Экзамен, которого нельзя избежать

Книга «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» приоткрывает завесу тайны над тем, что ожидает каждого из нас после окончания земного пути. Написана она основательно и аргументированно, как и все, что рассказывает в радио- и телеэфирах и пишет ее автор – известный проповедник, миссионер, богослов и публицист протоиерей Олег Стеняев. Нужно сказать, что отец Олег всегда опирается в своих рассуждениях на Священное Писание и учение святых отцов, ведь задачу священнослужителя он видит не в том, чтобы демонстрировать собственную эрудицию, но в том, чтобы проповедовать слово Божие. Однако пастырь может себе позволить и добрую улыбку. Например, своим прихожанам и читателям он дает такой совет: «Как умрете, нечего три дня бродить по памятным местам мирской жизни (первые три дня после смерти человека его душа, по церковному учению, проводит на земле, близ тех мест, которые были ей особенно дороги) или слоняться рядом со своим мертвым телом. Воспользуйтесь возможностью души перемещаться с быстротой молнии – отправляйтесь в посмертное паломничество в Иерусалим – естественно, совершенно бесплатно!»

Нужно сказать, что не все разделяют представление о воздушных мытарствах, в котором убежден автор рассматриваемой книги. Существует мнение, что это явление – лишь некое «позднее добавление» к православному учению, не имеющее основания ни в Священном Писании, ни в святоотеческих текстах, ни в духовной реальности. Отец Олег доказывает, что это совсем не так, приводя библейское свидетельство о мытарствах, соответствующие рассуждения восточных и западных отцов Церкви, фрагменты из житий святых, известные ему случаи из жизни простых людей.

Автор не соглашается со сторонниками апокатастасиса (от греч. – восстановление; учение о всеобщем спасении), призывая их вспомнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну». Однако отец Олег не отрицает того факта, что некоторые святые отцы веровали в апокатастасис и другие ложные представления о загробной жизни, и предлагает этому развернутое объяснение.

Эта книга предназначена для вдумчивого, серьезного чтения, но ведь и сама тема более чем серьезна. По крайней мере для людей, которые хоть раз в жизни задумывались о том, что же будет дальше, за последней чертой, когда наступит точка невозврата. Но отец Олег сумел раскрыть эту пугающую, в общем-то, тему так, чтобы не заставить читателя только холодеть от ужаса, представляя себе будущие страшные мучения в окружении злых духов, а уже сейчас, как можно раньше, прийти к пониманию, что земная жизнь – самое важное и ответственное время в деле нашего спасения. Ведь именно здесь решается наша судьба, то, где мы будем находиться в вечности. Книга отца Олега – это не только повод задуматься, но и призыв к действию – к работе над собой, пока еще остается время для искоренения своих греховных страстей. О них подробно рассказывается в главах, посвященных каждому из двадцати мытарств.

В завершение книги говорится о том, что ожидает душу после прохождения мытарств: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде.

Не так давно, уже после выхода в свет этой книги, отец Олег провел цикл бесед о воздушных мытарствах на радио «Радонеж» и получил много заинтересованных откликов от слушателей. Это действительно одна из самых животрепещущих тем, и поэтому очень важно узнать о ней от такого авторитетного автора, которым является протоиерей Олег Стеняев.

В оформлении книги наряду с современными фотографиями использованы воспроизведения икон святых отцов, чьи рассуждения приводит автор, и работы известных художников, среди которых Альбрехт Дюрер, Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, Ганс Гольбейн Младший, Питер Брейгель.

Елизавета Волкова, редактор книги

Предлагаем читателю отрывок из книги.

***

В советское время, в начале 1980-х, я знал одного человека, которого звали Серафим Иванович Марин. Он провел в тюрьмах и лагерях за проповедь Евангелия более двадцати лет. Когда я с ним познакомился, мне было шестнадцать. Он рассказал мне историю о своем брате Николае. В 1930-х годах Серафим был уже верующим человеком, молился, читал Евангелие, а Николай оставался религиозно индифферентным. Однажды Серафим Иванович по какому-то внутреннему вдохновению подошел к брату и сказал:

– Ты должен молиться, читать слово Божие.

Тот ответил:

– Когда я достигну возраста наших родителей, я буду ходить в храм, молиться, читать Писание. Но сейчас я молод. Мне хочется купить хороший патефон, слушать музыку, гулять с девушками… Всему свое время.

И в этот момент Серафим, как он мне свидетельствовал сам, ощутил какое-то веяние. И произнес как бы не своими устами:

– Николай, смотри не опоздай!

Прошло всего несколько дней. Серафиму, работавшему в пожарной охране, позвонили по телефону из больницы:

– Ваш брат попал в аварию, множественные переломы позвоночника, лежит в операционной.

Серафим бросился в больницу, нашел врача – тот как раз выходил из операционной.

– Что с моим братом? – подошел к нему Серафим.

У врача были усталые глаза.

– Мы сделали все что могли, – сказал он. – Я сочувствую вам.

Тело Николая привезли в дом и положили в красном углу. Женщины хлопотали на кухне, все время заходили люди выразить соболезнование. Только к четырем утра суета утихла, и Серафим оказался один на один в комнате с мертвым братом. Он сел в кресло и сразу провалился в тонкий сон. И увидел: входит его брат – молодой, красивый, здоровый. Подходит близко-близко и говорит:

– Сима, ты слышишь? Я опоздал…

Если человек опоздает на встречу с другим человеком, то может попросить прощения. Если вы опоздаете на работу, можно написать объяснительную записку. Но если вы опоздали примириться с Богом, то эта трагедия будет иметь вечные последствия. Святые отцы учат, что в этой, земной жизни решается всё.

Если вы опоздали примириться с Богом, то эта трагедия будет иметь вечные последствия

Священномученик Климент Римский обращался к христианам Коринфской Церкви с такими словами:

«Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему, так и мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться».

Из книги: Протоиерей Олег Стеняев. Воздушные мытарства, или Экзамен,
которого нельзя избежать. Изд-во Сретенского монастыря, 2020

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить