Как поститься, чтобы пост был в радость?

Время поста – это время радости, время подготовки ко встрече со Христом, но как часто пост становится для нас чем-то обременительным, вводящим в уныние. Мы лишаемся любимых развлечений, привычной трапезы и часто раздражаемся. Как правильно проводить дни поста, чтобы они приуготовляли нас к главным праздникам Церкви, отвечают насельники Сретенской обители.

Игумен Киприан (Партс):

– Радость будет, если Господь будет у нас на первом месте в сердце. Дорога к этому – покаяние. Покаяние изменяет ум. Ум покаявшегося работает по-другому. Если мы хотим принести покаяние Богу, то должны начать с исправления своего поведения по отношению к ближнему. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», – сказал Христос (Лк. 6: 31). Это первая ступенька милосердия.

Поститься в первую очередь должны язык, глаза и уши. Этот пост всегда должен быть с нами, а не только во время воздержания от скоромного. А то приходит постом человек и говорит: «Согрешил, постом смотрел телевизор», как будто вне поста он этим не вредит своей душе. Кушать можно, нельзя есть людей ни в глаза, ни за глаза, иначе наш пост будет мерзостью пред Богом. Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст (Мф. 15: 11).

Изображение из iOS (1).png
В Пантелеимоновом монастыре на Афоне было большое хозяйство, и поэтому там было несколько экономов. Одним из них был преподобный Силуан. Приходить на трапезу экономам приходилось в разное время, и у них был отдельный от братии стол. Как-то они за трапезой обсуждали действия монаха, который своими распоряжениями нанес вред обители. Преподобный сидел и ел молча. Один из экономов обратился к нему: «Отец Силуан, что ты молчишь? Тебе не дороги интересы обители?» «А ты слышал, чтобы я кого-нибудь порицал?», – был ответ.

От празднословия обмирает душа, это воспринимается как ложное чувство голода, и человек ест больше, чем нужно.

Пост телесный должен быть умеренным. «Умеренному деланию цены нет, а крайности от бесов», – говорит преподобный Исаак Сирин. Конечно, тут у каждого своя мера, но ничего особенного придумывать не надо. Не надо изнурять себя, кроме роста нашего мнения о себе нам это ничего не даст. Нельзя перегибать палку – сломается. Лучше обо всем советоваться с духовником. С советом все твори (Притч. 31: 4). Послушание паче поста и молитвы не только в монастыре. От послушания сокрушается сердце, а «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19).

Иеромонах Лука (Ауле):

– Наша духовная жизнь должна быть так построена, чтобы мы получали мирное состояние духа, чтобы это в нас присутствовало. Тогда любой пост, к которому мы приступаем с таким состоянием сердца, будет в радость. А когда состояние духа унылое и немирное, что можно ожидать дальше…

иером. Лука (Ауле).Паст.беседы.2.jpg
Иеромонах Лука (Ауле)

Конечно, любой пост включает в себя ослабление страстей нашей плоти, путем воздержания от всего излишнего, к чему мы пристрастились. Тем самым мы смиряем свою желательную силу и не даем ей и то, чего она все время от нас требует, – сластолюбия. Сластолюбие ведет, прежде всего, к себялюбию. Когда желательная сила получает то, что она желает, это идет не на дело созидания души, а, наоборот, на услаждение желаний в нас. Но желательная сила предназначена в нас для того, чтобы мы возжелали Бога, желали Ему служить, Его любить, соединиться с Ним в Духе Святом. Желательная сила души должна быть направлена именно на это.

Когда мы ее направляем на наши мирские желания, на наслаждения и успокоение плоти, услаждение от вещей и их приобретение, мы пленяем наш ум этой неразумной силой желаний.

Соответственно, исполнение желания приобретает в нас навык, и когда мы начинаем поститься, желательная сила на нас нападает и требует удовлетворения.

Если мы встаем над ней и начинаем с ней бороться путем поста и молитвы, в нас появляется раздражительность. Эта раздражительность – как некий индикатор, она тоже нападает на разум, чтобы его омрачить и заставить работать желанию.

Эти две силы души, которые мы сами же расслабляем, сами же потом на нас и нападают, и истязуют нас во время поста. Вот здесь происходит брань – кто кого. Но эта брань не должна заканчиваться постом, она должна проходить в нас до тех пор, пока мы своим умом не победим желания и раздражение.

И когда мы разумом и действием Божественной благодати побеждаем их, тогда мы успокаиваемся, разум, как хозяин, берет верх над неразумными силами, над желаниями и раздражением, и, соответственно, им уже диктует то, что необходимо относительно заповедей Христовых, как надо жить. Когда разум встает над желанием и раздражением, ум освобождается от действия страстей, от пленения желательной и раздражительной силой, и ум, как чистейшая часть души, может уже молиться Богу. И Божественная благодать посещает и благословляет всю душу. Тогда происходит исцеление.

Радость в пост может прийти, когда мы живем в мирном духе

Посты, прежде всего, – это борьба, это война в нас самих с нашими страстями. Но, повторюсь, постом борьба не должна заканчиваться, но мы должны ее продолжать, пока неразумные части души не смирятся и не подчинятся разуму. Когда желание берет верх и диктует то, что оно хочет, разум, в силу своего пленения, уже ничего не может и начинает работать на одно, как удовлетворить эти желания. Здесь сомнительно, что мы получим какую-то радость.

Поэтому радость в пост может прийти, когда мы живем в мирном духе. Когда наш разум командует желанием и раздражением, в этом случае в нас происходит особое созидание души во время постов.

Когда мы постимся и ослабевает наша желательная часть, мы акцентируем большее желание на общение с Богом в молитве, и мы можем более покаянно молиться Господу нашим умом и получать Божественную благодать, которая нас утешает и ведет к Божественной радости, к этому мирному состоянию духа. Это не значит, что мы прыгаем от счастья в радости, это значит, что у нас есть состояние мира, когда нас ничего не раздражает, когда мы ничего не желаем, когда мы в мыслях предстоим Богу, Ему радуемся и славим Его, когда мы хотим жить, радоваться, помогать в чем-то нашим ближним.

Поэтому говорить о том, как сделать пост радостным, когда душа больна, неправильно, тут сначала нужно поработать не один год над тем, чтобы в себе поправить пораженные грехом силы, и после этого уже можно будет говорить о добром, мирном состоянии духа, который мы стяжеваем Божественной благодатью.

Игумен Павел (Полуков):

– Мне кажется, что любой человек может пойти на многие лишения, если перед ним поставлена большая цель. Это то, что сейчас называют мотивацией. И Рождественский пост – это время, когда мы готовимся к празднику Рождества. Это большой светлый праздник, радостный, глубоко духовный. И, как говорится в церковных песнопениях, мы «очистим чувствия» и увидим Рождающегося Христа. Поэтому радостный пост – в радостном ожидании Спасителя.

Изображение из iOS (2).png
Когда мы готовимся к какому-то радостному событию, у нас действительно есть трепет, какое-то волнение, переживание. И вместе с тем мы живем в ожидании этого события. Таким же должен быть Рождественский пост. Не унылым периодом, когда мы чего-то не едим или не делаем, в чем-то себя ограничиваем, а именно радостным ожиданием Рождения Христа.

Если Великий пост мы можем назвать «весной духовной», относится ли это к Рождественскому?

Игумен Киприан (Партс):

– То, что относится к Великому посту, то относится и к Рождественскому. Только там мы готовимся ко встрече с уже Воскресшим Христом, а здесь – к пришествию Спасителя в мир. Встретить Бога мы можем не где-нибудь, а только в нашем сердце.

Встретить Бога мы можем не где-нибудь, а только в нашем сердце

Постом мы здоровья набираемся, если постимся разумно. Но пост – это всегда трудно, как говорится: без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Пост важен не только для укрощения тела. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Пост по-видимому является законом для чрева, на самом деле он является законом для ума». Пост нам необходим, чтобы этот царь в голове – ум мог вступить в свои права.

Иеромонах Лука (Ауле):

– Рождественский пост по-своему удивительный и неповторимый. Это время, когда мы работаем над собой, переосознаем себя, работаем над своими страстями, исцеляемся за счет Божественной благодати, действующей в нас, и стремлению к изменению, к покаянию.

Пусть Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но его основная идея – это приготовить себя к этой великой тайне Воплощения и Рождения Христа Бога. Мы должны приготовить себя к этой радости из радостей, потому что рождается Спаситель в мир. И, естественно, что мы должны, ожидая Его, приготовить себя, то есть свою одежду сделать чистой, белой. Эта одежда – это наша душа, и мы должны сделать ее белой, убелить. Каким образом? Только покаянным духом и Божественной благодатью, которая нас исцеляет и соединяет с Богом, и убеляет наши души, делает их чистыми. Этой чистоте как раз и сопутствует пост и молитва.

Изображение из iOS (3).png
Венец любого поста – это покаяние. Молитва к Богу и покаяние. И, конечно, воздержание. Через воздержание и молитвенный труд происходит изменение человека и приуготовление его к торжеству, к Рождеству Христову.

Игумен Павел (Полуков):

– Мне кажется, что о «весне духовной» здесь сказано не с точки зрения того, что Великий пост у нас приходится на весну, но потому что душа начинает расцветать. И мы всегда знаем, что воздержание и глубокая внимательная молитва ведет к тому, что, как в церковных песнопениях называют: «Иссохшую душу Господь напояет водой». И она начинает действительно зеленеть и цвести. И с этой точки зрения, конечно, можно назвать это время «весной духовной».

Еще мне бы хотелось отметить такой факт, что Рождественский пост исторически был подготовкой к единому празднику Рождества и Крещения как к времени, когда в Церковь приходят новые люди. И у них это была именно подготовка к крещению. И все члены христианской общины, которые были вроде бы уже крещены, они тоже держали этот пост в помощь своим братьям. И, мне кажется, особенность Рождественского поста – это то, что он кончается праздником Рождества, а раньше – праздником, который говорил и о Крещении, и о Рождестве.

Изображение из iOS (4).png
И в это время может быть особая молитва о тех, кто не в Церкви. Вокруг нас таких много. То есть мы в этот Рождественский пост можем не просто заниматься своими постом и молитвой, а еще понять, что, кроме цели встречи Рождества Христова, у нас может и должна быть цель молиться за наших братьев, которые крещены, но не просвещены. Это наша милостыня по отношению к ним и наша задача.

О чем мы не должны забывать во время Рождественского поста?

Игумен Киприан (Партс):

– О том, что средства не должны превращаться в цель поста. Цель поста – приготовить Богу место в своем сердце. Нельзя мерить свой пост одним воздержанием в пище, питии, сне. Господь не сказал, что если будете постниками, то будете Моими учениками, но «аще любовь имате между собою» (Ин. 13: 35).

Иеромонах Лука (Ауле):

– О том, что самое великое, самое важное, что в нашей жизни есть – это Господь. Самое важное – постоянно памятовать о Боге. Пост – это, прежде всего, время покаяния, когда мы преобразуемся действием Божественной благодати в нас за счет ослабления в нас действия страстей путем воздержания в пище, особых молитв. Это основное, для чего нужен любой пост.

Игумен Павел (Полуков):

– Я не знаю, как выделить Рождественский пост среди остальных. В любой пост мы не должны забывать, как, впрочем, и всегда, о своей душе. О том, что кроме нашего тела, наших забот, у нас есть душа. И не забывать о ближнем. Но это тоже не особенность Рождественского поста. По задачам этот пост не отличается от остальных.

Подготовила Александра Калиновская

Ответ священника 15 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить