«Чтобы Божественный свет осиял наши души и сердца»

Проповедь в Неделю о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Чтобы Божественный свет осиял наши души и сердца. Проповедь. Иеромонах Игнатий (Шестаков). (Продолжительность 00:13:37 мин, размер 18,7 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос воскресе!

Всякий человек, придя в этот мир, нуждается в свете и любви. Большинство людей, за исключением тех, кто лишен этого по разным причинам, связано особым образом со светом. Наше зрение реагирует на свет, да и вообще все живое стремится к свету. Солнечный свет является источником жизни и для растений, и для людей, и для животных. Мы стремимся к нему и чувствуем себя лучше, когда этот свет с нами. Когда он нас покидает, мы засыпаем, и все наши действия, если они и происходят, приобретают какую-то ущербность. Неслучайно даже апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого мы сегодня празднуем, говорит о том, что дела, совершаемые во тьме, ущербны, они неверны (см.: Ин. 3: 19–21). Апостол Иоанн очень много говорит о свете и о любви. Его можно назвать апостолом света и любви. Этот человек сподобился особых дарований.

Фото 1=превью.jpg

Конечно, о каждом апостоле, о каждом святом такое можно сказать, но все-таки в ряду и других 12 апостолов Иоанн Богослов занимает особое место: он был очень юным человеком и чистым, когда стал учеником Христа, и был близок со Христом настолько, что Сам Господь заповедал ему заботу о Своей Матери. Это единственный апостол, который стоял перед Крестом Спасителя. О нем мы не можем сказать, что он в какой-то момент предал или испугался. Он жил дольше всех апостолов и отошел из этого мира при таинственных, непостижимых для нашего сознания обстоятельствах, уже будучи в очень преклонных летах. Он всю жизнь, в отличие от нас, посвятил Христу, в то время, когда это было очень опасно, очень страшно и ничего хорошего и удобного в этом мире не сулило. Апостол претерпел и гонения, и скорби, как и другие его братья и апостолы, как его родной брат, который был убит.

Он оставил Евангелие, оставил Послания и Откровение – Апокалипсис – книгу, которая рассказывает о последних судьбах мира. Но и Евангелие, им написанное, отличается от других евангельских текстов особой глубиной, и оно, наверное, самое трудное для постижения. Это Евангелие пропитано такими смыслами, которые мы будем постигать всю свою жизнь.

В первых трех Евангелиях от Марка, Матфея, Луки много познавательного, хотя, конечно, и там содержатся глубокие откровения, а у Иоанна это сплошное богословие. Обязательно надо эту книгу читать и к ней возвращаться, несмотря на то, что, может быть, она сложнее других для постижения. В то же время нет ничего такого в ней, что человек со смирением не может понять.

Главный источник света для нас – Господь наш Иисус Христос, Солнце Правды

Иоанн Богослов говорит о свете, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1: 5). И тема Света, пришедшего в этот мир, постоянно у него появляется, так же как и тема любви. Мы стремимся к свету – это для нас источник жизни, мы стараемся приблизиться к нему, потому что, действительно, даже по законам физики, природы свет является той энергией, которая запускает весь механизм жизни. Растения без света вообще не могут, животные тоже стремятся к нему, и, конечно, человек. Мы радуемся солнцу и просим Бога о том, чтобы он нам послал ясные светлые дни. Но самый главный источник света и самое главное солнце для нас в этой жизни – это, конечно, Бог, это Господь наш Иисус Христос – Солнце Правды. Если мы удаляемся от этого Света, от этого Солнца через свои темные дела, то в нас угасает и источник жизни. Вся наша жизнь похожа на жизнь летучих мышей, которые живут в пещерах, и некоторые виды из них вообще слепые. Господь ждет от нас, чтобы мы были орлами, такими же, как был Иоанн Богослов, потому что это его символ – орел. Господь ждет нас, чтобы мы были птицами Божиими, чтобы парили в Его лучах, в Его свете, но мы выбираем темные дела и превращаемся в этих слепых, несчастных животных, которые не видят Бога и не видят спасения. В сегодняшнем Евангелии неспроста мы слышали эту историю про слепого. Как прекрасно Господь все устраивает. Евангелие об исцелении слепого и память Иоанна Богослова – апостола света.

Фото 2 (7).jpeg

Этот слепой человек от рождения был лишен возможности видеть, что происходит вокруг, и во многом был лишен возможности радоваться и Богу, и Его творению. Он был глубоко несчастен, и вот Господь исцеляет его, несмотря на то, что это исцеление вызывает протест и недовольство учителей народа Израилева. Они не обрадовались такому чуду, не обрадовались, что их брат обрел способность видеть этот свет, они стали злиться, осуждать и этого исцеленного слепца, и Христа, потому что дела этих людей, которые думали, что они служат Богу, были темными.

Так и в нашей жизни часто бывает, что мы считаем себя христианами, но живем совсем по другим законам. И об этом как раз Иоанн Богослов очень точно говорит: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин. 1: 5–6). Мы лжем и не поступаем по истине, когда законы этого мира ставим выше законов Божиих, когда забываем о той благодати, которую Господь без меры подает верующим в таинствах, особенно в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых. В таинстве, в котором омывается наша душа Кровью Христа, Солнца Правды, пострадавшего за этот мир. Будем пробуждать в себе ревность и будем заботиться о нашем духовном зрении. Хотя бы с той же силой, с которой мы заботимся о зрении физическом: целые институты, целые направления медицины есть, и каждый из нас приобретает вовремя очки, когда он плохо видит. Каждый стремится попасть к хорошему врачу и при возможности поправить свое зрение, и родители, когда видят, что детки их с детства имеют какие-то проблемы со зрением, тут же ищут хороших врачей, хороших знакомых, тратят огромное количество времени, сил, чтобы поправить это зрение. И свое личное, и своих родных.

А на то, чтобы поправить наше духовное зрение, мы как-то меньше обращаем внимание, и поэтому ходим во тьме и не видим спасительного света. Не видим Господа нашего Иисуса Христа, и жизнь наша не раскрывается в полной мере. Мы часто рассуждаем о Промысле Божием. Люди верующие, конечно, много думают об этом. И часто, на самом деле, получается так, что они делают что хотят, поступают как им придет в голову, руководствуясь совсем другими, абсолютно мирскими интересами и законами, а потом рассуждают о том, что есть же Промысл Божий в том, что с ними произошло. Они хотят поставить знак равенства между тем, что происходит в их жизни, и Промыслом Божиим. Но Промысл Божий по-настоящему начинает действовать только в жизни того человека, чьи глаза, чья душа будут кристально чисты, чтобы понимать, чего ждет от него Господь. И не бояться законов этого мира, не бояться той лжи и той тьмы, которую мир напускает на наши очи, на нашу душу.

Фото 3 (43).jpg

И тогда Промысл Божий по-настоящему будет действовать в нашей жизни. Мы дадим Господу возможность нашу жизнь направить к нашему спасению. Будем исцеляться от этой слепоты, в первую очередь, конечно, при помощи евангельской истины, которую сегодня Господь нам преподает через своих апостолов, через Иоанна Богослова. Будем стараться подражать им в их верности и бесстрашии следования за Христом для того, чтобы сподобиться Божественных откровений, без которых наша жизнь похожа на жизнь слепцов и несчастных, сидящих во тьме существ, чтобы эта тьма нас не объяла, чтобы Божественный свет осиял наши души и наши сердца, чтобы Господь Своею Кровью омыл наши грехи и очистил наши очи. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить