Искушение выбором

Слово в Неделю сыропустную – Прощеное воскресенье,
Воспоминание Адамова изгнания

Искушение выбором. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва) на Божественной литургии
14 марта 2021 г. (Продолжительность 0:20:22 мин, размер 20.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня Святая Церковь совершает особое воспоминание, касающееся судьбы человека, от которого произошли мы все, – Адама, первого человека, сотворенного Богом, и отступившего от Бога, и раскаявшегося в этом, стоящего перед вратами райскими и плачуща, о чем мы слышали в тех умилительных песнопениях, что совершались вчера вечером и сегодня за богослужением.

Каковы же были обстоятельства изгнания Адама из рая? Он вкусил от плода, который был запрещен ему к вкушению, но то древо познания добра и зла, которое принесло ему погибель, было не единственным древом, о котором повествует Священное Писание. В райском саду – в Эдеме – было еще одно дерево, о котором говорится особо, – древо жизни. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2: 9). Так что среди множества деревьев, по всей видимости, прекрасных и, может быть, таких, которые мы не можем себе и представить, несуществующих сейчас на поверхности Земли, было два дерева, о которых говорится особо: древо жизни и древо познания добра и зла.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева добра и зла – не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17). Этот момент очень важен, потому что тут обозначается то важнейшее качество души человека, которое может определять не только судьбу каждого из нас, но и судьбу мира: свобода выбирать между Богом и между тем, что принадлежит непосредственно человеку, выбирать по своей самости, по своим прихотям, по своим пристрастиям. И этой свободой диавол уловил человека. Почему? Потому что он солгал ему и показал как бы те приманки, в сторону которых сумел склонить Адама, неискушенного в кознях опытного врага рода человеческого. И сказал диавол Адаму: «В оньже аще день снесте от древа, отверзутся очи ваши, и будете яко Бози, ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3: 5). И Адам пал, и был изгнан из рая.

Есть места в Священном Писании, которые непонятны нам. Например: И сказал Господь Бог: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. И теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3: 22). Что же, Бог испытывает ревность по отношению к Адаму, боится, что он станет Его соперником? – Нет. Как это ни парадоксально – а в Священном Писании встречаются парадоксы, – это ирония Бога, Он как бы говорит: «Ну вот, ты послушал диавола, употребил свою свободу, посмотрим, что из этого выйдет». Это не наше человеческое обыденное толкование, это толкование святых отцов. Вот что говорит по этому поводу удивительный богослов, психолог, разбирающийся в тонкостях души, в тонкостях Священного Писания, преподобный Максим Исповедник: «Ведь поскольку диавол вместе со своим советом научил человека многобожию, изрекши: “и будете яко Бози”, постольку Бог, как бы подыгрывая, иронизируя и упрекая, для обличения поверившего диаволу человека говорит во множественном числе: “Бысть яко един от Нас”, высказываясь относительно мысли о Божестве, внушенной Адаму обманом змия». «Нельзя думать, будто Писанию обычно чужд вид иронических высказываний, – продолжаю цитату из Максима Исповедника, – ибо внимающий Писанию, глаголющему от лица Бога к Израилю: “Аще пойдете ко Мне лукавыми, и Аз пойду к вам лукавым”, видит, что слово “лукавость” употребляется здесь в ироническом смысле». Мы понимаем, что Бог не может быть лукавым, Ему чуждо это качество. Это качество присуще Его антиподу – врагу рода человеческого. Видите, как удивительно многообразно Священное Писание в его понимании святыми отцами!

Бог, иронизируя над Адамом, говорит: «Бысть яко един от Нас», – употребляя форму множественного числа

Древо жизни, конечно же, не может быть полезно тому, кто отчужден от Бога. А отчужденными от Бога мы не можем быть по воле Божией, ибо Бог есть всесовершенная Любовь и милость. Как говорили раньше на Руси: «В чем немощен Бог? – В милости». Это единственное качество, в котором Он имеет немощь: Он не может не миловать Свое создание, не может промышлять о нем так, чтобы не сделать все возможное, ведя Его ко спасению.

Человек должен удалиться от этого древа жизни не потому, что, как некоторые по поверхностному истолкованию могут понять, он может стать соперником Божиим, а потому, что этот путь отдаления от Бога после греха может быть для него полезнейшим по непостижимому Промыслу Божиему. Эта смертность, прилепление к земному, как это ни парадоксально, может отделить человека от диавола, в сети которого он попал. Есть смертоносное познание зла. Иногда, когда человек начинает изучать какие-то страшные вещи, такое бывает: это может быть с криминалистами, может быть с людьми, которые занимаются какими-то другими сферами жизни человеческой, где преизобилует зло, – зло может покорить их. Как говорил один совсем не православный философ: «Если долго смотреть в бездну, то бездна может сама заглянуть тебе в глаза». Но есть и душеполезное познание зла, когда человек, искушенный в своей свободе, прилепляется к Богу и, познав тонкости зла, тонкости действия диавола, может оказать неоценимую пользу другим людям в распознании его тонких соблазнов и пленений.

Как же, зададим себе вопрос, сегодняшнее название воскресного дня «Изгнание Адамово из рая» связано с теми чтениями из Священного Писания, которые мы слышали и в Апостоле, и в Евангелии, где, как бы на одной волне, прозвучал призыв оторваться от земного? Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13: 14), – пишет апостол Павел в Послании к Римлянам. А в Евангелии, мы помним, говорится о том, чтобы мы не собирали себе сокровища на земле, где червь и ржавчина разрушают и где разбойники и тати могут его украсть (см.: Мф. 6: 19–21). Конечно, прилепление к земному часто есть акт свободы человека к тому, что служит приманкой, что повторяет тот самый фокус, который провел диавол с Адамом. «Будете как боги», – говорит он. И человек думает: «Я соберу себе коллекцию дорогих картин», другой: «Я куплю себе самолет», третий: «Устрою свою жизнь в прекрасных садах, на прекрасных вилах. Буду путешествовать и наслаждаться жизнью», а иного тянут к себе чувственные удовольствия… Но все они забывают и не знают той простой истины, которая была изречена еще в первые века христианства. О том, что только в Боге – это слова Священного Писания – может упокоиться душа человека. То есть насытиться мы можем только общением с Богом, все остальное рано или поздно оставляет в нас пустоту, разочарование, отсекает нас от древа жизни, хотя и дает познание плодов добра и зла, но зачастую это случается поздно.

Да и на своем веку мы можем видеть многое такое, что опять-таки является своего рода рефреном той трагедии, произошедшей с Адамом. Помните, в Советском Союзе люди искали свободы? Уезжали куда-то за материальными благами, совершенно не понимая, что рядом с ними жили такие люди, как отец Иоанн, отец Кирилл, а те, кто жил раньше, застал еще многих старцев. И Глинские старцы были живы, и другие подвижники благочестия, которыми, может быть, держалась Святая Русь. Они источали потоки благодати всем приходившим к ним. Но люди говорили: «Что здесь делать? Здесь отстой, поедем туда и будем, как боги, будем наслаждаться плодами дерева псевдорайского». И что же теперь? Приходят люди десятками и говорят: «Как горько мы обманулись. Чего мы достигли?». И то, что началось в 1917 году в России, идет оттуда же. И поскольку ориентиры были ложными, система координат была выбрана неправильно, введены были неверные данные, то и результат получился кривой. Эти люди задумываются теперь, опять же по всесильному Промыслу Божиему: «Не вернуться ли нам назад?»… А многие и возвращаются.

Есть и второй мотив в Евангелии, которое мы слышали на богослужении: прощение ближнего, любовь к ближнему. Как это связано с изгнанием Адама? Ведь во время изречения приговора Адаму Господь большей частью говорит о нем как об одном человеке, потому что в то время на земле жили только Адам и Ева, они были мужем и женой и были единой плотью в очах Божиих. Они были единым существом, не было других людей, которых можно было обидеть и которых можно было не простить, к которым можно было испытывать неприязнь или досаду. Об этом мы можем прочесть тоже в сокровищнице святоотеческой. Марк Подвижник, объясняя этот, может быть, для нас неудобоуразумеваемый момент – связь Недели об изгнании Адама из рая и прощение ближнего, – пишет: «Рассмотри следующее. Возродившись крещением и водворенные в Раю Церкви…» – а мы живем в раю после искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа, – как и Адам, делаем часто неразумные шаги, слушаем диавола, гонимся за тем, чтобы стать богами, ищем благ, которые могут принести нам не истинное удовлетворение, а лишь иллюзии. «Мы приступили заповедь, – продолжает Марк Подвижник, – Возродившего нас. И каким образом? Господь повелел любить всех единоверных и, при посредстве терпения, вкушать плод, который они сами приносят нам, сказав: “От всякого древа, еже в рай, снедию снеси”. Но мы, последовав помыслам змея, возлюбили одних, как добрых, и возненавидели других, как злых. В этом и заключается в мире новой благодати по искупительному подвигу Спасителя вкушение от древа познания добра и зла. Вкусив от него, мы умерщвляемся в духе не потому, что смерть сотворена была Богом, но потому, что она является сама собою в человеке, возненавидевшем ближнего. “Бог смерти не сотвори, не веселится о погибели живых”, Он не приводится к действиям страстию гнева, не вымышляет способов к наказанию за согрешения, не изменяется соответственно достоинству каждого, но “вся премудростию сотворил”, предопределив, чтобы все было судимо по духовному закону» – закону любви.

Смерть является сама собою в человеке, возненавидевшем ближнего

Эта заповедь любви к ближнему столь важна, что, по мнению святых отцов, которые мы услышали, она по своему действию столь же опасна, в такой же степени может отделить человека от Бога, как и нарушение заповеди о невкушении запретного плода, данной Адаму. И действительно, в традиции Православия это было настолько важно, что одно время на Афоне, если кто-то из монахов питал злобу к ближнему, не прощал ему обид или по какому-то подозрению наветывал на него, такому человеку его духовник запрещал в молитве Господней, которую он читал келейно, произносить стих: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Люди должны были читать Господню молитву, данную Спасителем, без этого стиха, только тогда, вероятно, такое средство могло вразумить их.

Жизненный опыт показывает, что иногда даже преступление, содеянное кем-то из дальних наших родственников, может лечь проклятием, может лечь тяжким бременем на весь род. Я вспоминаю удивительную историю. Приснопамятный владыка Питирим одно время имел по линии издательства очень тесные связи с неким британским фондом. Там служил молодой отпрыск древнего аристократического рода, который получил свое начало, кажется, в VI или VII веке, до разделения Церквей в Ирландии. Этот молодой миллиардер, богач, искал острых ощущений и некоторое время был военным летчиком. А его предок, жестокий рыцарь, по действию злобы, неосознанного гнева, казнил, кажется в IX веке, где-то в Ирландии священника. Так же, как по порыву неосознанной злобы и подозрительности, как мы помним, Иван Грозный отсек голову преподобномученику Корнилию. И вот этот молодой аристократ, летчик, на военном самолете совершал на бреющем полете испытательные маневры, и, посмотрев на навигатор, увидел, что он летел над тем самым местом, где его предок одиннадцать веков назад умертвил невинного священника, который обличал его в нечестивой жизни. И вдруг, когда он поравнялся с этим местом, все приборы на самолете отключились, и он понял, что гибель неминуема, ведь катапультироваться невозможно, потому что самолет летел очень низко. И он взмолился: «Господи, если Ты простишь ему этот грех, то я восстановлю древнюю часовню VIII века, восстановлю колодец над святым источником, который этот священник устроил в свое время. Может быть, это в какой-то степени искупит и его грех, и меня спасет, как его потомка». И после 30 или 40 секунд все приборы самолета включились.

Вдруг, когда он поравнялся с тем местом, где его далекий предок убил священника, все приборы на самолете отключились!

Как много может порыв наш внутренний! Он может изменить не только работу сложного устройства, может изменить многое в этом мире. Когда потом техники проверяли этот самолет, а там все пишется на «черный ящик», ничего не было обнаружено. Не было ни отключения систем, не было обнаружено и их восстановление.

Без веры мы не сможем совершить подвиг поста, потому что если мы не будем иметь веру в Бога, если не будем доверять Ему, то наша свобода неминуема сползет на те же рельсы, на которые сполз Адам, послушав диавола. И мы не сможем иметь ни любви к ближнему, не сможем иметь ни любви к Богу, ни отрешения от тех земных сокровищ, которые тати похищают и ржа и червь уничтожают.

Будем молиться Владыке всяческих, чтобы нам с чистым сердцем, с искренней верой, с любовью к ближнему приступать Великим постом к Святым Тайнам, к этому древу жизни, внимая песнопению: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Аминь.



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить