Быть другом не миру, но Богу

Слово в день прославления священномученика Илариона (Троицкого)

Мы созданы находиться с Богом. Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) на Божественной литургии
в день памяти свщмч. Илариона, 2021 г. (Продолжительность 0:04:58 мин, размер 4.7 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Один из апостолов пишет: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2: 15), а другой апостол также говорит нам: Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4: 4).

Сегодня мы совершаем память небесного покровителя нашей обители, одного из новомучеников – священномученика Илариона, архиепископа Верейского. В его жизни, как и в жизни других пострадавших в XX веке, особенно ярко проявилась эта добродетель нелюбви к миру. Священномученик Иларион, как и другие иерархи того времени, оказался в такой ситуации, когда вопрос встал очень остро: либо ты с Богом, либо нет. Стало невозможно идти на какие-то компромиссы, потому что не только церковное служение, но и само по себе то, что человек ходит в храм, носит крест, уже являлось причиной если не гонений, то по крайней мере больших неприятностей.

Священномученик Иларион сделал этот выбор очень твердо: остался верен Христу и Его Церкви. Другой иерарх того времени, когда ему предложили принять епископский сан, говорил своим родственникам: «Я отказаться не могу, но понимаю, что, соглашаясь, подписываю себе смертный приговор». То же самое, конечно, понимал и священномученик Иларион. В 1920 году, когда он стал епископом, уже вполне было понятно, что его ждут не торжественные встречи и красивые выезды, а страдания, ссылки и мученическая смерть, что в итоге и случилось.

Очень важно и нам брать пример с новомучеников – пример этой бескомпромиссности, этой нелюбви к миру. Мы живем в другое время, которое, может быть, кажется гораздо более спокойным, но при этом является гораздо более сложным. Тогда было очень легко, было понятно, где черное и где белое. И если человек принимал решение быть христианином, то заведомо шел на мученичество. Сейчас бывает гораздо сложнее, сейчас часто черное и белое настолько смешиваются, что сложно и разобрать, и очень легко можно ходить в храм, вести церковную жизнь, говорить о Православии, о вере, но при этом не жить по-христиански. Такое бывает очень часто, и бывает, думаю, в той или иной степени со всеми нами.

Жизнь новомучеников – пример для нас этой бескомпромиссной нелюбви к миру

Когда Церковь гонима, тогда христиане как-то собираются, можно сказать, мобилизуются и стараются жить по-христиански. Хотя, может быть, количественно христиан гораздо меньше. Сейчас в этом плане труднее, сейчас очень легко вести жизнь расслабленную и при этом называть себя христианином, быть уверенным в том, что мы христиане, и еще оправдываться тем, что мы же живем не хуже других, по нашему времени вполне себе неплохо. Очень часто именно такое поведение и искушает людей, находящихся вне Церкви. Думаю, каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда люди неверующие, видя те или иные наши грехи и недостатки, начинают нам на них указывать, говоря: вот вы в храм ходите, но при этом как ведете себя, как к людям относитесь, как живете? И ответить на это что-либо бывает невозможно, потому что по сути эти люди, далекие от Церкви, правы, потому что мы, являясь людьми церковными, должны и жить соответственно, чего мы часто не делаем.

Давайте постараемся, братья и сестры, не только вести церковную жизнь в таком привычном понимании этого слова, но и быть по-настоящему христианами, жить по заповедям. А если с какими-то своими недостатками мы еще не можем справиться, то хотя бы молиться о том, чтобы Господь помог нам победить свои страсти и жить по-христиански. И просить молитв у святых новомучеников, у тех, которые являются здесь наиболее ярким примером, чтобы нам не только называться христианами, но и по-настоящему быть ими и войти со Христом в Его Небесное Царство.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить