. «Мы – истинные поклонники и истинные священники, которые, молясь духом, в духе приносим молитву Богу как подобающую и приятную Ему жертву, которую Он, конечно, искал и которую для Себя предвидел» (Тертуллиан. О молитве). И эти жертвы должны приноситься в послушании, смирении, искреннем желании богоугождения. Если нет такого внутреннего жертвоприношения, все ритуалы и обряды бессмысленны.

В следующей статье мы продолжим читать обличительную речь пророка Исаии и узнаем, в каких случаях Бог не слышит наших молитв.

(Продолжение следует.)



Сергей Комаров 22 марта 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить