Главный объект творчества – это наша собственная душа

Иеромонах Паисий (Новожёнов) – игумен Богородице-Владимирской Заоникиевской пустыни в Вологодской области. Уже много лет он развивает творческие способности у детей разных возрастов. Интерес к живописи, рисованию, лепке проявляют не только ребята, но и их родители. Для отца Паисия творчество – это всегда шаг, который приближает человека к Богу. 

– Отец Паисий, с чего началось ваше увлечение искусством в его самых разных аспектах?

– Я провел детство в Туркменистане. Мой отчим был военным. Наша семья жила при военной части. К творчеству я пришел из-за пустоты, из-за пустыни, которая нас окружала. Ты стоишь среди песков, и просто тебя обдувает горячим ветром. В глаза бьет песок, нет ничего красивого: ни деревьев, ни травы зеленой, ни цветов. Становилось очень скучно и тоскливо. К нам сегодня приходила на территорию бабушка со своим внуком. Бабушка помогала в огороде, а внук не знал, чем себя занять. Я видел, как он мается. Он не знал, что ему придумать. Я ему хотел дать какое-нибудь интересное задание, думал порисовать с ним. А потом подумал: пусть он ходит и мается, пусть он сам ищет, чем себя интересным занять. Потому что, если он сам это не придумает, тогда в нем не будет развития. Каждый человек должен придумать, что ему интересно, когда вокруг ничего нет и никто тебя не развлекает. Легко человека окружить, подавая готовенькое, но нужно, чтобы человек сам понял, какое богатство ему нужно собирать в душе. И творчество очень помогает обогащать свою душу. Поэтому, когда мы находимся под прессом, когда у нас нет инструментов, а есть только минимальные средства, хорошо, если эти средства помогут создать красоту. Вот как первобытное искусство. Ничего не было у людей – и вдруг они создали вот такую красоту. Всех животных там нарисовали. Думаю, что источник всех таких росписей – тоска человека по созиданию, творчеству, чему-то прекрасному. Они создавали первых быков, бизонов, мамонтов. Потому что человек, который не хочет ничего создавать и созидать, – это несчастный человек. 

Нужно, чтобы человек сам понял, какое богатство ему нужно собирать в душе

Но многим людям не до творчества. После работы хочется поскорее уснуть, чтобы восстановить свои силы. 

– Одна молодая женщина с двумя дочками как-то сказала мне: «Тебе хорошо говорить, у тебя такая жизнь, ты умеешь столько всего рисовать, создавать. А я этого не умею». Я ей указал на ее замечательных дочек. Это поле для творчества. Воспитывай их, сумей передать им такое богатство духовное в воспитании. У меня нет детей, а у тебя есть. Это важнее, чем картины, которые я рисую. Сейчас они выросли, стали очень интересными девушками, окончили вузы, занимаются очень интересной деятельностью. Каждый человек должен найти что-то интересное в своей профессии, иначе будет очень скучно жить. И профессию нужно выбирать такую, которая не просто бы доход приносила, но и удовлетворение жизненное. 

Монашество и творчество совместимы?

– Монахи – это вообще люди искусства. Все творцы. Кто-то творец в молитве, кто-то творец монастырских уставов и создал братию, например Сергий Радонежский. А потом уже образовалась замечательная архитектура Троице-Сергиевой лавры, иконопись. Андрей Рублев туда приехал. Писатели там появились. Творчество и монашество совместимы. Если мы подробно изучим историю монашества и христианской Церкви, то мы увидим, что люди искусства всегда были среди монашествующих и вообще, можно сказать, они формировали церковную культуру. Они были настоящими людьми искусства... На Руси монахи-иконописцы ценились на одном уровне с епископами. Святые отцы писали поучения. Ведь это были одновременно и философы христианские.

Какие имена вы можете выделить для себя?

– Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Если посмотреть внимательно, как они проводили свои монашеские будни, то мы увидим, сквозь строчки обнаружим, что Иоанн Лествичник занимался написанием поучений. Даже когда он был молодым и жил в пещере. В житие сказано, что он так боролся с духом уныния. Он обрабатывал все наставления, мысли святоотеческие. Он их только формулировал в более ясные образы и записывал. Это творческая работа. Он был человеком искусства. Иоанн Дамаскин тоже человек искусства. И ведь они вдохновляли художников своего времени, церковных архитекторов, мастеров мозаики, мастеров христианской скульптуры, специалистов по резьбе по кости, иконописцев. Это тоже очень важно. Все их богословские идеи потом выражались в искусстве. Связь теснейшая и неразрывная между творчеством и монашеской жизнью. Не будь среди церковных людей талантливых архитекторов, поэтов, мы бы не имели вообще ничего в истории христианства. Остались бы поучения и богослужения. Но ведь само богослужение окружено искусством. Песнопения – это высокое искусство Византии. Русь перенимала это искусство во всех сферах. И Андрей Рублев – величайший деятель нашей древнерусской культуры.

Отец Паисий, а для вас творчество что значит? Это возможность отвлечься или это своеобразный разговор с Богом?

– Это не разговор с Богом, это разговор с современниками. Потому что Богу не нужны мои комиксы и мои иллюстрации к книгам. Ему нужны иконы от меня, наверное. Но если я пишу пейзаж или портрет человека, то это связано с нашей духовной жизнью. Там выражаются темы духовные: семейные, монашеские. Я рисую и портреты монахов. Когда я ездил на Афон, брал с собой блокнот для зарисовок и делал там сотни рисунков монахов, живущих на Афоне, и пейзажей афонских монастырей, их архитектуры, и потом сделал книгу «Путевые заметки об Афоне» с рисунками. Был период, когда мне не удавалось напрямую заниматься церковным искусством, потому что я находился в келье. А чтобы мое творчество находило какой-то выход, я делал акварельные иллюстрации к рассказам. Я занимался скульптурой, делал памятник врачам, делал статуэтки своих родственников с фотографий.

Вы совсем недавно стали игуменом монастыря. Что вы почувствовали? Как это сейчас отразилось на вашем творчестве?

– Я не почувствовал никакой радости, потому что это большая работа, большая ответственность, организаторская в первую очередь; но хочу сказать, что творчество и искусство – все это мне пригодится и в моей игуменской работе, потому что я планирую приглашать в монастырь многих художников, студентов-архитекторов, педагогов, практиков. Я им буду давать мастер-классы по иконописи, по живописи, читать им лекции по истории мирового искусства, церковного искусства. Таким образом эти люди буду знакомиться с Православием. А через культуру и искусством они будут помогать и в обустройстве территории, но при этом будут культурно просвещаться.

– Из творческих направлений для детей в монастыре какие вы развиваете?

– Сейчас я только начинаю создавать новую студию при новом монастыре. Мы будем изучать все виды изобразительного искусства. В первую очередь рисовать, лепить, создавать скульптуры. Это очень интересный процесс. Он дает очень широкий диапазон для проявления творческих идей у ребят. И при этом они будут знакомиться с основами Православия через наши беседы на территории монастыря. Был такой случай в жизни одного эстонского композитора Арво Пярта: когда он пришел к Богу, на его пути попался духовник, который не понимал важности искусства, он далек был от творческой сферы. Он говорил, что увлечение музыкой, ее сочинительство – это слишком мирское, страстное, и не благословил Пярта продолжать его работу в качестве композитора. Он дал ему послушание то ли дворника, то ли сторожа при монастыре. Тот впал в уныние, потому что оказался в тупике. Все дарованные Богом таланты в нем законсервировались. И он с этой своей скорбью приехал к схиархимандриту Софронию (Сахарову) в Англию, в графство Эссекс. Отец Софроний благословил его продолжать композиторскую деятельность. И после этого в нем открылось новое направление духовной музыки, которую мы сейчас можем услышать, какая это высота. Это новое направление в музыке для кинематографа. Это христианская музыка, где поймана божественная реальность. Очень важно не обрезать эти таланты, а помогать им развиться в нужном направление. Это пастырская работа. 

Могут ли родители приходить к вам на занятия вместе с детьми?

– Это всегда так и происходит. Во всех воскресных школах, где я преподавал, родители тоже пытались учиться рисовать вместе с детьми-дошкольниками. У меня много учеников-детсадовцев. Естественно, я их брал на уроки при условии, что с ними на занятии будут находиться родители. Ребенок четырех лет садился за парту вместе с родителями, и они вместе получали навыки, которые потом развивали дома, в кругу семьи. Это объединяющая область, дети любят рисовать. Это один из самых важных видов искусства. И самый интересный. Поэтому в моих кружках детей всегда было больше, чем детей в секциях других ремесел. Юные корреспонденты, звонари, фотографы, ребята, которые занимались шитьем, – их набиралось по десять человек. А у меня было по шестьдесят.

У вас есть какая-то программа, своя методика? Вы можете о ней рассказать?

– Я уже преподаю 18 лет. У меня есть своя методика, свои наработки. У меня есть несколько авторских программ, рассчитанных на шестилетний период обучения. От простого к сложному в области ИЗО. Конечно, важно наполнять весь процесс обучения христианскими смыслами. Можно посмотреть на мировую литературу в свете Христовой правды, так же можно посмотреть на изобразительное искусство. Если о нем рассказывать в свете православного вероучения, тогда все становится понятным. Мы не просто растим новых импрессионистов, а мы воспитываем православных людей. У нас центр – Иисус Христос. Хотя светская культура тоже важна. Главное – правильно расставить приоритеты.

Бог – творец, Он творил мир, и мы по образу Божию отчасти маленькие творцы

Отец Паисий, а почему детей вообще важно приобщать к творчеству?

– Потому что творчество – это одно из основных свойств личности. Бог – творец, Он творил мир, и мы по образу Божию отчасти маленькие творцы. Мы не должны останавливаться в этом направлении, не превращаться в безжизненных кукол, а должны развиваться и расти. Борьба со страстями – это тоже творчество. Потому что главный объект творчества – это наша собственная душа. Ее тоже нужно приводить в порядок, как картину, или, правильнее, как икону, которая грязная, запылившаяся. Ее нужно очистить, отреставрировать и добавить новые краски, если они утратились. Наша душа должна быть как икона: яркая, чистая, новая. Однако греховная жизнь затемняет эти краски, наносит слои. Страсти пачкают эту икону. Реставрация души – это тоже творчество.

Беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить