Человек Царства Божия. Часть 2

(Окончание. Часть 1)

Дорогие слушатели, говоря об условиях вхождения в Царство Божие, нам было бы хорошо задуматься и о том, что Господь Христос сказал: если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18: 3). И даже поставил ребенка посередине и сказал, что если не станете, как этот ребенок, не войдете в Царство Божие. Отсюда мы понимаем, что, чтобы войти в Царство Божие, надо иметь невинность ребенка.

Теперь по поводу невинности ребенка. Мы знаем, что и дети совершают зло, знаем, что и дети подвержены страстям, что многие из детей бывают злы, но только забываем об одном, а именно: мы забываем о том, что они не упорствуют во зле. Господь Христос это и хотел сказать, что если не будете упорствовать во зле, а будете иметь благостыню ребенка, который прощает сразу, который не вспоминает о напастях, причиненных ему кем-то, – только тогда войдете в Царство Божие.

Некто даже говорит (и он прав), что детская невинность – это состояние, которого должен достигнуть взрослый человек; святость взрослого человека состоит в том, чтобы достигнуть невинности ребенка. Святой апостол Павел уточняет в Первом послании к Коринфянам, что не надо быть детьми, когда дело касается ума, но надо быть детьми, когда дело касается зла. Он даже пишет: не будьте дети умом… по уму будьте мужами (ср.: 1 Кор. 14: 20).

Итак, будьте детьми, когда речь заходит о зле, но умом не будьте с детскими немощами, умом будьте мужами; чтобы у нас был ум взрослого и сердце ребенка. А если у нас сердце ребенка, значит, мы годимся для Царства Божия. Человек Царства Божия должен иметь невинность ребенка, но здравый ум, потому что Господь Христос – и Бог вообще – не благословляет недостатков, а благословляет полноту.

Человек Царства Божия непременно должен быть человеком, совершающим добро, а не только устраняющим зло

Всё, что ты делаешь, тебя восполняет, и положительное, и отрицательное. Итак, всё, что ты сделал – добрые дела или злые, – тебя осуществило; ты не можешь абстрагироваться от того, что сделал.

Задумаемся, далее, о том, что покаяние, которое означает, что неправедность ненавидят, а Закон Божий исполняют, предполагает не только устранение греха, но и делание добра. По плодам их узнаете их, – читаем мы в Святом Евангелии (Мф. 7: 16). Мы знаем, что Господь Христос сказал: всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а если оно не приносит плода доброго, его срубают и бросают в огонь (Мф. 7: 17, 19); хорошая ветвь приносит плоды, а если нет, ее отсекают и бросают в огонь (см.: Ин. 15: 5–6). Так что требуется и позитивная сторона, не только чтобы ты больше не делал злых дел, но и чтобы делал то добро, которое в состоянии делать.

Значит, человек Царства Божия непременно должен быть человеком, совершающим добро, а не только устраняющим зло. Подумаем о словах святого апостола Павла из Послания к Римлянам: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12: 21). Итак, человек Царства Божия – это человек, который делает добро и устремляется к добру, он не только устраняет зло, но и совершает добро. Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5: 17).

Святой же апостол Павел в Послании к Галатам говорит, что от человека Царства Божия требуется, чтобы у него была вера, действующая любовью (Гал. 5: 6). В Послании к Евреям мы читаем, что без веры достигнуть спасения невозможно (см.: Евр. 11: 6), так что веру надо иметь обязательно. Может, вам известно (я не знаю, насколько вы заняты этими вопросами веры), что Господь Христос требует от человека в особенности двух вещей: веры и любви. В Евангелии от Иоанна, в главе 9, мы читаем, что после того, как Господь Христос даровал зрение человеку незрячему, Он встретился с ним, и Господь Христос спросил человека того:

– Ты веруешь ли в Сына Божия?

И он сказал:

– А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

А Господь Христос сказал:

– И видел ты Его, и Он говорит с тобою (Ин. 9: 35–37).

Вопрос: Ты веруешь ли в Сына Божия? – Господь Христос задает нам всем, Он задает его всем людям. Есть два типа людей: которые обращаются и которые не обращаются ко Господу Христу, люди, которые веруют и которые не веруют. Несмотря на то, что у веры больше ступеней, больше нюансов.

Нам известно, к примеру, о вере сотника, и мы могли бы сказать, что сотник из Капернаума – это человек Царства Божия. Почему? Потому что это такой человек, которым восхитился Господь Христос. Таких людей мало, о которых можно было бы сказать, что Господь Христос относился к ним по-особенному. У капернаумского сотника который был начальником, командовал сотней с лишним солдат, имелся слуга, который был болен и жестоко мучился. Его хозяин, сотник, любил своего слугу и известил Господа Христа о его состоянии. Господь Христос сказал:

– Я приду и исцелю его.

Но сотник ответил:

– Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой (в мой дом), но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает (Мф. 8: 7–9).

И Господь Христос восхитился им и сказал, что даже в Израиле не нашел такой веры.

Итак, сотник из Капернаума – человек веры, и он остался в Евангелии из-за своей веры и из-за того, что Господь Христос восхитился им. И у него есть не просто вера, а вера, соединенная с надеждой, поскольку, прося Господа Христа за слугу, он проявил свою веру в этой просьбе. Когда мы молимся, мы выражаем свою надежду на то, что Бог исполнит нашу молитву. Святой Иоанн, написавший «Лествицу» (святой Иоанн Лествичник), говорит о молитве, что «молитва – это проявление надежды и секира отчаянию»[1]. Таким образом, верующий человек не должен доходить до отчаяния, а всегда должен иметь надежду.

И еще у капернаумского сотника была любовь к своему слуге, а значит, у него имелись три добродетели: вера, надежда и любовь к своему слуге. И еще у него было смирение, ибо он сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Это пример для верующего человека, таким должен быть человек Царства Божия – человеком веры, надежды, любви и смирения. Эти четыре добродетели должны быть у всех христиан, и они есть у всех святых. Конечно, добродетели не одни входят в душу человека, они входят вместе с другими добродетелями, с другими добрыми обычаями.

Вера, надежда, любовь и смирение – эти четыре добродетели должны быть у всех христиан

В Первом послании к Коринфянам мы читаем, что святой апостол Павел сказал: если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13: 2). Значит, человек Царства Божия должен обязательно иметь веру и любовь, и это тем более, что Господь Христос трижды спросил святого апостола Петра:

– Любишь ли ты Меня? (Ин. 21: 15)

После того как Господь Христос воскрес, Он был на море Тивериадском вместе со святым апостолом Петром и еще шестью учениками, среди которых были Фома Близнец, Нафанаил из Каны Галилейской, ученик, которого любил Иисус, и еще двое, имен которых евангелист не упоминает, мы не знаем почему, и Господь Христос спросил святого апостола Петра:

– Любишь ли ты Меня больше, нежели они?

А святой апостол Петр ответил:

– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

А Он спросил его и во второй, и в третий раз; и на третий раз святой апостол Петр огорчился и сказал:

– Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21: 15–17).

Этот эпизод из Евангелия чрезвычайно впечатляющ. Мы не знаем, почему Он спросил его трижды. Одни говорят, что Он спросил его трижды потому, что святой апостол Петр трижды отрекся. И знайте, дорогие слушатели, что я радуюсь, что святой апостол Петр трижды отрекся от Господа Христа. Это его вина, без сомнения, но следует знать, что всё это произошло нам в поучение. То есть если святой апостол Петр отрекся трижды, и Господь Христос его принял, это значит, что и на наши отречения Он может не обратить внимания, если мы делаем то, что сделал святой апостол Петр, который вышел вон и горько заплакал (см.: Мф. 26: 75). То есть он не был согласен со своими падениями, и Господь Христос принял его покаяние и снова присоединил к ученикам.

Архимандрит Феофил (Пэрэян) в летнем молодёжном лагере, носящем его имя. Монастырь Оаша
На святых богослужениях, в гласе 5-м, у нас есть одно очень красивое сочинение. Конечно, это сочинение литературное, из которого мы можем чему-то научиться, но, как литературное сочинение, оно не составляет теории покаяния. Сочинение это звучит так:

«Господи, после Воскресения Твоего трехдневного и после поклонения апостолов, Петр воззвал к Тебе: “Жены возымели дерзновение (речь идет о женах-мироносицах), а я убоялся; разбойник (уверовавший разбойник) говорил с Тобой, а я от Тебя отрекся. Назовешь ли Ты меня снова учеником? Или снова покажешь меня ловцом глубины? Но прими меня кающегося, Спасителю, и спаси”»[2].

Это жемчужины нашей веры православной, это сокровища Православия. Такого больше нигде не найдешь, кроме наших богослужений, которые, мне отрадно сказать это, являются гласом Духа. В трех местах Писания говорится о гласе Духа. Прежде всего, о гласе Духа говорится в связи с фарисеем Никодимом, который пошел ночью ко Господу Христу и беседовал с Ним и который понимал, что Господь Христос послан от Бога. По этому случаю Господь Христос сказал слова: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3: 8).

То есть по шуму ты судишь о реальности ветра. На греческом языке слово «ветер» и слово «дух» выражаются одним термином – «пневма»; скажешь ли ты «ветер», скажешь ли «дух», это одно и то же.

Далее, в Святом Евангелии от Иоанна говорится и о шуме вод: Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7: 38), – сказал Господь Христос. А в связи с Сошествием Духа Святого мы читаем в Деяниях Апостольских, что, когда Дух Святой сошел на святых апостолов, действительно сначала был слышен шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра (Деян. 2: 2).

Итак, мы имеем три места в Писании, где говорится о гласе Духа, и отсюда понимаем, что существует глас Духа; а я пришел к выводу, что глас Духа – это наши богослужения. По своему содержанию наши богослужения являются сочинениями, которые внушил Дух Святой, а по исполнению они – глас, ибо мы, совершающие богослужения, в действительности делаем эти тексты видимыми и слышимыми, и таким образом наши богослужения становятся гласом Духа. Потому они так красивы и дарят такое отдохновение. Но таковы они в особенности тогда, когда в них вдумываются, а не просто слушают второпях, потому что тогда перед тобой мелькает уйма разных идей, и ты не можешь их удержать. А когда в них вникаешь, тогда радуешься и понимаешь, как они важны.

Глас Духа – это наши богослужения

Например: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечнаго, начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго» (Пасхальное богослужение)[3].

Или задумаемся, например, о том, что мы говорим в Великий четверток:

«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе»[4].

Это сочинения, подающие нам отдохновение, подающие нам покой, подающие нам радость, понимание, вводящие нас в сферу таких мыслей, которых не найдешь в каком-нибудь другом месте. Знайте, что наши богослужения на самом деле несравненны; в этом мире нет ничего, что соответствовало бы мере наших богослужений, мере тех мыслей, которые содержатся в наших богослужениях.

Я говорил, что капернаумский сотник был человеком, представляющим тех, кто входит в Царство Божие. Добавлю теперь, что после повествования о сотнике в Святом Евангелии от Матфея говорится, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8: 11). Что же это за люди? Люди, подобные капернаумскому сотнику.

Дорогие слушатели, в Царство Божие входят и остаются там те, кто озабочен высшей жизнью. Давайте же подумаем и о богатом юноше, который, несомненно, тоже вошел в Царство Божие. Хоть в повествовании о нем и не говорится, что он вошел в Царство Божие, но, поскольку сказано, что Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк. 10: 21), то невозможно, чтобы потом он был отвержен Господом Христом и не мог войти в Царство Божие.

В Евангелии от Марка мы читаем, что богатый юноша спросил Господа Христа об условиях вхождения в жизнь, и после того, как Господь Христос сказал ему, каковы эти условия, какие заповеди он должен исполнить, он сказал:

– Всё это сохранил я от юности моей (Мк. 10: 20).

А Господь Христос посмотрел на него и полюбил его. Так невозможно же, чтобы Господу Христу был кто-нибудь дорог, а потом Он всё равно оттолкнул его. Невозможно!

О том, что Господу Христу был дорог богатый юноша, я узнал, не читая Евангелие, хотя читаю Новый Завет начиная с 1942 года. Сначала я читал его нерегулярно, но, как бы то ни было, когда поступил на богословский факультет, знал очень многое из Нового Завета. Это митрополит Николай (Бэлан) обратил наше внимание, когда мы были студентами-богословами, на то, что в Евангелии от Марка написано, что Господь Христос полюбил богатого юношу. Он был Ему дорог!

С тех пор я остаюсь при этой мысли и, знайте, ни разу не доходил до того, чтобы осуждать человека, который был дорог Спасителю. Если он не мог сделать столько, сколько хотел Господь Христос, то это другое дело, но, как бы то ни было, Господь Христос, взглянув на него, полюбил его. И таким должен быть человек, являющийся частью Царства Божия, человек, который дорог Спасителю.

Итак, спросив святого апостола Петра: Любишь ли ты Меня (Ин. 21: 15), Господь Христос обращает наше внимание на то, что в Царство Божие входят те, кто любят Господа Христа, и любят Его больше всего на свете. Думаю, вы знаете слово из Святого Евангелия от Матфея: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10: 37–38). Значит, на первом плане у нас должен быть Бог; сначала идет Бог, а потом человек – через Бога.

На первом плане у нас должен быть Бог; сначала идет Бог, а потом человек – через Бога

Это очень важно, потому что кто уже связан с Богом, тот не может делать кому-нибудь зла, потому что его держит в сфере добра вера в Бога. В «Патерике» говорится, например, что некто поглумился над одним человеком, а тот ответил:

– Я тоже бы мог сказать это, но Закон Христов закрывает мне уста.

Наконец, мы молимся о том, чтобы Царство Божие пришло посреди нас, и в Святом Евангелии от Луки даже написано, в главе 17, что Господь Христос, будучи спрошен, когда придет Царство Божие, ответил:

– Не придет Царствие Божие приметным образом... Ибо вот, Царствие Божие, – у нас есть два перевода, два варианта, – внутрь вас есть, или: посреди вас (Лк. 17: 20–21).

Значит, Царство Божие должно быть и внутри нас – чтобы Бог был хозяином в нас, но оно должно быть и посреди нас, то есть чтобы мы осуществили Царство Божие в нашей среде. А этого можно достигнуть.

Между тем, в молитве «Отче наш», которую нам оставил Господь Христос, мы молимся, говоря: «Да приидет Царствие Твое», то есть чтобы пришло Царство Божие. Мы этого просим, и просим потому, что верим в возможность осуществления того, чтобы Царство Божие стало реальностью в нашей жизни, реальностью в нашем обществе. Но для этого нам надо выполнить условия Царства Божия, хранить себя от зла.

В «Добротолюбии», во 2-м томе, есть комментарий святого Максима Исповедника на молитву «Отче наш»[5], где говорится, что молитва «Отче наш» – это не только молитва, но и руководство к жизни, особенно если эту молитву рассматривать от конца к началу. Так как же ты достигаешь того, чтобы стяжать Царство Божие, идти к Царству Божию? Этого ты достигаешь, если хранишься от зла (от трех видов зла: зла помышлением, зла словом и зла делом), если обходишь искушения, которые могут привести ко греху (но могут привести и к добродетели; не все люди, подвергающиеся искушениям, впадают в них, есть столько людей, побеждающих искушения). Затем надо, чтобы ты прощал ошибки тех, кто грешит по отношению к тебе, и достиг того, чтобы прощать их от души; а потом надо что-нибудь делать, чтобы иметь хлеб насущный.

Молитва «Отче наш» – это не только молитва, но и руководство к жизни

Дорогие слушатели, я даже не могу вам сказать, сколько радости испытываю, когда вспоминаю своих родителей, крестьян, трудившихся ради хлеба насущного. Сегодня, когда покупаешь хлеб в магазине, ты не можешь думать о том, сколько труда вкладывает в него кто-то. Ведь люди делали тогда хлеб руками, не машинами, тесто месили не миксером, а вручную и делали всё необходимое, чтобы хлеб оказался у них на столе. И знали, что получают его из рук Божиих и рук человеческих одновременно: и от Бога, и от человека. Поэтому он был радостью для нас.

И эта радость осталась у меня в душе, ибо перед тем, как сесть за стол, мы молились, читали «Отче наш». И мне так радостно, когда я вспоминаю, как мама – упокой, Господи, ее душу – говорила:

– Нет, сначала мы пойдем к Отче нашему, тогда можно будет кушать.

Нам нельзя было есть, если мы не призвали на себя Божию благодать, ведь хлеб – это дело человека и дело Господа. Нам нельзя было есть хлеб, который дал нам Бог, не подумав о Боге.

И это можно было лучше понять тогда, когда мы сами делали хлеб. А когда мама вынимала его из печи, она клала его куда-то, накрывала холстом и говорила:

– Нет, мы его оставим: пусть пойдет к Богу.

Вот так мы жили в детстве, жизнью, в которой присутствовал Бог. Была даже такая мысль, что на пшенице находится щека Божия, лицо Божие. И я даже думал, что кто зрячий, тот видит лик Божий на пшенице. Еще думал, что с помощью увеличительных инструментов они могут разглядеть фигуру Бога.

Так думали люди, а в действительности дело было не только в лике Божием, но и в нашей уверенности в том, что жизнь, которой мы живем, зависит от еды, которую мы принимаем в себя, от хлеба, который дает нам Бог и который мы сами, со своей стороны, готовим.

«Хлеб наш насущный» мы понимаем не только как пищу, мы его понимаем и как слово Божие. Была такая немецкая поговорка: «Используй слово Божие как хлеб насущный». А еще мы его понимаем как являющийся Святой Евхаристией. Просфора испекается на самом деле так же, как хлеб, но только с особым тщанием и людьми, проводящими жизнь, как можно больше соответствующую воле Божией, как можно более святую.

Дорогие слушатели, человек Царства Божия, таким образом, должен быть новой тварью, новым человеком, он должен быть человеком, имеющим ум Христов. Мы имеем ум Христов, или «имеем мысль Христову», – говорит святой апостол Павел (1 Кор. 2: 16). Ум же Христов мы имеем, конечно, если мыслим мыслями Христа, а мысли Христа находим в Евангелии и делаем их своими в том смысле, что вводим их в свой ум, чтобы измениться обновлением ума, как мы читаем это в Послании к Римлянам святого апостола Павла:

Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12: 2).

Итак, нам необходимо обновление ума; у христианина должен быть другой ум, нежели ум людей, не имеющих веры в Бога.

Дорогие слушатели, думаю, здесь мне пора остановиться, потому что мне не нравится, когда что-нибудь слишком затягивают. Но сейчас, после того, как я дал вам некоторые советы, вы и сами сможете многое понять, читая Новый Завет. Призываю вас читать каждый день по две главы из Нового Завета, и, приучившись к словам Святого Евангелия, к словам Господа Христа, о которых Господь Христос говорит, что они дух и жизнь (Ин. 6: 63) и что небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк. 13: 31), мы и сами сможем понять, что конкретно надо делать человеку, чтобы войти в Царство Божие и остаться в Царстве Божием.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Crestin ortodox (Православный христианин)


[1] Ср.: Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 28, 1.

[2] На ц.-сл.: «Господи, по тридневнем Твоем Воскресении, и апостолов поклонении, Петр вопияше Ти: жены дерзновение прияша, аз же убояхся. Разбойник богословяше, аз же отвергохся. Убо призовеши ли мя прочее ученика быти? или паки покажеши мя ловца глубиннаго? но кающася приими мя Боже, и спаси мя» (Октоих воскресный, глас 5. В субботу на велицей вечерни).

[3] Пасхальный канон, песнь 7, тропарь 2.

[4]Во Святый и Великий Четверток на утрени. Тропарь, глас 8.

[5] «Толкование на молитву Господню» преп. Максима Исповедника в русское «Добротолюбие» не вошло.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить