Господь уже каждому выдал QR-код

Беседа со священником Антонием Смирновым

Выпускник Сретенской духовной семинарии (ныне академии) иерей Антоний Смирнов сегодня клирик храма святого Иоанна Воина на Якиманке. В престольный праздник одного из старейших храмов столицы, который, к тому же, не закрывался ни на один день, мы говорим о том, как уживаются традиции и новаторство, что молодежь ищет в храме, какие вопросы задают батюшке в интернете и как позволить Богу помочь.

– Отец Антоний, 30 июля / 12 августа Церковь чтит святого мученика Иоанна Воина, покровителя храма, в котором вы служите. Как выпускник Сретенской семинарии, вы получили благословение служить в этом храме. Как встретила вас паства?

– В храм мученика Иоанна Воина я попал еще дьяконом. Он не был моим первым приходом. До этого я служил в храме Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, скажем так, по месту жительства. Но оказалось, что дьякон там не особо был нужен. Отслужив несколько месяцев, до окончания моего обучения в семинарии, я получил назначение в храм мученика Иоанна. Но, прежде чем отправить в храм, меня предупредили, что в этом храме все священники – бывшие настоятели. Я уже было думал, что сейчас начнется служение, приправленное смирением. Но когда вошел в храм, был приятно удивлен, что все бывшие настоятели прошли искушение властью, им не нужно самоутверждаться за счет других, они остаются добрыми, воспитанными, милостивыми людьми. Будучи молодым дьяконом, я чувствовал поддержку и помощь, учился и получал опыт. Покойный ныне протоиерей Николай Смирнов, 1929 года рождения, опытный священник, преподаватель семинарии, меня принял с любовью.

Дьяконом на новом месте я прослужил около года, потом стал священником. И прихожане приняли меня с любовью, вниманием. В храме очень дружный приход, со своими традициями, своим особенным климатом.

– История храма насчитывает 300 лет, за эти годы храм не закрывался ни разу. Как это чудесное обстоятельство отражается на приходе? Кто сегодня ваши прихожане? 

– Храм Иоанна Воина расположен в центре Москвы, по идее, исходя из местоположения, к нам должны приходить офисные работники, православные христиане, которые работают в центре, но на самом деле таких 20–30%. Большинство прихожан остаются из тех, кто в советское время ходил в наш храм, как раз потому, что он один из немногих, которые не закрывали. В основном это люди с юга Москвы, с Ленинского проспекта… наши пожилые прихожане – те, кто еще в молодом возрасте приезжали к нам молиться, теперь в храм ходят и их дети, и внуки.

Наш храм старается сохранить традиции, но вместе с тем, постепенно, неспешно, мы переходим на более удобное расписание, чтобы, например, офисным работникам было удобнее приходить в храм, а потом идти на работу. Расписание богослужений мы унаследовали с прошлых времен, когда в храм ходили в основном пожилые люди, а работники центра не ходили в церковь. Вот и сохранилась традиция, что если праздник попадает на будни, то богослужение начинается в 9 утра. Если начинать службу не в 9:00, а в 7:30 утра, будут приходить молиться не только те, кто по традиции ходит в храм, но и те, кто работает недалеко от храма. Они смогут себе позволить прийти на службу, а потом пойти на работу. 

Большинство храмов перешли уже на этот логичный режим. Наш храм очень почитает традиции, в нем действительно много людей, которые помнят старое расписание, поэтому не так просто его взять и поменять.

– Храм ведет активную социальную деятельность: молодежный клуб, паломнический, Воскресная школа… Какие новые направления развиваете, как еще привлекаете молодежь?

– Действительно, нам хотелось бы, чтобы молодежи в нашем храме было больше. Мы должны понимать, что современная молодежь – это особенные люди, с особенным видением мира, любовью к комфорту, к атмосфере. Молодому человеку не так просто начать ходить в наш храм, в котором большинство прихожан пожилого возраста. С одной стороны, прекрасно, что пожилые прихожане держатся за эти традиции, но иногда бывают перегибы, ведь молодые люди, возможно, не знают этих правил, они к ним не готовы, они им могут быть чужды…

Конечно, когда в храме много молодежи, атмосфера другая, это чувствуется. Под молодежью я подразумеваю людей 18–35 лет. Вот таких не хватает в нашем приходе. У нас молодежная группа сейчас от 30-ти. Но даже если сравнивать приход сейчас и 10–15 лет назад, в наши дни, конечно, больше молодежи в храме. Мне это заметно в силу того, что я молодой священник (мне все батюшки годятся в отцы или дедушки). А поскольку у меня Инстаграм довольно многочисленный (12 000 подписчиков), случается, что и благодаря ему в храм приходят люди.

Вот реальный пример: одна девушка в Инстаграм рассказала мне, что детей в ее семье нет десять лет. Она захотела приехать в наш храм, исповедоваться, поделиться своей болью. Я принял ее и предложил – давай просто помолимся, послужим молебен в нашем храме, перед иконой Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы. Эта древняя московская икона пришла в наш храм из разрушенного храма 14-15 века в честь Иоакима и Анны. Когда храм разрушили при расширении улицы Якиманки, икона досталась нам. Мы отслужили молебен, а через месяц-два та молодая женщина сообщила, что беременна. Она рассказала об этом чуде в своем блоге, получила большой отклик. Теперь этот молебен стал у нас постоянным: раз в месяц. На него приходит по сто человек – это молодые люди с просьбами о рождении детей, о том, чтобы встретить свою любовь, а также родители молодых людей приходят за них помолиться. Этой традиции нет еще и года, но это удивительно, что после рассказа в соцсетях к нам стали по сто человек приходить – от 20 до 40 лет… Кстати, у той прихожанки дочка родилась, назвала она ее Анной, а меня попросила стать крестным. 

Удивительно, что после рассказа в соцсетях к нам стали по сто человек приходить – от 20 до 40 лет

Как еще работаем с молодежью? Я использую свое спортивное прошлое и образование. К тому же у храма очень хорошая локация – рядом с парком «Музеон», с Парком Горького. Пять минут – и ты в этих прекрасных местах. И мы собирались раз-два в месяц с молодыми людьми, бегали, потом принимали душ, переодевались и пили чай, разговаривали на самые разные темы. Сейчас из-за ковида, к сожалению, мы не можем собираться на эти спортивные занятия, но думаю, что возобновим традицию. 

– Часто ли вас просят быть духовником люди старше вас? Что вы отвечаете?

– Это происходит, но не часто. Я не люблю эти формальные разговоры: «Батюшка, будьте моим духовником». Я иногда шучу: «Мы можем с вами сесть и договор подписать, что я ваш духовный отец, а вы – духовное чадо». Я говорю: «Давайте будем просто общаться, приходите на исповедь, а время покажет. Это произойдет без всяких разговоров официальных, естественным образом, эта химия произойдет невидимо, но на это нужно время». У меня есть такие духовные чада, с которыми мы даже не обсуждали этот вопрос. Просто так происходит. Священник по образу Христа ни одного человека не прогонит, примет, он призван быть открытым для любого человека. А там уже сам человек решает, хочет ли он, чтобы этот священник был его духовным наставником.

Священник по образу Христа ни одного человека не прогонит. А сам человек решает, хочет ли он, чтобы этот священник был его духовным наставником

– Иоанн Воин – покровитель обиженных. Часто ли приходится говорить с прихожанами об обидах? Как перестать обижаться по пустякам и как простить серьезную обиду?

– Тема эта чаще всего всплывает на исповеди. Если я вижу, что человек действительно сильно обозлен, я говорю: «Мы все заражены гордостью, себя все любим: пожалейте себя в первую очередь, подумайте о себе. Вы не хотите прощать своего обидчика, но поберегите свою психику, душу, жизнь, потому что вы этим непрощением делаете себе еще хуже. У вас и так уже плохие взаимоотношения, а вы их усугубляете постоянным возвращением к этой проблеме, не отпускаете, делаете себе больнее и больнее». Потом я напоминаю людям, что мы по заповеди Божией должны прощать, как в Евангелии написано. Вот ты же сам каждый день выпрашиваешь у Бога прощения, и ты уверен, что Господь тебя моментально прощает, а тут ты думаешь: нет, пусть обидчик подольше помучается, я его так быстро не прощу…

– Вам выпали серьезные испытания: рождение недоношенных близнецов с тяжелой формой ДЦП, смерть одного из малышей в возрасте 6 лет… Что поддерживает вас и вашу семью?

– Это может прозвучать формально, как определение из катехизиса, но меня поддерживает Господь – в тяжелых жизненных обстоятельствах, в скорби, в трагедии. Если ты сам позволишь Ему это сделать. Я не согласен с тем, что Господь тебе будет помогать только когда вера твоя будет огромной… Господь помогает независимо от веры, а сам человек может ощутить эту веру, когда хоть чуть-чуть приоткроет дверцу души. Просто хотя бы замок на двери открой, хотя бы ключ проверни, открой замок, вытащи ключик. Господь даже через эту щелочку начнет помогать. Как в Писании говорится: Се, стою у двери и стучу (Ин. 3: 20). Когда человек немножко начнет доверять Богу… даже в помыслах немного подумает: «Господи, наверное, Ты сейчас что-то делаешь со мной, что я не могу понять, но это очень важно…». Хотя бы с этого начать, и Господь начнет укреплять, помогать, показывать через какие-то обстоятельства жизненные, через людей. 

Хотя бы замок на двери открой, хотя бы ключ проверни, вытащи ключик. Господь даже через эту щелочку начнет помогать

– Что мешает людям приоткрыть дверь для Бога? Какие-то предрассудки?

– Предрассудков множество. Например, люди сейчас боятся QR-кодов… Да сейчас у каждого храма есть QR-код со ссылкой! Господь уже каждому выдал QR-код, по которому дает нам такие указатели своего присутствия, по которым мы и правда замечаем Его заботу о нас, и никто другой этого не увидит, эту заботу духовную… когда ты поймешь, что Господь близ тебя.

Бывает на исповеди: человек приходит и говорит, что ему больно от того, что он видит у других какие-то блага, которых у него нет. Это зависть. Конечно, я напоминаю, что в нашей жизни мало благодарения Богу за его подарки – что мы ножками можем ходить, глазками смотреть, у нас есть, что поесть. Мне сегодня буквально пришла в голову мысль, что такие люди – как маленькие дети. Я сравниваю человека с младенцем, у которого все есть: есть любовь родительская, еда, одежда, миллион игрушек, все с ним рядом, уделяют ему внимание. А потом он видит какую-то игрушку у другого ребенка – и все… Хочу! И он забыл про всё, что у него есть, про все блага, которые ему даются. Ему ничего не надо, кроме этой игрушки. Взрослый человек – духовно младенец неразумный, который не понимает, что вокруг него столько подарков и заботы отцовской небесной, а он увлекается одной какой-то маленькой игрушечкой….

Взрослый человек – духовно младенец неразумный. Вокруг него столько подарков и заботы отцовской небесной, а он увлекается одной маленькой игрушечкой

– У вас более 12 тысяч подписчиков в Инстаграм. Знаете ли вы, что вас называют      «инстабатюшкой?»

– Нет, не знал. Я в Инстаграм представлен не только как священник, а как человек простой, как гражданин России, который является и священником, и отцом, и сыном… все ипостаси моей жизни.

– То есть вы специально не развивали блог? Как вообще складывались отношения с виртуальными вашими прихожанами?

– Сначала у меня было 56 подписчиков, я постепенно показывал то, что есть в моей жизни, что касается жизни моей семьи – рождение нашей двойни недоношенной с тяжелой формой ДЦП. Моя жена начала делиться этой болью со своими друзьями в Инстаграме, потом она поняла, что есть такие же мамочки с такими детьми. И я тоже стал потихоньку этот мир открывать… Постепенно показывал, что я священник, свое отношение к жизни. Были и другие испытания в моей жизни, смерть моего папы, который к Богу меня привел, это было испытание и потрясение, испытание для моей веры не меньшее, чем рождение моих детей. Это был один из главных экзаменов в моей жизни, который до сих пор прохожу, самое тяжелое уже, надеюсь, преодолел…

Особенность нашей семьи привлекла не только подписчиков, но и СМИ стали нами интересоваться. Снимали какие-то программы, люди узнавали про нашу семью, подписывались на нас. Потом я стал использовать новые инструменты Инстаграма: «задайте мне вопрос», и делал это так, как мне хотелось, немножко с юмором. Людям нравится видеть священника, который не загоняет себя в рамки предрассудков.
Сейчас у меня 12 000 подписчиков, но активны из них (смотрят истории, например) от 2 до 4 тысяч человек. У меня нет менеджера, помощника, я сам всё делаю, поэтому не занимаюсь рекламой, раскруткой. Знаю по статистике, которую выдает Инстаграм, что на меня подписаны в основном москвичи, женщин больше, а основной возраст от 30 до 45.

Людям нравится видеть священника, который не загоняет себя в рамки предрассудков

– Есть ли у вас зависимость от соцсетей? И как с ней бороться?

– Конечно, я констатирую стопроцентно, что у меня есть зависимость от соцсетей, которую я давно осознал и понял, что надо что-то делать. Конечно, для борьбы с любой страстью нам даны молитвы и достойное исполнение всех своих обязанностей. У меня такая привычка выработалась, что все многодневные строгие посты я не захожу в Инстаграм. Я понимаю, что не все православные блогеры выбирают такой путь, потому что это не очень хорошо сказывается на статистике, когда ты на месяц перестаешь мелькать в ленте людей, не увеличивается число подписчиков, перестаешь быть популярным. Православный блогер может тешить себя тем, что он не бросает свою паству, но я понимаю, что это немного самообман. А если я хочу давать людям что-то полезное, надо и самому правильно общаться с Инстаграмом и по-христиански воздерживаться. Я рекомендую своим подписчикам читать бумажные книги. Прямо читать-читать-читать…

Рекомендую своим подписчикам читать бумажные книги. Прямо читать-читать-читать…

– Вы стараетесь отвечать на вопросы в Директ? 

–Да, на 95% отвечаю.

– С чем подписчики обращаются наиболее часто?

– Ссоры в семье, разводы, болезнь и смерть близких, подготовка к Крещению… и много других, нестандартных вопросов.

С иереем Антонием Смирновым
беседовала Алина Темнова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить