Как стать святым

Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых

52157867175_a5826ba091_k.jpg

Как стать святым. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва) на Литургии, 19 июня 2022 г. (Продолжительность 0:19:42 мин, размер 27,0 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь!

Еще неделю назад мы праздновали день Святой Троицы, сошествие Святаго Духа на апостолов, а следующую Неделю после Троицы, сегодня, Православная Церковь воспоминает память всех святых, от века просиявших. 

Мы часто не задумываемся, кто же это – все святые? Каждый из нас знает имя своего святого, может быть, знает его житие, может быть, имеет какой-то личный духовный опыт помощи со стороны своего небесного покровителя. Но кто же такие все святые? Сколько их? Где они пребывают? И каков образ общения с ними нас, грешных людей, проходящих земное поприще? Мы знаем о святых из месяцеслова, где они перечислены. Мы знаем то, что святых больше, чем святых, прославленных в Церкви. Насколько больше их? Мы не знаем. Это тайна Божия, которая откроется нам в ином веке. Возможно, их во много раз больше, возможно, их бесчисленный сонм. Нам это не открыто. И жития тех святых, которые нам известны, очень разнообразны, они разнятся и по образу подвига их, и по их внутреннему устроению. И мы вполне можем допустить, что те святые, тот сонм, который находится за последней страницей церковного месяцеслова, тоже может отличаться по образу своего подвига, по своему устроению, от тех житий святых, которые нам известны. 

51986440614_a9e677879e_k.jpg

Однако Церковь воинствующая – мы с вами, те, которые живем на земле, – находится в теснейшем союзе с Церковью торжествующей. Мы единое Тело Христово, а глава этого Тела – Сам Господь и Бог наш Иисус Христос. Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Вы приступили к горе Сиону, ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму, к тьмам Ангелов, торжествующему собору и Церкви первенцев» (Евр. 12: 22), – имея в виду святых. Блаженный Августин, будучи мудрецом и философом, особо замечал и неоднократно в своих творениях упоминал о том, что души благочестивых усопших не отходят от Церкви, они пребывают в ней, и именует нашу Церковь Царством Христовым. В этом Царстве живем и мы с вами. К сожалению, порой это Царство становится неким параллельным миром с тем миром греха и извращенных нравственных ценностей, который окружает нас. Параллельная система координат, и мы, очищенные в Святом Крещении от греха Адамова и запечатленные дарами Духа Святаго, живем в этом доме Божием, и только в этом доме Божием мы можем иметь общение со святыми. Батюшка Иоанн Кронштадтский говорил так: «Признавай, что все святые – старшие братья наши во едином доме Отца Небесного, которые от земли пришли на небо и всегда в Боге с нами, постоянно учат нас, руководят к жизни вечной посредством составленных ими церковных служб, таинств, обрядов, поучений, церковных установлений, таких как постов, праздников. И они вместе с нами служат, поют, говорят, поучают, помогают нам в разных искушениях и скорбях. Призывай, прославляй, благодари их, беседуй с ними», – говорит отец Иоанн Кронштадтский, имеющий живой опыт общения со святыми угодниками Божиими. 

Святые – наши старшие братья, которые от земли пришли на небо и всегда в Боге с нами

Как же нам приблизиться, выполняя наставления отца Иоанна, к общению со святыми, которых Церковь именует столпами своими? В Откровении Иоанна Богослова написано: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего» (Откр. 3: 12). Общение, насколько для нас это возможно, существует только во Всесвятом Духе Божием. Вот почему неделя всех святых установлена Церковью в воскресенье, следующее непосредственно за днем Святой Троицы, днем сошествия Святаго Духа на апостолов, на всех верующих православных христиан – день, когда Господь создал Свою Церковь на земле. Только в Духе Божием мы можем быть соработниками Богу, таковыми же были и святые. Они не могли стать святыми вне Бога, вне общения с Богом, вне действия Святаго Духа Божия. И они были соработниками, они были созидателями этого храма, Царства Божия, Церкви Христовой. 

51986442349_8df6750701_k.jpg

Как же эта благодать действовала во святых? Конечно, все святые имели великое смирение, без смирения, если кто-то хочет стать святым быстро, едва ли у него это получится. По неложному слову Писания, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Притч. 3: 34).

Однажды великому угоднику Божиему преподобному Антонию, основателю монашества, прозорливцу, собеседнику с Богом, избраннику Его, поистине столпу Церкви, было Богом открыто, что в городе Александрии живет человек, который значительно превзошел его по духовному подвигу. И Бог открыл ему, кто же был этот человек. Человек этот был простой башмачник, никому не ведомый труженик, ремесленник, который в своей халупе сидел и мастерил башмаки. Преподобный Антоний отправился к нему и стал вопрошать, что же такого есть в его жизни, что сделало его выше тех пустынников, подвижников, которые несли великие труды и подвиги. Долго башмачник не соглашался ничего рассказать преподобному Антонию, только твердил, что он грешный человек и ничего доброго и хорошего за собой не знает. Но когда святой стал настаивать, он открыл ему свою тайну. Он сказал, что имеет сокровенное делание, а делание это было таково: каждое утро, когда просыпался и после молитвы начинал свою работу, он вращал в своем уме помышление: «Все в этом городе, Александрии, от мала до велика спасутся и внидут в Царствие Небесное кроме меня грешного, один я попаду в ад», – и за этот его благой помысл Господь поставил его выше великого столпа Церкви, преподобного Антония Великого. 

2022-06-19_17.14.53.png

Святые имели смирение, и смирение это часто необъяснимо для людей, имеющих мирской настрой мысли. Если мы внимательно почитаем книгу аввы Дорофея, мы вспомним такой заслуживающий внимания эпизод. Старец Зосима, который подвизался в то же время, что авва Сирид и авва Дорофей, был великим подвижником; хотя и жил на два или три столетия после преподобного Антония, был столпом монашества своего времени, был прозорливцем, чудотворцем, имел великие откровения Божия. К нему приступили философы, риторы и стали спрашивать его: «Скажи, пожалуйста, ты все время говоришь, что ты грешный, но все знают, что ты праведник: ты можешь воскрешать мертвых, видеть прошлое и будущее, как настоящее, и тем не менее ты говоришь, что грешник. Где же тут уравнение? Это не сообразуется друг с другом», а он отвечает: «Простите меня, но я действительно грешный». Тогда преподобный Дорофей, который имел хорошее образование и мог быть своего рода истолкователем для этих мудрствующих по мирскому настрою философов, объяснил им: «Вы понимаете, опытный художник или мастер, долго совершенствуясь к каком-то мастерстве, не может объяснить, как он израбатывает прекрасные картины или замечательные изделия, если он ремесленник, но может говорить только о результате. То же самое и в духовном деле. Авва Зосима совершенствуется в смирении и искренне верует, что он грешный, но объяснить это, так же, как и искусный мастер и художник, он не может, а может лишь дать своего рода результат того, что дает это делание». Авва Зосима очень обрадовался этому и сказал: «Да, ты верно изъяснил дело, благодарю тебя». Но были и святые, которым Дух Господень, по слову апостола: «Где Дух Господень, там и свобода», – давал великую свободу, давал полный отрыв от тех норм, от тех правил, условностей, которые существуют в жизни человеческой. Так, если вспомним юродивых, а некоторые и сочетали в себе подвиг юродства и подвиг подобных, скажем, Новгородский преподобный и Христа ради юродивый Михаил Клобский имел великую свободу. Так, однажды, когда преподобный Михаил шел по улицам Великого Новгорода, а это происходило очень давно, за сто лет до Ивана Грозного, в середине XV века, он увидели мальчишек, которые играли в бабки. Вообще, надо сказать, что он ничего не говорил никогда, он всю жизнь свою, будучи племянником Дмитрия Донского и тайно уйдя в монастырь, никому ничего не говорил, только читал Апостол за службой и канонаршил, больше от него никто не слышал никаких слов. Вдруг он подошел к одному из мальчиков, поднял его за волосы вверх, посмотрел на него, бросил и сказал: «Быть тебе архиепископом Великого Новгорода», – и пошел дальше. И действительно, этот мальчик впоследствии стал архиепископом Ионой Новгородским, который много сделал для созидания Церкви Христовой в Новгородской земле.

2022-06-19_17.16.39.png

Еще одна важная черта, которая может как-то нас приблизить к этому сонму воинства небесного, – это решимость. Многие из последних подвижников, в частности преподобный Серафим Саровский, когда им задавали вопрос, а вопрос этот как никогда актуален для нас сейчас: «А для чего же нет в наше время стольких святых и стольких подвигов, несущих угодников Божиих, как прежде», – отвечали: «Потому что в нынешних людях нет той решимости о Бозе, которую имели те святые, которые жили до нас». Действительно, этот вопрос крайне важен для нас. Все больше и больше мы становимся какими-то теплохладными: что воля, что неволя, мы погрязаем в интернете, мы погрязаем в пустых разговорах, мы погрязаем в пустых занятиях, и очень печально, что мы перестаем чувствовать то, что чувствовали святые – горение Духа Святаго в своем сердце. В них горело либо пламя, либо огонь, но они все время носили это пламенеющее действие Духа Всесвятаго Божия в своих сердцах. И что интересно: святые могут сообщить и человеку, который погряз в мирской суете, этот настрой, этот дух. Некоторые из здесь стоящих помнят одного из священников, он скончался еще в начале 2000-х годов, служил под Москвой, отец Андрей Усков, у него была такая история.

Важная черта, приближающая нас к святым, – решимость, они всегда носили пламенеющее действие Духа Божия в своих сердцах

В хрущевские времена разоряли храмы, он стал отстаивать храм в селении Стромынь, на месте древнего монастыря, основанного преподобным Сергием, чтобы его не закрыли, за что был лишен регистрации. Потом, по ходатайству будущего Патриарха Пимена, тогда митрополита Крутицкого и Коломенского, все-таки как-то ему выдали эту регистрацию и отправили в самый захудалый приход Московской области – некогда благолепный храм, построенный графиней Анной Орловой-Чесменской в память Архистратига Божия Михаила в селе Михайловское под Москвой. Когда он приехал туда, он пришел в ужас, потому что даже на лошади невозможно было туда добраться, трактор и тот застревал в пашне, на месте запаханной колхозниками реки. Он приехал к своему духовнику, который позднее был прославлен в лике праведников и исповедников, протоиерею Петру Чельцову, человеку, который провел долгое время в лагерях и потом служил тоже на дальнем приходе во Владимирской области. Он сказал: «Батюшка, я же не святой, чтобы творить такие дела. Как можно восстановить это? (Советское время, гвоздя нельзя вбить, краски нигде не купишь, это не то что сейчас – вы позвонили по телефону, и вам привезли.) Как же мне быть?», а тот улыбнулся, посмотрел на него и сказал: «Имей живую веру и служи правдой Богу, и все устроится». 

Имей живую веру и служи правдой Богу, и все устроится

И когда он это сказал, как потом рассказывал, какая-то сила, огонь перешла от святого человека в его душу, он приехал и находился в состоянии неизреченной радости несколько недель, и, к его удивлению, храм начал восстанавливаться чудесным образом. Откуда что потекло туда? Не прошло и двух лет, как купола были позолочены, внутреннее благолепие восстановлено, сотни людей устремились туда через эти грязи и топи для того, чтобы побывать на службе воскресного дня или праздника. Так и каждый из нас, наверное, должен заботиться о том, чтобы этот огонь если не пылал пламенем, ослепляющим наше сердце, то хотя бы не затухал, чтобы хотя бы какая-то искорка, маленький огонек поддерживали это горение. 

51986708130_4cacc48a36_k.jpg

Вспомним сегодняшнее Евангелие. Что говорит Иисус Своим ученикам, когда Петр сказал Ему: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою: что же будет нам?», – Иисус сказал: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле Славы Своея судити двенадцати коленам Израилева, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли» (а в славянском языке мы слышали села, но греческий перевод этого слова ближе к земле, если мы оставим землю). То есть мы должны хоть немного оторвать наши сердца от всего того, что связывает нас с землей. Мы можем осуетиться настолько, что не вспомним уже о Боге, не говоря уже о тех святых, память которых мы празднуем. Не вспомним о том, что есть вечная жизнь, не вспомним о том, что есть личная смерть, не вспомним ни о чем, что важно для нас, чтобы самим не превратиться в землю. Будем молиться сегодня особо всем святым, потому что все мы сегодня именинники, о том, чтобы Господь их молитвами Церковь Свою, жительство Свое – а это мы с вами – Богородицею и молитвами всех святых сохранил Многомилостиве, по слову кондака сегодняшнего праздника. Аминь.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить