История мира – место встречи Творца и творения

Книга пророка Исаии. Беседа 2-я

Время Исаии

Пророк Исаия начал свою проповедь во второй половине VIII века до Рождества Христова. Этот период был решающим для его народа. Чтобы понять время Исаии, сделаем небольшой экскурс в историю.

После смерти царя Соломона в Х веке еврейский народ разделился на два царства. Большая часть (десять колен) отошла к Иеровоаму из колена Ефремова. Меньшая (колена Иуды, Симеона и половина колена Вениаминова) осталась верной сыну Соломона Ровоаму.

Так образовались Израильское (Северное) и Иудейское (Южное) царства. Столицей Северного государства стала Самария, столицей Южного – Иерусалим. На протяжении 200 лет оба царства вели ожесточенное соперничество, которое ослабляло их внешние и внутренние силы.

Израильское (Северное) царство

В религиозном отношении Северное царство было раскольническим. Его цари отступили от служения Богу Яхве. Вначале они построили в городах Вефиль и Дан храмы с золотыми изваяниями тельцов, затем стали поклоняться божествам финикийского культа. Десять колен Израиля превратились в полуязычников.

Согласно Библии, ни один из царей израильских не был «благочестивым». Династии постоянно менялись в государственных переворотах.

Исаия застал разгром Северного царства ассирийцами в 722 году. Потомки десяти из 12 колен Израиля были переселены в Мидию. Иудейское государство пережило Израильское немногим более 100 лет.

Иудейское (Южное) царство

Было ли все благополучно в Иудее, где пророчествовал Исаия? Увы, нет.

Несмотря на то, что религиозный центр яхвизма – Иерусалимский Храм – принадлежал Иудейскому царству, это не помешало иудеям уклониться в идолопоклонство и развратиться нравственно. Исаия постоянно обличал в правителях народа нарушение правосудия, в народе – распущенность нравов.

Цари, при которых Исаия начинал свою проповедь, не были самыми плохими в истории Иудеи. Царь Озия, при котором Бог призвал Исаию на пророческое служение, называется в Библии «благочестивым». Его царствование по великолепию сравнивалось с временами Соломона. Удачно вел войны, укрепил Иерусалим, имел мощное войско. При нем Иудея процветала.

Его сын Иоафам также угождал Господу, имел успех во внешней и внутренней политике государства.

Но вот парадокс нашего бытия: материальное благополучие не только не содействовало нравственному улучшению народа, а напротив, внушило людям чувство гордости и развратило их. Иудеи получили возможность вести беззаботную и распущенную жизнь и приобрели множество отвратительных пороков. Как аристократия, так и простой люд.

Материальное благополучие не содействовало нравственному улучшению народа, но внушило людям чувство гордости и развратило их

К этому времени относятся обличительные речи Исаии из 2–5 глав его книги:

«Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева – повернулись назад…» (Ис. 1: 4).

На Иудейском царстве сбылось пророческое слово Моисея, сказанное перед входом евреев в Землю Обетованную:

«И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его» (Втор. 32: 15–16).

Пожалуй, ничего не изменилось с тех пор. Ведь история Израиля – это духовная метаистория человечества в целом и каждого из нас в отдельности. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10: 11), – писал о древних евреях апостол Павел.

Не зря и у нас существует горькая поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Вспоминаются также слова Златоуста о Церкви: «Худшее из гонений – отсутствие гонений». Или еще говорят в церковном народе: «Чем лучше, тем хуже». Действительно, человеку свойственно расслабляться и развращаться в периоды довольства и благополучия.

Во времена Исаии также благовествовали «малые» пророки Амос и Осия (Северное Царство), Михей (Южное).

О царях, при которых благовествовал Исаия, мы еще поговорим. А пока прибавим еще несколько слов о государствах и народах, имеющих отношение к жизни Иудеи в то время.

Ассур

Ассур (Ассирия) – самое могущественное из соседних восточных государств. Во дни Озии на ассирийский престол вступил ассирийский царь новой династии – Фул. Этот царь опустошил впоследствии царство Израильское. Продолжал разграбление северного государства Тиглатпалассар III, а окончательно уничтожил его царь Салмонассар.

Его преемник, Сеннахирим, пытался нападать уже и на Иудею – но не смог завоевать ее. Впоследствии подчинил себе Иудею ассирийский царь Асар-Гаддон. Именно он отвел царя ее, Манассию, в плен.

Исаия предостерегал иудейских царей от того, чтобы искать помощи у языческих государств, в том числе и Ассирии. Он призывал их надеяться только на Бога и просить у Него помощи.

Так, Исаия осуждал политику нечестивого Ахаза, обратившегося за помощью против своих врагов – сирийцев и израильтян – к ассирийскому царю Феглаффелассару (Тиглатпалассару III). И действительно, предостережение Исаии получило свое исполнение: впоследствии ассирийцы уничтожили Израильское царство, а затем вторглись и в Иудею.

Египет

Другая великая держава того времени – Египет. Большей частью иудеи состояли в союзе с ней и надеялись на ее помощь. Но в те дни Египет сам был ослабляем внутренними междоусобицами. В эпоху Исаии в Египте поменялись три династии. Египтяне постоянно воевали с Ассирией из-за спорных сирийских владений. Именно этот фактор пытались использовать в своей внешней политике иудейские цари.

Сирия

Царство Сирийское – его главный город Дамаск – также вело непрестанные войны с Ассирией. В 732 году Сирия потерпела поражение и была присоединена к Ассирии как ее провинция.

Затем появляется царство Халдейское со столицей Вавилоном. В эпоху Исаии это царство было вассалом Ассирии, цари Вавилона считались только наместниками царя ассирийского. Но халдейские цари старались вернуть прежнюю самостоятельность и периодически восставали против ассирийцев. В свою борьбу они пытались втянуть и других царей, например иудейского Езекию. Интересно, что в конце концов они все-таки достигли цели.

Другие народы

Другие народы, окружавшие Иудею, стоит просто упомянуть, так как они не имели в то время какой-либо значимости.

• Тиряне – жители финикийского города Тира.

• Филистимляне – древний народ, населявший приморскую часть Ханаана (от современного Тель-Авива до Газы).

• Маовитяне – потомки племянника Авраама Лота и старшей дочери последнего.

• Едомитяне (идумеи) – потомки Исава (брата Иакова), прозванного Едомом.

Политика и религия в книге Исаи

В книге пророка Исаии (как и во всей Библии) политика всегда связана со взаимоотношениями Бога и Его народа. Политические события – это следствие духовных событий, происходящих как в сердце правителей Израиля, так и во всем еврейском социуме. Внешнее (политика) – производное от внутреннего (духовно-нравственного состояния общества).

Вот пример.

В 735 году Иерусалим был осажден армиями Израиля и Сирии. Израильские и сирийские правители вынуждали царя Ахаза присоединиться к антиассирийской коалиции. Ахазу предстояло сделать мучительный выбор между спокойной верой в защиту Яхве и отчаянной надеждой на союзников.

Ахазу предстояло сделать выбор: верить в защиту Яхве или положиться на союзников

Царь решает положиться на Ассирию, а не на Бога. Исаия выступает против царского решения и произносит загадочное пророчество о Царе Эммануиле, Который восстановит династию потомков Давида (Ис. 7). Но Ахаз решает войти в вассальные отношения с Ассирией. Иудея теряет независимость, и поступок Ахаза становится началом конца Иудеи. Бог отступает от Своего народа…

Духовная логика тех событий работает и сегодня. И сегодня за непослушание правителей и разврат народа Бог отступает от стран и государств. Военные поражения, природные бедствия, экономические кризисы, вторжения иноземцев имеют в основе одну причину – отступление от Бога и Его заповедей.

Другой пример: отношения Исаии с царем Езекией.

Последний, в отличие от своего предшественника Ахаза, старался восстать против Ассирии – но Исаия не раз предостерегал царя от такого шага. Царь сделал по-своему…

Закончилось все тем, что Езекия выплатил ассирийскому царю Сеннахириму огромную дань, признал ассирийское владычество и выдал заложников. Часть городов Иудеи Сеннахирим передал филистимлянам – союзникам Ассирии.

Снова непослушание Богу привело к печальным политическим последствиям.

Интересно, что в Ис. 39: 5–7, в разговоре с Езекией, Исаия заглядывает в далекое будущее – вавилонский плен, явившийся плодом непослушания царя. Но Езекия отвечает: «Мир и благосостояние пребудут во дни мои». Недальновидность этого в общем-то верующего царя была неприемлема для Бога и немыслима для пророка.

***

Итак, Библия дает нам представление о политических событиях как о духовно закономерном процессе, который обладает определенным внутренним смыслом. История мира – место динамической встречи Творца и Его творения. Управляет историей Бог. Историческое сознание Библии совпадает с религиозным, а ее религиозное сознание – с историческим.

Книга Исаии (как и вся Библия) говорит нам, что победы или несчастья народа есть повод для духовного осмысления и покаяния. Да, вся наша жизнь проходит под знаком страдания и умирания – но одни дела являются благословением, а другие – проклятием. И все внешние (политические) события имеют духовное измерение. Об этом – большая часть книги Исаии.

Сергей Комаров 24 октября 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить