Добродетель облеченной властью женщины

Слово в день памяти преподобной Евфросинии Московской

Добродетель облеченной властью женщины. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
30 мая 2021 г. (Продолжительность 0:12:46 мин, размер 12.2 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, благоверной великой княгини Московской. Житие великой княгини повествует о ее мудрости и благочестии, тех добродетелях, которыми она снискала себе земную и небесную славу.

В окружении великой княгини со дня ее переселения из Суздаля в Москву всегда присутствовали угодники Божии. Святитель Алексий Московский благословил ее бракосочетание с великим князем Дмитрием Ивановичем. Преподобный Сергий Радонежский крестил одного из ее сыновей, восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Посему не случайно, что в то время, когда ее супруг вел борьбу за освобождение Руси от монголо-татарского ига, святая княгиня старалась снискать помощь Божию своими горячими молитвами и делами любви.

Благодаря влиянию матери ее сын великий князь Василий Дмитриевич проявил твердость духа, собрал войско и в 1395 году вышел навстречу Тамерлану. Она же посоветовала перенести чудотворную икону Божией Матери из Владимира в Москву. В день встречи Владимирской иконы на Кучковом поле Тамерлан во сне увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», и отдал приказ войскам повернуть от границ Руси. Как известно, в память об этом чуде святой Евфросинией вместе с митрополитом Киевским Киприаном был основан Московский Сретенский монастырь.

Потеряв мужа, который ушел из жизни, не прожив и 40 лет, великая княгиня до конца своих дней его оплакивала, втайне предаваясь подвигу поста. В «Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича» приводятся следующие слова плача княгини о любимом муже:

«И юность еще не оставила нас, и старость не настигла… Звери в норы свои идут, птицы небесные к гнездам летят. Ты же, господин, из дома своего так внезапно уходишь. Кто я теперь? Осталась без своего царя. Старые вдовы, утешьте меня; молодые вдовы, плачьте со мной: вдовья доля – самая горькая…».

Каждый день овдовелую княгиню можно было встретить в одном из храмов или монастырей. Поминая покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. При ней строились белокаменные соборы, некоторые из которых расписывали знаменитые иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный.

Каждый день княгиню можно было встретить в одном из храмов или монастырей

Святая Евфросиния была одной из самых образованных и влиятельных женщин своей эпохи. После кончины супруга она фактически стояла во главе Московского княжества, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Когда сыновья выросли, она удалилась в Вознесенский женский монастырь, основанный ею в Кремле на месте великокняжеского терема. Там, где когда-то она делила радость общения с мужем, после нашествия хана Тохтамыша осталось пепелище. Но именно там она впоследствии строит монашеские кельи, селится в них и перед смертью принимает монашество с именем Евфросиния († 1407).

Преподобную Евфросинию Московскую можно причислить к тем евангельским женам-мироносицам, которые когда-то служили Иисусу Христу своим имением (Лк. 8: 3). Она не вмешивалась в церковные дела, в то же время пример ее жизни как в древности, так и поныне призывает к мудрому и деятельному христианскому образу жизни.

Церковная история являет нам примеры и других благочестивых жен, благодаря могуществу которых появлялись новые монастыри или укреплялась жизнь в теперь уже всемирно известных обителях.

Так, святая Мелания Старшая († 410) после преждевременной смерти мужа, одного из богатейших землевладельцев Римской империи, дала обет целомудрия, раздала свои богатства бедным и вела аскетический образ жизни. Вместе с Руфином Аквилейским она основала монастырь на Елеонской горе в Иерусалиме, ставший в начале V века одним из крупнейших паломнических центров на Святой Земле.

Ее внучка святая Мелания Младшая († 439) оказала значительную помощь церквям и монастырям в Палестине, Сирии и Египте. После продажи недвижимости в Испании и переезда в Иерусалим она 22 года помогала бедным, больным, заключенным, выкупала и отпускала на свободу рабов. И хотя она была замужем, но после ранней смерти двух детей до конца дней проводила жизнь в целомудрии, навещала отцов-пустынников и вела переписку с ними, поражаясь простоте их аскетичной жизни.

Можно вспомнить и волынскую дворянку Анну Гойскую († 1617), благодетельницу Почаевской Лавры. После смерти супруга овдовелая женщина не стала тратить деньги на развлечения, но пожертвовала Почаевскому монастырю часть своих земель и значительную долю имущества. Как известно, чудотворная Почаевская икона Божией Матери была подарком от Анны Гойской (1597), который та в свою очередь получила от греческого митрополита Неофита в качества знака признательности за гостеприимство. Вряд ли Анну можно назвать сентиментальной, ибо, как сообщают источники, «Богобойная Гойская» отличалась не только большой ревностью к православной вере, но и характером властным и независимым. Она была предусмотрительной и умела доводить до конца свои начинания, раз, отдавая монастырю значительную часть своего достояния, предвидела опасности, исходящие как от своих собственных наследников, так и от иноверцев. Оформив «фундушевую запись», Гойская надежно закрепила права монашествующей общины на Почаевской горе и фактически положила начало общежительному монастырю вместо существовавшей здесь небольшой пустыньки.

Анна Гойская пожертвовала Почаевскому монастырю часть своих земель и значительную долю имущества

Как известно, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская многомиллионное наследство, полученное от умершего отца, потратила на благотворительность и особенно на новгородский Юрьев монастырь. Оставшись сиротой в 23 года, она взяла на себя управление имением. Несмотря на высокую религиозность, Анна не оставила светское общество. Она сопровождала императрицу Александру Федоровну в ее путешествии по России и за границей, давала приемы, которыми восхищалось высшее общество. Графиня стала одной из крупных благотворительниц для московского ополчения в Отечественной войне 1812 года. Она не была сторонницей крепостного права и старалась улучшить положение своих крестьян, обратив часть из них в вольных хлебопашцев.

В последние годы своей жизни Анна тяготилась известностью, ежедневно была на богослужениях, совершала паломничества в Киево-Печерскую Лавру. Ее пожертвования поступали в Иерусалим и на Святую Гору Афон, на ее средства украсили патриаршие церкви Константинополя, Александрии и Дамаска. В 1848 году, причастившись Святых Христовых Таин и совершив панихиду по отцу, графиня Орлова-Чесменская скончалась. Согласно завещанию, ее капитал должен был быть размещен в кредитных учреждениях и оставаться неприкосновенным, а с начисляемых процентов – оказываться помощь монастырям. В благодарность за сделанные пожертвования графиня Анна удостоилась такого посмертного поминовения, которое с давних пор не оказывали другим мирянам или духовенству. О ней, как и о других уважаемых благотворительницах, на протяжении столетий вспоминают с благодарностью и молятся об упокоении души.

Все вышеупомянутые представительницы прекрасного пола, как видно, отличались глубокой религиозностью. Вера была для них не увлечением, а стержнем жизни. Они были способны любить, полюбить раз и навсегда. Одни строили монастыри в память об усопшем муже или отце, другие – в силу тяготения к целомудренной жизни. Не все из них приняли монашеский постриг, а если и приняли, то уже на склоне лет. Вера обратилась для них не бегством от мира, но обустройством таких островков ко спасению, которые дали тепло и уют для странников или подвижников благочестия.

Современники критиковали сих жен-мироносиц за то, что те тратили чрезмерно высокие суммы на попечение о нищих и монашествующих. Фамилии многих критиков канули в лету, в то время как имена богомудрых жен остались в веках. Они не бросали деньги на ветер и, осознавая, во что вкладывают инвестиции, защищали свои проекты нормативно-правовыми документами. Обустраивая обители спасения на земле, они собирали себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6: 20).

Обустраивая обители спасения на земле, эти женщины собирали себе сокровища на небесах

Не всякий может подражать их подвигу. И не столько потому, что не каждый из нас столь богат, сколько потому, что не каждый из нас готов под праздничными нарядами носить власяницу с веригами, как святая Евфросиния Московская. Тем, кто обременен заботами века сего, богатством и властью (см.: Мк. 4: 19), порой трудно найти время на Бога и, реализуя масштабные проекты, вести скромную и молитвенную жизнь. Тем же, кто и так в силу бедности не имеет в запасе перемен двух одежд, трудно явиться пред людьми не с мрачным лицом, а радостным и веселым, чтобы в надежде на Бога совершать тайные добродетели (см.: Мф. 6: 16–18).

Как преподобную Евфросинию, так и иных жен-мироносиц как в древности, так и сейчас могут подозревать в тайных связях, роскошном образе жизни, расточительстве или в ином чем-то недобром, не желая согласиться с тем, что для верующего человека власть и богатство – не самоцель, а инструмент для приобретения Царства Небесного.

Царствие Божие внутрь вас есть, – проповедовал Иисус Христос (Лк. 17: 21). «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил преподобный Серафим Саровский. Стяжавший внутренний мир, настроивший свой ум на волну Господа Бога может и сам спастись, и другим помочь. Нищета духа – это не нищенский образ жизни, когда человек ленью к труду и нежеланием повышать квалификацию оправдывает свою бедность. Нищета духа – это труд по собиранию сокровищ на небесах (Лк. 12: 33), инструментом чего может быть благотворительность. Как сказано в книге Притч, чтущий Творца благотворит нуждающемуся (см.: Притч. 14: 31; 19: 17).

Пусть же житие великой княгини Евфросинии Московской, дорогие братья и сестры, будет для нас примером того, как мудро и мирно можно справлять дела и среди домочадцев, и в большом доме своего отечества. А ее святые молитвы да будут той лампадкой пред Богом, которая освящает путь всякого верующего, бедного или богатого. Ея же предстательством да сохранит Господь землю Русскую от всякого навета вражия и умудрит нас на деятельную добродетельную жизнь.

Аминь.



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить