Господь слышит молитву чистого перед Ним

Беседа с протоиереем Александром Баташевым

Протоиерей Александр Баташев служит в настоящей русской глубинке – в Николаевском женском монастыре в селе Николаевском Кировской области. Ради проповеди Евангелия отцу Александру приходится добираться в самые отдаленные уголки Яранской епархии. Иногда идет пешком по несколько десятков километров, иногда добрые люди подбрасывают на тракторе. Ему важно пообщаться с теми, кому каждое воскресенье ходить в храм не по силам, рассказать им о Боге, кого-то утешить, поддержать. Наш разговор с отцом Александром о людях и проблемах, с которыми они сталкиваются каждый день. 

– Отец Александр, расскажите о вашей семье, как вы пришли к Богу?

– Семья была верующая, но тогда это никто особо не афишировал. Мы жили в Слободском районе Кировской области. Вели себя крайне осторожно. Мать молилась за меня. Были свои жизненные сложности. Но я детства верил в Бога. Было трудно укрепиться, найти единомышленников. А обращаться по сути было не к кому.

– А какие трудности были?

– Я ходил в школу за два километра от дома. Нужно было пройти два поля и два леса. На самом деле, дорога довольно пустынная, даже опасная. На машине не проехать из-за бездорожья. Дикие звери водились в округе. В школе я был лентяем, иногда запускал учебный процесс, приходилось оставаться, заниматься дополнительно с преподавателем. Мы занимались факультативно, чтобы закрепить школьную программу. После уроков решали все задачи. А время шло, нужно же было идти обратно. Сумерки наступают незаметно, но быстро. И как-то иду я знакомым маршрутом до дома. Смотрю: волк! Идет за мной. По следам, держится совсем рядом. А куда от него деваться? И что мне делать? Я сразу стал вспоминать все молитвы, которые слышал. «Отче наш» стал читать и волка начинаю крестить. Он рядом со мной пробегает, останавливается, нюхает, человеческий запах узнает, но такое ощущение было, что меня он просто не видит. Стоял рядом, волосы у меня дыбом вставали. Я вперед ухожу, отрываюсь от него. Волк за мной и опять нагоняет. Я снова начинаю молиться.

– Сколько вам было лет? 

– Я учился тогда в шестом классе.  Я никогда о священстве не думал, но Господь постепенно меня привел к этому служению. Опять же обстоятельства жизненные так сложились. Пришли болезни, я не знал, куда обратиться. Богу начал усердно молиться. Стал ходить в храм. Местное начальство стало притеснять. Они знали, что я верующий, но почему-то считали, что я ненормальный. Чуть ли не врагом народа сделали меня. Я работал в машиностроительном техникуме, ремонтировал  станки, электроникой занимался, вел занятия с детьми по электромонтажу.  Это было в 80-е годы. Не всем мои религиозные взгляды нравились. Даже споры были. Я им пытался объяснить свою позицию. Чем верующий человек плох? «Но ты же враг народа», –  они мне говорили. 

– Отец Александр, как-то сложно представить, что на закате СССР кто-то мог так говорить. Это же не 30-е годы были. 

– Было, всё это было. Тайно, но говорили. Обзывали, ругали по-всякому. Они не могли понять, зачем я вообще хожу в церковь. Я им говорил: русский человек имеет право ходить в храм, это же наша культура. Я хочу быть лучше, у меня есть какие-то слабости, недостатки, которые я хочу исправить. Церковь мне в этом помогает. Что же в этом плохого? У Церкви есть заповеди, на которых держится весь мир. Не убей, не блуди, почитай родителей, почитай власти, делай добро, не воруй, не лжесвидетельствуй. Разве это плохо? На этом всё построено! Но я хочу дальше учиться этим заповедям, жить по ним и быть нормальным человеком. Я хотел приносить пользу своей Родине. Это их сильно раздражало, честно говоря. Они отказывались меня слышать. Мои добрые намерения никакого сочувствия не вызывали. Мне говорили: «Лучше бы ты стоял в очереди за водкой. А ты же не стоишь, значит, ты другой!»

Я им говорил: русский человек имеет право ходить в храм

– Сейчас вы служите на сельском приходе. В чем специфика?  

– Я сейчас служу в Николаевском женском монастыре в селе Николаевское Кировской области. И здесь свои есть особенности. Раньше я служил в Екатеринбурге, и городские условия совершенно иные. Там полегче. А в деревне свои сложности, искушения. Думаю, что их даже больше, чем в городе. Диавол хитрый, он дергает за свои веревочки, но за те, которые больше всего ему доступны. Я имею в виду грехи, которые человек раньше совершал, они забыты, но дьявол все прекрасно помнит. Раздражение есть у людей. Одному не нравится это, другому – то. Приходится со всеми договариваться, чтобы был мир и спокойствие. Нужно уметь снимать напряжение. Многие немощные. Я как священник стараюсь снимать все шероховатости, которые возникают. Народ здесь другой. Не очень начитанный. Даже молиться времени у них не остается. Чтобы выжить, людям приходится вести свое хозяйство. Разве можно прокормиться на пенсию в десять тысяч рублей? Это что за пенсия? Пошел в аптеку, купил на пять тысяч таблеток, и все. Так и живут люди. Скотинка, домашнее хозяйство помогают жить. 

В деревне свои сложности, искушения. Думаю, что их даже больше, чем в городе

– У людей есть интерес к духовной стороне жизни?

Есть, но местные жители замотаны, не все дисциплинированы. Могут с опозданием прийти на службу. Стараюсь к ним по-другому подходить, помягче. Люди очень хорошие. Приходит мужик и говорит: «Прости, у меня корова сбежала, я пока ее искал, на службу опоздал». Ну что ты такому человеку скажешь? Будешь его отчитывать? Конечно, нет! Народ в деревне попроще, что видит, то и говорит. Хотя и это не всегда так. 

– Где вы сейчас живете? 

В Шабалино. Добираюсь до монастыря на машине. Это небольшой поселок. Люди практически не ходят в храм, им это не очень интересно. 

– А с чем вы это связываете?

– Дело в том, что это был языческий край. Даже если взять энциклопедию местную, то мы увидим, кто здесь селился, точнее, кого селили. Здесь жили люди сосланные, которые выступали против правительства. А еще местные колдуны, чародеи. Всё это смешалось. Я знаю некоторых язычников. Они Православие, конечно, не признают, живут по своим правилам. Сюда из Москвы приезжают. В коже, такие серьезные ребята. Пляшут, костры жгут.

– Может быть, это часть местной культуры?

– Один язычник даже отца своего сжег на костре. У него отец был язычником. У них свои традиции, которые они строго соблюдают. Народ здесь в целом склонен к язычеству. Особенно в нашем, Шабалинском районе.

Отдельная тема – это настрой людей. Они не расположены к общению, замкнуты. Может быть, потому что их много раз обманывали, может быть, по другим причинам.  

Помню, когда нас в армию забрали, мы шли до какого-то колхоза. Проходим деревни и спрашиваем у местных жителей воды –пить хотелось. Они отворачиваются. Избегали с нами контакта. Мрачные такие люди. Еще одна проблема – пьянство. Мужики сильно выпивают. До Котельнича (город в Кировской области) раньше, когда дорог не было, добирались двое суток на тракторе. Успевали напиться. А вообще пьянство – это очень большая проблема. У людей работы нет. Что им остается? Пенсию получили, куда ее девать? Напиваются. Даже женщины выпивают. Это бич. Раньше у людей был интерес к жизни, была работа, а сейчас этого нет.

– Получается, что Церковь не способна переломить ситуацию и стать отдушиной для человека?

Нет, я бы так не сказал. Напротив, Церковь –  это всё, что осталось для утешения людей. Люди понимают, что здесь они могут получить исцеление, а потом спокойно перейти в вечность.  

Церковь – это всё, что осталось для утешения людей

– А если близкий человек замкнулся в себе, отгородился от родных, когда услышал про сложный диагноз, как найти к нему подход?

– Это очень индивидуальное дело. Нельзя действовать в этом случае по общему правилу. Нужно посмотреть человеку в глаза. Важно почувствовать его, постараться понять его внутренний настрой. Не нужно лезть к такому человеку с многочисленными расспросами, не нужно лезть к нему в душу. Нужна деликатность. Естественно, нужно помнить, особенно христианину, что мы живем для того, чтобы умереть. Но как? Человек какую жизнь прожил, так ему и отмерят. Такая ему мера и будет в вечности. Но если человек верит в Бога, главное не отчаиваться. Верь, проси Его, чтобы Он взял тебя к Себе! Даже если человек умрет, он перейдет в Вечность. Если жил в грехах, в гордости, со злобой в сердце, ясно, что Бог не примет такого человека. Нужно исповедоваться, причаститься. И с мыслью о Боге перейти в иной мир. Нужно объяснять, что жизнь эта конечна. Наша земная жизнь оборвется в один день. Помни день последний и вовек не согрешишь (Сир. 7: 39), – говорится в Писании. Человек должен понять, что ему придется перед Богом отвечать. А если люди о Боге не думают, а служат своим страстям – это другой разговор.

Человек должен понять, что ему придется перед Богом отвечать

– Вы сказали про болезни. Как научиться не раздражаться на эти испытания, а переносить их с верой в Бога?

– Нужно иметь веру, обязательно просить Бога об этом. Как говорил Господь, невозможное для человека возможно для Бога (Мф. 19: 26). Конечно, человек не может надеяться ни на кого, только на Господа. Но ведь, чтобы Господь слышал нашу молитву, нужно быть чистым перед Ним. Постараться жить без грехов. Если согрешил, нужно тут же бежать каяться, исправляться, не копить в себе грязь. И стараться со смирением принимать все, что посылает Господь. С большим смирением. Мы ведь часто ропщем и раздражаемся, когда нам не нравится что-то. Нужно открыться Богу, чтобы получить настоящую помощь.

Беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить