Где вера в Воскресшего, там нет боязни

Слово в Неделю жен-мироносиц

Где вера в Воскресшего, там нет боязни. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
в Неделю 3-ю по Пасхе, 2021 г. (Продолжительность 0:11:21 мин, размер 10.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Третья неделя по Пасхе традиционно чествует память святых жен-мироносиц. Прославление их в православной гимнографии тесно связано с прославлением Воскресения Христова, поскольку жены-мироносицы были первыми из пришедших ко гробу и получивших весть о Воскресении Христовом.

Они преодолели страх как перед ночью, так и перед воинами, которые стерегли пещеру, и потому удостоились беседы с ангелами. Они пришли ко гробу со слезами, а вернулись с трепетом и радостью. Они до последнего часа стояли у Креста Распятого, а затем первыми стали благовествовать о явлении Воскресшего.

Апостол Петр готов был взять нож в руки в Гефсиманском саду для защиты Иисуса, но после слов какой-то служанки во дворе первосвященника: «И ты был с Иисусом Галилеянином» – отрекся от Учителя и, уйдя прочь, горько заплакал (см.: Мф. 26: 69–75). Мария Магдалина горько плакала у пустого гроба, но когда предстали пред ней два ангела, явление которых, как правило, вызывало страх (см.: Лк. 2: 9), не убежала прочь, но с дерзновением потребовала от Того, Кто показался ей «садовником»: «Скажи мне, где ты положил Его [тело], и я возьму Его» (Ин. 20: 15).

Так те, кого считали первыми апостолами, оказались последними, а последние из ходивших за Спасителем оказались первыми (см.: Мф. 19: 30).

Евангельские тексты упоминают по именам всего несколько женщин, пришедших к погребальной пещере рано утром. Это Мария Магдалина, Мария, матерь Иакова и Иосии, Саломия, мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27: 56) и Иоанна, «жена Хузы, домоправителя Иродова» (Лк. 8: 3). Указание на «другую Марию» и «остальных с ними» (Лк. 24: 10) свидетельствует о том, что были и другие, не названные по именам женщины. Литургические тексты в общий список включают также сестер Лазаря Четверодневного Марфу и Марию, Марию Клеопову и Сусанну. Общий замысел, видимо, был тот, чтобы помянуть в этот день всех святых женщин, упоминаемых в Евангелии, дабы показать пример в назидание верующим.

Самое раннее из известных изображений жен-мироносиц у Гроба Господня датируется серединой III века (баптистерий в Дура-Европос, между 232 и 256 гг.). С VI века вместе с женами-мироносицами на православных иконах изображается и Пресвятая Богородица. Долгое время изображения явления ангела и явления Христа женам-мироносицам были основными для передачи идеи Воскресения Христова. Иконография «Сошествия Господа во ад» сформировалась в послеиконоборческий период к IX веку. Все это свидетельствует о важности образа жен-мироносиц в ранний период истории Церкви.

Долгое время изображения явления ангела и явления Христа женам-мироносицам были основными для передачи идеи Воскресения

В одном из тропарей праздника представший у гроба ангел обращается к мироносицам со словами: «Миро (в греч. тексте τα μύρα – множ. число) приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным». Такое же противопоставление благовоний (ἀρώμασιν), использовавшихся для замедления процессов разложения тела умершего, и тридневного Воскресения мы найдем и в другом тропаре праздника, посвященном Иосифу Аримафейскому. В обоих случаях песнопения заканчиваются обращением ко Господу, «дарующему миру велию милость (τὸ μέγα ἔλεος)».

Противопоставление земного «мира» и небесной «милости» может остаться незамеченным для неискушенного читателя канона праздника. Взаимосвязь понятий «миро» и «милость» становится более очевидной, если открыть греческий текст Священного Писания, где мы увидим схожесть в написании слов «елей» (ἔλαιον; см. Евр. 1: 9; Откр. 6: 6) и «милость» (ἔλεος; см.: Рим. 15: 9; Гал. 6: 16). Благоуханный елей, ароматическое масло, каким бы драгоценным оно ни было, в воскресном каноне оказывается ничем по сравнению с великой милостью от Господа.

И хотя в настоящее время принято в день жен-мироносиц поздравлять православных женщин с «женским днем» в противовес 8 марта, однако вряд ли богослужение праздника делает акцент на женственности. Неслучайно мы прославляем сегодня также Иосифа Аримафейского и Никодима. Иосиф был богатым членом Синедриона из города Рама (Рамаф). Фарисей Никодим был также членом Синедриона. Оба мужчины были уважаемыми людьми в обществе, ищущими правды Божией. Никодим задолго до Распятия защищал Иисуса перед другими членами Синедриона такими словами: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (см.: Ин. 7: 50–53). Иосиф осмелился просить у Пилата тело казненного Иисуса и похоронил Его в скальной гробнице, предназначенной для самого себя. Оба тайных ученика проявили смелость и стали явными последователями Иисуса, когда снимали Его тело со креста, обвивали пеленами и полагали во гроб. Следовательно, сегодняшний день церковного календаря делает акцент не на слабости женского пола, который апостол Петр сравнивает «с немощнейшим сосудом» (1 Пет. 3: 7), а на силе духа, на дерзновении в следовании за Христом, в котором мужчины и женщины имеют равное достоинство.

Сегодня прославляется сила духа, дерзновение в следовании за Христом, в котором мужчины и женщины имеют равное достоинство

В Ветхом Завете обилие хлеба, вина и елея (см.: Втор. 7: 13; 11: 14) считалось благословением Божием, а лицо, умащенное елеем, – признаком Его милости (см.: Пс. 22: 5). В Новом Завете помимо бытового значения «елея» как продукта питания (см.: Лк. 16: 6) мы встречаем его в значении лекарственного средства, например в притче о милосердном самарянине, который возливал масло и вино на раны человека, пострадавшего от разбойников (см.: Лк. 10: 34), или в Послании апостола Иакова, где сказано: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак. 5: 14). Апостолы многих больных мазали маслом и исцеляли (см.: Мк. 6: 13).

Под елеем для масляных светильников в притче о 10 девах мы усматриваем намек на добродетель: мудрые девы были готовы даже ночью выйти навстречу чаемому Жениху (см.: Мф. 25: 8). На обеде у некоего Симона фарисея неизвестная женщина миром помазала ноги Спасителя (см.: Лк. 7: 46). Преодолевая ложный стыд и страх перед общественным мнением, все эти герои Нового Завета желали послушать живое слово Учителя Иисуса, припасть к Его стопам, послужить по мере сил другим людям во имя Его.

Наша вера – это не вера слабаков, которые, сидя дома, украшают себя золотом, жемчугами или многоценной одеждой (см.: 1 Тим. 2: 9). Наша вера – вера ищущих и отважных, которые, как и жены-мироносицы, несмотря на зной и стужу, ходят за Господом, служа Ему имением своим (см.: Лк. 8: 3); которые, как Акила и Прискилла, соучаствуют в апостольском благовестии вместе со своей домашней Церковью (см.: Деян. 18: 2, 18, 21, 26; Рим. 16: 3; 1 Кор. 16: 19); которые, как праведная Тавифа из Иоппии, исполнены добрых дел и творят много милостыни (Деян. 9: 36).

Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин… пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть», призывая христиан подражать им. Христианство дает мужскому и женскому полу равные возможности послужить Богу. Неслучайно Марию Магдалину мы называем равноапостольной. Вопрос не в том, какой административный или финансовый ресурс у нас в руках, не в том, какими математическими или музыкальными талантами мы наделены. Вопрос лишь в том, насколько сбалансированна наша горячность послужить Господу со смиренной внимательностью к тому, как мы служим. Драгоценен пред Богом сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3: 4).

Человек, напитавшийся медом Божественных глаголов (см.: Иез. 3: 3; Пс. 118: 103), очистивший сердце от всякой скверны, способен стать источником воды живой (Ин. 7: 38), тем горящим светильником, который светит всем в доме (Мф. 5: 15), той свечой, которую ставят на подсвечник, чтобы светить и согревать своим теплом всех окружающих.

Запас драгоценного мира, изливаемого ради Господа, усердие в служении Ему своими талантами приносят нечаянную радость – ответные слова Сына Божия: «прощаются тебе грехи» (Лк. 7: 48). Кто мало любит, тому мало прощается. О, как желанно было бы и каждому из нас услышать сладкие слова: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50).

Потщимся же и мы, дорогие братья и сестры, вслед за женами-мироносицами запастись елеем добродетелей и последовать за Христом, чтобы, находясь в одной с Ним лодке, несмотря на житейские штормы и противный ветер, услышать блаженный оный глас: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14: 27). Он многократно говорил: «Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10: 31); «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). И ангел возвестил: «Не бойтесь… Он воскрес из мертвых» (Мф. 28: 5–7). Потому и мы вправе укреплять друг друга словами Благой вести: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5: 36).

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Елена   18 мая 2021, 19:05
Благодарю, что проповедь выложили на сайте. Не получилось в этот раз со вниманием прослушать в Церкви.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить