Из-за чего начинаются войны?

Книга пророка Исаии. Беседа 12

Через пророка Исаию Господь продолжает предупреждать иудеев о грядущих бедствиях – в том случае, если они не покаются в своих злодеяниях. Господь говорит:

«Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1: 19–20).

«Блага земли»: историческое и духовное понимание

В ветхозаветные времена Бог обещал Своему народу за послушание «блага земли». Конечно же, современники Исаии воспринимали эти слова прямо – как указание на мирную, сытую жизнь в довольстве. Но в ветхозаветных словах, как в твердом орешке, есть сладкая внутренность – духовный смысл. Поищем его.

Блага земли в историческом смысле – это произведения земли обетованной. Обещание евреям, что они наследуют землю Ханаанскую и будут питаться ее плодами, было выражением благоволения и благословения Божия евреям. Но эта земля также прообразовала Царствие Божие, о котором проповедовал впоследствии Христос. Несомненно, что о Царстве Христовом прикровенно говорит и Исаия.

Тертуллиан, толкуя данное место, говорит:

«Речь идет о благах, которые ожидают плоть в Царстве Божием, когда плоть преобразится».

Также вспоминается евангельский стих: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5: 5); и из Откровения: И увидел я новое небо и новую землю (Откр. 21: 1). В этих случаях под землей подразумевается Царство Небесное.

Об этой земле пророчески поет и Давид: Верую, что увижу благость Господа на земле живых (Пс. 26: 13); Ты прибежище мое и часть моя на земле живых (Пс. 141: 5).

Земля здесь «означает некоторую прочность и неизменность вечного наследия, где душа через доброе расположение словно бы находит успокоение на своем месте, как тело на земле, и где питается своей пищей, как тело от земли. Это и есть покой и жизнь святых», – пишет блаженный Августин.

Когда начинаются войны?

«Если захотите» – отмечает Господь. Но разве можно не хотеть получить блага от Творца? Святитель Иоанн Златоуст комментирует:

«Но, может быть, скажет кто-то: я хочу; и нет такого настолько безумного, чтобы не хотеть. Но хотение не приносит мне достаточной пользы. Нет, оно принесет пользу, если ты будешь хотеть как должно и действовать сообразно с хотением, а теперь ты не совсем хочешь… Ведь кто хочет как должно, тот принимается и за дела, ведущие к тому, чего он хочет».

Далее:

«Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас».

Здесь игра слов: или евреи послушаются пророка и будут вкушать плоды земли, или их самих меч пожрет (съест). Подобно тому, как человек ест пищу, меч въедается в тело того, против которого действует. Фраза «меч пожрет вас» в данном контексте означает вторжение оккупационных войск.

Святитель Николай Сербский в своей книге «Война и Библия» писал, из-за чего начинаются войны. Война начинается там, где в мирное время люди воюют с Богом безбожием и грехами. Там, где беззакония народа вопиют к небу. Начало любой войны обусловлено библейской моделью: «делали злое в очах Божиих».

Также святитель отмечал, что грехи начальников народа являются причиной войны и поражения:

«ради грехов и беззаконий богоборческих начальников народа страдает и народ, а государство, лишившись самостоятельности и свободы, пропадает».

Подходила ли Иудея времен Исаии под эти определения? Да. Идолопоклонство, разврат, притеснение вдов и сирот, непослушание заповедям Божиим, кровопролития, расправа над пророками… Мог ли Израиль изменить ситуацию? – Мог. Святитель Николай пишет:

«Освобождение от захватчиков… зависит от покаяния народа и милости Божией; от покаяния вопиющего к Богу и милости Божией, грядущей ему навстречу. Одно – причина освобождения, а другое – Сам Освободитель. Причина находится в душе народной».

Святитель Николай Сербский: «Освобождение зависит от покаяния народа и милости Божией»

Об этом и пытался докричаться до иудеев Исаия. Но, как можно видеть, тщетно.

Погребальная песнь

Пророк продолжает свою речь:

«Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1: 21–23).

Для данного отрывка характерен размер или ритм древнееврейского плача (т.е. погребальной песни). Этот литературный прием часто употреблялся пророками. Оплакивалось духовно-нравственное состояние иудеев.

Обратим внимание на перечисленные нарушения завета Израиля с Богом.

1. Убийство – заранее обдуманное, преднамеренное лишение человека жизни.

2. Государственные преступления князей (правителей и чиновников).

3. Сообщение князей с ворами, любовь к взяткам.

4 Нравственное повреждение князей (не защищают сирот, не ходатайствуют за нужды вдов).

Не правда ли, вспоминаются упреки Христа фарисеям: оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23: 23)?

Иерусалим – блудница

Далее. Иерусалим называется блудницей. Иерусалим на еврейском – слово женского рода. Само слово «город» – тоже. Поэтому столица Иудеи предстает здесь в образе женщины-блудницы. Под блудом имеется в виду духовный блуд, идолопоклонство, измена Господу в нарушении Его заповедей. У пророков Бог часто изображен как супруг ветхозаветной Церкви. Особенно этот образ характерен для книг Иеремии и Осии.

Исаия по ходу речи успевает и похвалить Иерусалим за его былое величие: «верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней…» В словах пророка эта похвала лишь оттеняет современное ему состояние города, достойное оплакивания. Святитель Иоанн Златоуст комментирует:

«Выраженное удивление и прибавление похвал к обличению делает обличение более тяжким – потому что мы не столько порицаем тех, которые не отличаются ничем и ведут низкую жизнь, сколько тех, которые прежде оказались ревностными (в добродетели), а потом предались порокам».

Серебро, ставшее изгарью

«Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою». В греческом тексте: «Серебро ваше не очищено, продавцы твои мешают вино с водою».

Что такое изгарь? Это шлак, отходы при плавке руды, осадок в горниле.

В Древнем мире серебро извлекалось из руды и исследовалось на пробу в процессе купеляции. Воспользуемся исторической справкой: «Вначале серебро извлекалось из свинцовых руд (галенита) с содержанием менее одного процента в конкретной пробе. Свинец расплавлялся в неглубоких сосудах, изготовленных из пористого материала, например из костяной золы или глины. Затем использовались кузнечные меха, которые нагнетали воздух в расплав свинца с образованием в нем окиси свинца (свинцового глёта). Часть окиси свинца впитывалась костяной золой, а часть в виде накипи выступала на поверхности. В идеальном случае в остатке находится серебро» (Культурно-исторический комментарий на книги Ветхого Завета).

Однако если температура была слишком высока или в образце содержались другие металлы (обычно медь или олово), купеляция могла оказаться неэффективной. Если окись свинца образует накипь, а не приводит к выделению оставшегося серебра, последнее смешивается с другими металлами и становится непригодным к дальнейшему использованию. Именно этот продукт Исаия и назвал изгарью – т.е. окалиной, шлаком.

Возможно, в этом тексте говорится об анализе, установлении пробы серебра. Этот процесс «включает нагревание образца серебра совместно с большим количеством свинца для удаления разных примесей. В результате может получиться так, что количество свинца будет недостаточным для удаления примесей, а такое неочищенное серебро некачественное. Вместо очищения серебро обретает форму хуже той, которой обладало ранее… Серебро становится негодным, выбрасывается вон. Однако процесс можно повторить и в конце концов добиться хорошего результата» (Там же).

Имел ли в виду Исаия первую или вторую процедуру, он говорит о том, что Иудея полностью обесценилась в глазах Божиих. Особенно ее высшие круги. Ведь серебро здесь – символическое обозначение аристократических, правящих классов иудейского общества. Князи народа, некогда бывшие «серебром» для Господа, утратили благородство и превратились в отбросы. Это главным образом и стало причиной иерусалимской трагедии.

Согласно святителю Василию Великому, выражение Исаии также может означать поддельные деньги, приносимые в храмовую казну.

«Вино твое испорчено водою». О значении этих слов мы поговорим в следующей статье.

(Продолжение следует.)



Сергей Комаров 4 июня 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить