Борьба с «успехом»

Сегодня, 12 августа, во Всемирный день молодежи, игумен Трифон Парсонс размышляет о роли подрастающего поколения, о непростом пути становления в вере. Главный совет: узнавайте свою веру, чтобы, если что, суметь постоять за нее и за свои убеждения.

Наша жизнь – это постоянное противостояние с миром материальным. Но если знать, что на духовном уровне ведется непрестанная борьба вечного и преходящего, то к духовной брани мы будем подготовлены лучше. 

Много лет назад я жил только ради того, чтобы покупать и приобретать. Всё мое окружение – и коллеги, и друзья – измеряли успех в таких категориях: получить, завести выгодное знакомство, шикарно отдохнуть, купить дорогую машину или одежду, пойти в ресторан. 

Наблюдая за тем, что материальные блага для многих становились смыслом жизни, я скоро понял, что все мы совершенно несчастны. Разводами уже никого не удивишь, многие взбираются по карьерной лестнице, расталкивая на пути всех, супружеская неверность сделалась нормой, денег на счете в банке все время мало. Кажется, успех – это тупик, в который мы все заехали по ошибке.

У меня было всё: и деньги, и друзья, и уважение, но не было счастья. Каждый день напоминал борьбу за счастье, одержать победу в которой было невозможно. Мне давали советы о том, как стать счастливым, но все без толку. Имея хорошее образование, знакомства и связи, я никак не мог найти то, что наполнило бы мою жизнь смыслом. 

Поворотным стал момент, когда я вдруг осознал, что никак не могу найти свое неуловимое счастье из-за состояния духовной пустоты. Жизнь была мне дана для подготовки к вечности, а я трачу ее попусту в поисках преходящих радостей. 

Отказываясь от себя ради Бога, ты обретаешь свободу и побеждаешь

Отказываясь от себя ради Бога, ты обретаешь свободу и побеждаешь. Твоя жизнь становится Его жизнью. Твоя борьба – Его борьбой. Твой главный трофей – свобода.

Совет православной молодежи

Лето заканчивается, и вот-вот тысячи молодых ребят – некоторые, покинув стены родного дома, – начнут учебу в высших учебных заведениях. На память приходят строки из Священного Писания: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10: 16). 

Почти все университетские преподаватели стремятся поднять свой авторитет перед совсем юными студентами, навязать им свои взгляды на жизнь. Однако если студент решительно высказывает свое мнение, вызывает уважение, то преподаватель будто оказывается застигнут врасплох. Учителя и преподаватели знают, что перед ними чистые, открытые, впечатлительные сердца студентов, и словно норовят поставить их мнения и ценности под сомнение. 

Православной молодежи хочу дать такой совет: не поддавайтесь на чьи-то манипуляции и не отказывайтесь от ваших принципов. На то, чтобы научиться умело отстаивать свою систему взглядов или ее отсутствие (включая атеистические убеждения) у большинства из этих преподавателей ушли годы. Не они первые, антагонисты были и до них. Более того, доводы, которыми они оперируют, тоже не новые. Возможно, они новые для вас, но те аргументы, которые они приводят в опровержение веры, много веков назад разгромили величайшие апологеты христианства. Лучший совет, который я могут дать православной молодежи, начинающей учебу в институте, сформулирую так: во-первых, преподаватель более опытен в полемике, чем вы, поэтому не пытайтесь себя с ним сравнивать. Если все же попытаетесь, будьте готовы потерпеть сокрушительное поражение. Во-вторых, не стыдитесь своей веры. В тайне многие студенты желают, чтобы их жизнь обрела смысл, ищут какое-то духовное основание. Они могут завидовать вам, ведь у вас есть вера. И наконец, поступайте со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью (Еф. 4: 1–2).

Не стыдитесь своей веры. В тайне многие студенты желают, чтобы их жизнь обрела смысл, ищут какое-то духовное основание. Они могут завидовать вам, ведь у вас есть вера

Постарайтесь найти единомышленников, которые вас поддержат. Вместе с другими ребятами организуйте студенческий православный клуб. Собирайтесь каждую неделю, вместе молитесь, читайте, обсуждайте. Узнавайте свою веру, чтобы, если что, суметь постоять за нее и за свои убеждения. И так однажды преподаватель-атеист встретит Христа и станет православным христианином. 

Открывая двери в Царство Небесное

Некоторое время назад духовенство нашей епархии подняло вопрос о том, насколько приемлемо допускать в храм мужчин, носящих серьги. На мой взгляд, попросить снять серьги – грубо, человек может обидеться, почувствовать, что ему не рады, поэтому, если он никаким очевидным, навязчивым образом не отвлекает прихожан, Церкви придется мириться с тем, что у каждого может быть свой стиль. 

Стиль есть стиль, он может меняться. В молодости мужчины моего поколения носили длинные волосы, что в последний раз было модно во второй половине девятнадцатого века (да, я был хиппи), а также расклешенные брюки «пейсли», футболки с принтом «тай-дай» и всевозможные бусы. Людям молодого поколения свойственно экспериментировать со стилем. Но, несмотря на это, Церковь все равно требует от всех приходящих в храм одеваться скромно – как дань уважения Дому Божиему, а также чтобы не отвлекать других молящихся. 

Мы теряем молодежь, поэтому давайте не будем усугублять ситуацию, подталкивать молодых людей уйти из Церкви, налагая ограничения, которые на самом деле не важны. Я работал с молодежью все годы своего монашества. Подростки и юноши тянулись ко мне всегда – и когда я приходил к ним в кампусы университетов, и когда они сами приходили ко мне в монастырь. Просто они чувствуют, что я принимаю их такими, какие они есть. 

Знаю одного мужчину, у которого на руках и на шее вытатуирована колючая проволока. Сейчас он монах-бенедиктинец, живет в покаянии – когда-то он пришел в церковь, и его там приняли с радостью, не осудили, не оттолкнули. Когда я с ним увиделся, сказал, что молодежи было бы очень интересно с ним поговорить, ведь его жизнь – прекрасный пример того, что двери покаяния всегда широко открыты для каждого. 

Любовь и принятие открывают двери в Царство Небесное

Как-то раз к великому старцу архимандриту Софронию (Сахарову) пришла дочь одного из монахов. Хотя у нее был огромный фиолетовый ирокез, старец принял ее очень тепло и радостно. Любовь и принятие открывают двери в Царство Небесное. В Церкви мы должны пожилых и молодых любить и принимать такими, какие они есть.

Перевела с английского Мария Лицман
Из книги The Morning Offering


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить