Черты афонской духовности. Часть 1

«От Пресвятой начинайте»

Святая Гора Афон известна как Сад Пресвятой Богородицы, как превосходное место, где чтится, является, действует и почивает личность Святой Богородицы. Согласно Преданию, Афон отведен жребием Богородице Самим Господом: «Это место – Твой жребий и сад, и рай, гавань спасения для тех, кто ищет спасение[1]».

В то время, когда первая Ева попадает в первоначальный рай, вторая Ева, Мать второго Адама, раскрывает благодать Своего имени в новом раю – Афоне. Владычица ангелов является как Владычица ангельского чина монахов. Преблагословенная раскрывает благодать, проистекающую из Ее благодати, через иконы, паломнические места, благословенные афонские уголки, жизненные события, ожидающие ответы на прошения, неожиданные ответы на вспышки славословий, явления освященных подвижников, среди умиления келий или в блеске храма. Повсюду и всегда, в каждом месте и в каждой точке скрывается неповторимый повод и уникальная возможность, чтобы человек почувствовал объятие Пресвятой Богородицы. 

Может быть, нет афонского монаха, который не ощущал бы Богородицу как свою Пресвятую, как свою Владычицу и первое прибежище, свою неизменную надежду, безопасность и защиту, свою заступницу и матерь, свою близкую и постоянную спутницу, объятие ран и восприемницу своих испытаний.

Каждый певчий начинает свои уроки с молитвы «Достойно есть...» и с ней демонстрирует свое мастерство. Первые и наилучшие творения, которые создает каждый иконописец или резчик по дереву, – это изображения личности Пресвятой Богородицы. Каждый исихаст возносит к Ней свою самую горячую молитву. Каждый монастырь окружает какую-то Ее икону сиянием своего благоговения.

Исторические события, повседневные нужды, живые чудеса, случаи и обстоятельства, Богородичные черты отпечатываются на каждой иконе, которая по своей художественной красоте и присутствию утешает каждый монастырь на Афоне. Таким образом, кроме икон Пресвятой Богородицы «Достойно есть» в Протатском храме и «Вратарница» в Иверском монастыре, мы имеем Акафистную икону Пресвятой Богородицы в монастыре Дионисиат, Мироточивую икону Пресвятой Богородицы в монастыре святого Павла, икону Пресвятой Богородицы «Троеручица» в Хиландарском монастыре, икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» в Дохиарской святой обители. И еще икону Пресвятой Богородицы «Путеводительница» в монастыре Ксенофонт, икону Пресвятой Богородицы «Утешительница» в Ватопедском монастыре, икону Пресвятой Богородицы «Сладкое целование» в монастыре Филофей и многие другие.

Так же как святой пророк Илия оставил свою милоть Елисею, аналогичным образом честной пояс Пресвятой Богородицы благоговейно сохраняется в Ватопедском монастыре и является драгоценным наследием, благословением и уникальным сокровищем.

«Радуйся, святая и божественная гора», – поет гимнописец, поэтически отождествляя Пресвятую Богородицу с богошественным Афоном[2] . Божия Матерь не находится на Афоне; Пресвятая Дева – это истинная Святая Гора.

Божия Матерь не находится на Афоне; Пресвятая Дева – это истинная Святая Гора

Присутствие Божией Матери покрывает всю пустоту женского присутствия на этом месте. Вот почему сочинения с уникальной ценностью, богословским и духовным значением, увидевшие свет, являются плодом великих афонских святых и говорят о Ее личности. Знаменитые беседы святого Григория Паламы о введении во храм Богородицы, канон святого Никодима Святогорца, посвященный иконе Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», «Феотокарий» («Богородичник») и все его ссылки на Ее личность, о которых мы упоминали ранее, переполнены богословской глубиной, сладостью любви и божественными чувствами.

Но даже и современные святые отцы, известные и неизвестные, знаменитые и не знаменитые, проходят через Пресвятую Богородицу и формулируют свой лучший мир и наиболее качественные выражения своей веры. Говорят, что для старца Иосифа Исихаста «любовь к нашей Пресвятой выше всякого описания. Когда он вспоминал Ее имя, с его глаз начинали течь слезы. Он долгое время молился Ей, чтобы Она взяла его, чтобы он “отдохнул”. И Всецарица услышала его молитвы. Она заранее известила старца, за один месяц о дне его смерти». Это произошло 15 августа 1959 года, в день Ее Успения. Такие же благоговейные чувства выражает и приснопамятный иеромонах Афанасий Иверский в своем письме к преподобному монаху Феоклиту Дионисиатскому: «Начни с Пресвятой... Сосредоточься на этой мысли, которая пришла ко мне во время чтения “Феотокария”. Если даже исчезнут небо и земля, то не исчезнут Акафист и “Феотокарий” даже на один день в году. И для кого эти гимны? Для Сокровищницы всей благодати Божией[3] ».

Необходимость в «знамении»

Второй элемент, отличающий святогорскую духовность, – это потребность в опыте и «знамении». Афон изобилует чудесами. Мощи, которые благоухают, легенды и истории, связанные с иконами, сверхъестественные чудеса, харизма святых монахов, явления святых, чудесные решения проблем, мертвые тела, которые сохраняют свою гибкость и от которых не исходит гнилой запах, подчинение природным силам составляют картину, которая развивается естественным образом, чтобы описать, явить и представить Бога не как далекое и странное чудо, а как трансцендентную истину и реальность, которая легко подтверждаются теми, у кого есть глаза, чтобы видеть. Поэтому и непорочный паломник на Афоне вводится в духовную жизнь, укрепляется тем, что «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42).

Духовность Святой Горы Афон поддерживается не на интеллектуальном богословии, мудрых советах, человеческих заповедях, механическом послушании и на том, что обычно ведет к самооправданию, а на опыте присутствия Бога, который – если он не прелестное состояние – животворит веру. Спасение – это не достижение и не успех, а благодать и дар от Бога.

Спасение – это не достижение и не успех, а благодать и дар от Бога

Вот почему спасающийся верующий человек ищет везде и всегда признаки присутствия Бога. Он исходит из опыта «знамения» и продолжает «идти» с убежденностью его повторения и подтверждения. Он не преследует, а ждет его. Цель состоит не в том, чтобы стать хорошими или порядочными людьми, чтобы произошло «знамение», к которому мы стремимся, а в том, чтобы нам далось «знамение Ионы», чтобы распознать его[4] .

Афонские жизнь и опыт в каждый момент и в каждом их аспекте отмечены знамением, которое является общим правом, а не удивительным исключением. Ничего удивительного, просто является Существующий Бог. Знамение пророка Ионы дается каждому верующему, который призван не признавать силу какого-то абстрактного божества, не силу божественного, как часто говорят, а видеть лицо Бога, Который знает, как отвечать на прошения, побеждать природные законы[5] , превосходить наши желания[6] , раздавать каждому человеку согласно произволению[7] , давать знамения в жизни наших братьев и повторять Его дары и в нашей жизни.

Разнообразие Пятидесятниц

В православной жизни и предании то, что называется духовностью, является опытом и проявлением Святого Духа. Но Святой Дух приходит в виде многочисленных языков (см.: Деян. 2: 3). Духовная жизнь Афона испытывает уважение к разнообразию божественных даров, которые многочисленны и очень различны.

Каждый уголок Афона говорит с тобой по-своему. Не только общежительный монастырь отличается от пустыни, но и каждая келья – от соседней кельи, каждый склон – от близлежащего склона, каждый монах – от своего брата. Тут ты проживаешь Божию тайну, которая не соответствует каким-либо правилам и не является тождеством мнения, впечатляющим сходством, удивительным совпадением, а проявляется как мирное различие, как неизмеримое и неожиданное разнообразие, как неповторимая уникальность, как совместимость противоположных вещей, как гармония несовместимых вещей. Поэтому все выражается непритворно, с непринужденностью и простотой. Афон не боится различности.

Духовность Святой Горы Афон не пытается тебя убедить. Ты приходишь на Афон и сам во всем убеждаешься. Он не стремится ограничивать тебя в правилах и директивах. Не говорит тебе, что делать. Монах показывает тебе, как он живет. Говорит тебе о своей жизни в Боге. Он не уязвляет тебя словом «надо», не говорит, что ты должен делать. Не показывает цели, которых ты должен достичь. Не изобличает тебя жестокими словами. Ты приходишь к покаянию благодаря внушительному количеству примеров и опыта.

Духовность Святой Горы Афон не пытается тебя убедить. Ты приходишь на Афон и сам во всем убеждаешься

Особенно интересно, что в проповеди в день Пятидесятницы святой апостол Петр говорит о распинателях Господа, прямо обвиняет их, но не высказывает им строгих изобличений[8] . Он говорит о них, как о людях, которые не поняли, что сделали. Слова «ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34), сказанные Господом, также подтверждаются словами и духом святого апостола Петра. Нечто подобное ты проживаешь и при каждом твоем контакте с Афоном. Они говорят тебе правду, но таким образом, что ты приступаешь к покаянию, не ощущая в себе эгоистического сопротивления. Афон не призывает тебя к самозащите, а призывает к покаянию.

Также он не заставляет тебя подражать чему-то хорошему, что уже существует, а провоцирует тебя «родить» твой настоящий дар, который ожидает своего проявления. Каждый монах уникален. То, что подчеркивает подлинность истины, – это разнообразие выражений и различия в характерах.

Следствием всего этого является то, что духовность Святой Горы Афон отличается своей свободой и эстетикой. Выбор Бога здесь происходит не от страха и неуверенности. Моральные правила существуют, но не для того, чтобы устанавливать барьеры или защищать. Прежде всего они существуют для подтверждения любви и указания направления. Этика – не цель, которая точно определяется, а естественный плод, который свободно созревает. На Афоне ты не призван делать то, что необходимо, а выбираешь то, что выражает Божия воля. Поэтому и недостатки на Афоне не уменьшают его значения. Не удивляют и немощи монахов. Просто все это смиряет.

Но кроме свободы выбора и согласия здесь царит свобода риска и смелости, свобода от условности и компромисса. Те, кто проживает абсолютным образом монашескую крайность, те, кто всегда носят в своих телах мертвость Господа Иисуса (2 Кор. 4: 10), не имеют никаких причин попасть в петлю компромисса. Прежде чем она удушит их, они уже будут вне нее. Также на Афоне царит свобода от эпохи и времени. Здесь, с одной стороны, прошлое и предания соприкасаются с эсхатологическим будущим. А с другой стороны, Афон освобождает тебя из оков настоящего, из его форм и выражений. До тех пор, пока каждый монах, каждое здание, каждое творение, каждый обычай, каждый импульс напоминают о славе Византии и о прошлом веке, они будут направлять тебя к вечной славе, к будущему веку.

Святогорская духовность имеет и эстетику. Среди своей монотонности Афон не боялся искусства, но принял, утвердил и проявил его. За каждой деталью творчества, поведения или духовного выражения ты видишь обезоруживающую простоту и удивительную красоту, нежность и благородство. Для того чтобы Бог был истинным, обязательно необходимо «καλλει ωραιος παρα παντα ανθροπους»[9] , а Его тропос – «веяние тихого ветра»[10] .

На Афоне ты испытываешь страх перед знамениями апостолов (см.: Деян. 2: 43), находишь возможность для своего покаяния, проживаешь разнообразие Божией благодати, чувствуешь Божию свободу и красоту. Такой должна быть Пятидесятница.

Аскетическая крайность и абсолютность

Святая Гора Афон – это превосходное сосредоточение утвержденного на предании и основанного на опыте аскетического и исихастского монашества. По сей день Афон является пространством, где царит абсолютное ощущение величайшей человеческой меры и аскетической крайности. Поэтому часто вещи, с которыми человек сталкивается здесь, ближе к божественному и трансцендентному, чем к человеческому и естественному.

Здесь человек познает человеческую природу в непосредственной близости к Богу и в величайшем дерзновении к Нему. Здесь, на Афоне, ты видишь жизнь, которая больше напоминает Царство Божие, а не жизнь, управляемую непосредственностью видимого мира. Здесь величайшей реальностью является не человек, не управляющий миром искуситель, не события, которые оказывают влияние на жизнь, не смерть, которая существует как угроза. Здесь события просто напоминают о непродолжительности и бренности жизни, диавол существует, чтобы быть побежденным, а Бог живет и является, чтобы быть прославленным.

На Афоне ты видишь жизнь, которая больше напоминает Царство Божие

«Все абсолютно самоотверженное, удивительное, не земное и очень желаемое для славы Божией, наиболее настоятельное и болезненное “простирание” человеческой бытийности, чтобы достичь и отсюда дотронуться, хотя бы кончиком пальца до Самого Желаемого»[11]. Человек может и сегодня это встретить в благословенном саду Пресвятой Богородицы.

Эта крайность и абсолютность поиска Бога видны во всех аспектах жизни на Афоне. Действительно, и сегодня афонские уставы являются самыми строгими, а также и режим питания монахов. Службы длинные, иногда они продолжаются до 16 часов. Благодатные монахи свободно возлагают свои таланты на жертвенник послушания, сознательной неизвестности, повседневной монотонности и отрекаются от своего естества, чтобы достичь сверхъестественного[12].

В монастыре Эсфигмен, на внешнем притворе соборного храма, на видном месте была поставлена икона с изображением распятого монаха, но не для того, чтобы вызвать благоразумие, которое рождается от страха, а для того, чтобы показать, что истинная слава каждого монаха, каждого верующего является добровольным крестом[13] . Это то, о чем упоминается в Патерике: «Если я не разрушу все (старое), не смогу воздвигнуть себя[14] », то есть полное умерщвление ветхого человека, ежедневная смерть[15] , духовное проживание в аду без потери надежды на спасение[16] составляют атмосферу духовной жизни на Афоне, которая является свободной от смерти, от страха перед ней и от тяжести человеческой природы.

(Вторая часть)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Из книги «Света гора. Богошествената планина»


[1] Γρηγορίου Παλαμά, Βίος Οσίου Πέτρου του Αθωνίτου, PG 150. 1005.

[2] Октоих, воскресная утреня, глас 5.

[3] Θεοκλήτου μοναχού Διονυσιάτου, Ιερομόναχος Αθανασίος Ιβηρίτης (1885–1973), Θεσσαλονίηη, 1986.

[4] Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12: 39).

[5] «Когда Господь захочет, то отменяет законы естества» – из утрени на Рождество Христово.

[6] А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф. 3: 20).

[7] «Бог отвечает даже на кажущиеся странными прошения и выражает Свое присутствие таким образом, которые может показаться не очень серьезными. Итак, Иоаким Агиананит, который раньше жил в Америке, питая любовь к традиционному внешнему виду духовенства, помолился Пресвятой Богородице, чтобы Она дала ему длинную бороду, и Она чудесным образом дала ему бороду, которая достигла до земли». Αρχιμ. Χερουβείμ, Συγχρονοες Αηιορείτικες μορφές, Ιωακιείμ Αγιαννανιτης, Ι. Μονή Παρακλήτου, 1986, σς. 35, 36.

[8] «Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили... Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2: 23, 36).

[9] «Добротою красный паче всех человек» – Триодь. Утреня Великого Вторника, третья стихира на хвалитех.

[10] «И большой и сильный ветер..., но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, (и там Господь)» (3 Цар. 19: 11–12).

[11] Χρυσοστόμου, Επισκόπου Ροδοστόλου, Πόθος καί χάρις στόνΑθωνα, Αγιον Ορος, 2000, σσ 187, 402.

[12] Ср.: Святой Иоанн Лествичник, «Лествица», Первое слово «Об отречении от жития мирского», 4.

[13] Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8: 34).

[14] Π. Πάσχου, Τό Γεροντικόν ήτοι αποφθέγματα αγίων γερόντων, Αββα Αλωνίου β. Αθήνα, 1970, σ. 20.

[15] Я умираю каждый день (1 Кор. 15: 31).

[16] Однажды, молясь, святой Силуан Афонский начал делать поклоны и увидел перед собой демонов. Он огорчился так сильно, что сказал Богу: «Господи, Ты видишь, как хочу молиться с чистым умом, но демоны не оставляют меня в покое. Научи меня, что мне надо делать, чтобы они меня не беспокоили». И услышал он ответ в своей душе: «Гордые люди всегда страдают от демонов!» «Господи, научи меня, что делать, чтобы моя душа смирилась». И услышал он новый ответ от Бога: «Держи свой ум в аду и не отчаивайся» (Митр. Лимасольский Афанасий).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить