Как не потеряться в новогодней суете?

Иеромонах Кирилл (Попов) о предрождественских днях

Мир погружен в предновогоднюю суету. Подарки, застолья, вечеринки… Для верующего мирянина важно не попасть в этот поток событий и не забыть при этом о самом главном – о приготовлении к празднику Рождения Христа Спасителя. Иеромонах Кирилл (Попов) рассказывает, как сохранить в эти дни молитву, можно ли нарушать пост во имя любви к ближнему и вообще как правильно проводить эти предрождественские дни семьям с детьми.

Отец Кирилл, у православных христиан начинаются дни строгого Рождественского поста, у людей неверующих – праздник, отдых. И очень часто верующие живут рядом с неверующими. Как не поддаться праздности и суете?

– Думаю, что в сегодняшнее непростое время, когда Господь положил нас на весы правосудия, мы просто обязаны быть предельно внимательными и сосредоточенными по отношению к самим себе. Пост открывает перед нами прекрасную возможность по-настоящему окрылиться, высоко вспорхнуть в небо и с высоты птичьего полета взглянуть на всю низменность земных радостей и торжеств. Вне зависимости от праздников христианин должен оставаться христианином, и нужно быть всегда готовым дать отчет Богу. Для верующего человека пост – это ни с чем не сравнимый опыт борьбы над своими грехами, страстями, над своим ветхим человеком. Это попытка вернуться к себе настоящему, почувствовать себя свободным и возвышенным, научиться жить в соответствии с волей Божией. Пост раскрывает перед нами картину нашей внутренней сокровенной жизни, обнажает все наши невидимые раны.

Никаких недопониманий, а уж тем более конфликтов между верующими и неверующими быть не может, каждый должен уважать свободу выбора ближнего. Нам, как верующим, главное – не показывать своего недовольства, избежать осуждения и строгого взгляда в отношении тех людей, которые еще не пришли в познание истины и исповедуют отличную от нашей жизненную позицию. Будем помнить, что Бог не перестает промышлять о каждом человеке, в том числе и о не постящихся.

Чтобы избежать суеты, важно сформировать в себе внутренний духовный стержень, а для этого надо всегда иметь «горе наши сердца», то есть непрестанно носить в своем сердце Христа. Иными словами: нам надлежит иметь постоянное памятование о Боге. Кто всегда помнит о Боге, тот боится греха, тот бегает от него. Что бы мы ни делали и в каких бы обстоятельствах ни находились, не будем забывать, что Любящий Господь всегда взирает на нас, Он видит мельчайшие движения нашего сердца. Утвердимся же в мысли, что наша жизнь в Его руках, и тогда суета не поглотит нас. Лучшим средством к достижению непрестанной памяти о Боге являются регулярное чтение Священного Писания, святоотеческих творений и постоянство в молитве.

Суета – это ведь понятие не только внешнее, но и внутреннее. Как остановить бесконечную суету мыслей?

– Наверное, достичь полного внутреннего мысленного штиля практически невозможно, а вот научиться правильно фильтровать свои мысли нам под силу. Кто-то из великих святых сказал, что без усиленной внимательности над собой невозможно достичь успеха в добродетели. Суета сродни такому понятию, как рассеянность. По мысли святых, рассеянность есть начало всех зол. Суетясь, человек совершает массу бесполезных и бессмысленных действий. Суета – это внутренний конфликт с самим собой, попытка совместить несовместимое, желание служить двум господам одновременно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Как мотылек порхает с цветка на цветок, так и рассеянный человек переходит от одного земного удовольствия к другому, от одного суетного попечения к другому». Поэтому в творениях святых отцов мы встречаем такое понятие, как трезвомыслие. Нужно быть внимательным к тому, чтобы суета не поглотила нас, а для этого важно стоять на страже своего ума и сердца.

Нужно научиться правильно фильтровать свои мысли. Это нам вполне по силам

А если приглашают на бесконечные шумные новогодние застолья, стоит ли принимать их? Пост нарушить или приглашающего обидеть? Современный новогодний стол нередко из теплой встречи родственников перерастает в полупристойные разговоры, шутки, бесконечный телевизор…

– Повторю: христианин должен оставаться христианином в любых жизненных обстоятельствах. Мир особенно внимательно следит за нами. Любая ошибка христианина воспринимается как некий укор в сторону Самого Спасителя. Поэтому на нас лежит святая обязанность примером своей жизни раскрыть в себе образ Самого Христа. И люди в первую очередь хотят увидеть в нас Бога. Мы не можем идти на компромиссы с миром, мы не можем жить по той логике, которую он нам предлагает и навязывает.

Часто приходится слышать, что мы должны не обидеть ближнего и можно нарушить свой пост ради любви к ближнему. Так и есть. И многие святые нарушали свой пост ради того, чтобы не обидеть ближнего, но сила их молитвы и покаяния была настолько велика, что после этого они налагали на себя сугубый пост и удручали свою плоть, чтобы искупить свое послабление. Нам же до подобных подвигов далеко, да и такой любви к ближним мы не имеем. Если же мы не можем сохранить в себе христианина во время шумных празднований, то лучше подобные компании не посещать. Ведь бывает и абсолютно другая реакция: мы думаем, что действуем по любви, а люди неверующие, зная, что мы, соблюдая пост, при них его нарушаем, могут соблазниться и осудить нас. Но может быть и всё наоборот, здесь не предугадаешь.

Мне вспоминается случай из жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он, когда учился в семинарии, тяжело заболел, и врачи предписали ему ослабить пост. И он, как послушный ребенок, решил испросить благословение на послабление у своей набожной матери, на что получил краткий ответ: «Лучше умри, но пост не нарушай». Поэтому можно дать двоякий совет, и каждый пусть выберет для себя ту модель поведения, которая наиболее соответствует его внутреннему устроению. Если это человек совершенный, то он может сохранить себя и не повредиться от шумных застолий и веселья, как праведный Лот, который жил среди развращенных жителей Содома и Гоморры, но не был причастен к их злу. Вот и человек, живущий в пучине кипящего житейского моря, может сохранить себя чистым, где бы он ни находился, лишь бы было искреннее желание и намерение. Если же это несовершенный, то лучше пусть воздержится, сохраняя себя, дабы не повредиться. Главное – помнить: постящийся не должен осуждать не постящегося, и наоборот – это золотое правило на все времена.

Как понудить исполнять молитвенное правило, когда хочется подольше поспать, поменьше потрудиться, и духовно, увы, в том числе?

– Наблюдая за тем, как мы молимся, можно оценить степень нашей любви к Богу. Наша душа должна ежесекундно стремиться к Богу, как жаждущий олень устремляется на водные источники. Можно заключить: тот, кто не молится, самоуверен в себе, не нуждается в Божественной поддержке и заступничестве Божием. Молитва – это не повинность, не оброк, это свободное произволение души по любви стремиться к Богу, но все чаще приходится слышать, что люди вычитывают молитву как нечто чужеродное и обременительное. Многие, говоря о молитве, особое внимание обращают на ее внешнюю сторону. Что само по себе не является неправильным, но и до конца не раскрывает смысла молитвенного подвига.

Молитва – это не повинность, не оброк. Это свободное произволение души по любви стремиться к Богу

Движущей силой молитвы и ее главным средоточием является покаяние, а парусом молитвы – внимательность. Для того чтобы предстать пред Богом, нужно осознать, перед Кем мы предстоим. Кто-то из святых древности сказал, что в молитве человек должен пройти три этапа. Первый заключает в себе молитвы о прощении своих грехов, на втором этапе человек благодарит Бога в молитве за все ниспосланное, а на третьем этапе человек может ненавязчиво попросить у Бога того, что считает полезным для себя. Становясь на молитву, мы должны иметь смиренные чувства, что подготавливает сердце, как благодатную почву, к принятию Божественной благодати. Молитва, лишенная смысла и покаянного делания, является молитвой бесплодной, но при этом остается молитвой трудовой, что помогает дисциплинировать молящегося, – об этом тоже нужно помнить. По окончанию трудовой молитвы нужно укорить себя за невнимательность и сердечное окаменение.

Как понудить себя? Умереть, но заповедь о молитве выполнить. Нам тяжело и трудно от того, что Бог для нас не является Живой Личностью, Он скрывается от нас за массой текста и богослужебных книг. Живая Личность требует от нас живого общения, а не монотонного заунывного вычитывания.

10 нерабочих дней… Можно в храм чаще ходить. Как это сделать не в ущерб семье?

– Это вопрос тактичности, в каждой семье он решается по-своему, в зависимости от жилищно-бытовых условий и многого другого. Главное – сохранить мир в семье, не идти на открытые конфликты и провокации, с пониманием и уважением отнестись к требованиям и пожеланиям каждого члена семьи. С близкими людьми легче найти общий язык и прийти к общему компромиссу.

Самим-то порой сложно держать себя в строгости и труде, а детям во время каникул и того сложнее. Нужно дать им чуть отдыха, но важно соблюсти меру. В чем та самая мера?

– Умение отдыхать – это особый вид искусства. Когда наш ребенок 24/7 проводит за компьютером, то это ни в какие рамки не лезет. К сожалению, современный человек находит успокоение исключительно в виртуальном мире, так как ему там комфортно. Думается, что выходные дни нужно проводить по-другому, и многое зависит от родителей: посмотреть душеспасительный фильм или совместно почитать книгу. Важно научиться перестраивать формат нашего общения из виртуального в реальный. Надо найти золотую середину, а это рассуждение. По мысли святых отцов, рассуждение является высшей добродетелью. Нужно научиться смотреть на мир глазами Бога. Чистое око делает и мир чистым.

Православная вера – это не табуированная система запретов и ограничений. Церковь Христова на основании Божественных заповедей и многовекового опыта, как любящая и заботливая матерь, промышляет о нас в этом мире и готовит нас для вечности. Она освящает наш жизненный путь и ведет по безопасной проторенной дороге. Время сокращается, но духовные ценности не меняются. Верующий человек дорожит голосом своей любящей Матери-Церкви, во всем доверяет ей, боится в ее лице оскорбить величие Божие.

Давайте особо остановимся на Рождественском сочельнике. Как правильно провести 6 января православному христианину? На столе должны быть 12 блюд, их надо приготовить? И как хозяйке не превратиться в ту самую «Марфу, которая не о том печется»?

– Пища и питие не являются кульминационным моментом для праздника. Думаю, что мы не приучены к тому, как отмечать праздник; у нас существует злой предрассудок, что любой праздник должен сопровождаться праздничным застольем и безудержным весельем.

Как правило, верующие люди в Рождественскую ночь приступают к Причастию, поэтому накануне, то есть 6 января, мы в первую очередь в посте и молитве готовимся ко встрече со Христом в Таинстве Евхаристии. Цель нашего праздника – это не застолье, а опытное переживание того или иного праздничного события. Не нужно предаваться безмерному пресыщению, пища не должна занимать наш ум, пусть на первом месте во всем будет Бог.

Молитва – это не повинность, не оброк. Это свободное произволение души по любви стремиться к Богу

Для того чтобы по-настоящему прочувствовать праздник, нужно избавиться от привычных для нас стереотипов и попробовать по окончанию службы не стремиться к праздничному столу, а побыть в молитве, и тогда мы откроем для себя иную реальность праздника. Не будем отягощать наш ум пищей и питием и постараемся провести сам день как праздник, а не пресыщаясь пищей.

Садясь за праздничный стол, давайте вспомним о тех, чья жизнь сопряжена с особым риском, о тех, кто жертвует собой в эти святые дни. О врачах, которые спасают чью-то жизнь, о военных, которые самоотверженно защищают рубежи своего государства, вспомним о тех, кто не имеет крова и пропитания, тех кто не имеет близких и родных. Настоящий праздник – это помощь ближним. Сперва поможем тем, кто находится в сложных отчаянных обстоятельствах и уже потом подумаем о самих себе. Поэтому приготовив 12 блюд, семь из них нужно отдать, тем, кто в этом по-настоящему нуждается.

– Старшее поколение в большинстве своем не сможет быть в храме на Рождественской службе. Как ему ощутить всю полноту праздника?

– Тех людей, которые по той или иной причине не смогут быть в храме в Рождественскую ночь, мы должны окружить заботой и любовью, помощью и поддержкой, они не должны почувствовать, что они одиноки в этом мире. В эти святые дни мы должны больше заниматься благотворительностью, нести радость в те дома, где горе и печаль, поддержать падающих и отереть слезу плачущих.

С иеромонахом Кириллом (Поповым)
беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить