«Каждый грех является предательством»

Беседа с протоиереем Олегом Стеняевым

Имя Иуды навсегда связано с предательством. Польстившись на 30 сребреников, апостол предал Учителя, предал Его на крестные страдания и смерть. Как в Евангелии понимается предательство? Преподаватель Сретенской духовной академии, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев поясняет, почему предательство апостола Петра было страшнее поцелуя Иуды. И как начать путь к Богу, если предательство было совершено не один раз.

– Отец Олег, сегодня, в Великую пятницу, много говорится о предательстве. А что такое предательство с точки зрения Евангелия?

– Предательство – это неспособность осознать с раскаянием и принять (как реальную угрозу) свою собственную порочность, привнесенную диаволом извне в жизнь каждого из нас. И неспособность восстать против нее! Это состояние, когда человек идет на поводу у своих низменных инстинктов и привнесенного диаволом ложного страха. Но предательство в общем понимании означает и обман чьих-то надежд. Когда тебе оказано доверие, но ты не только не оправдал это доверие, а поступил совершенно противоположно тому, что от тебя ожидали. Таким образом, предательство – это отказ от божественного предназначения (замысла Божия относительно каждого из нас) и решительное восстание против него. Акт нравственного и духовного самоубийства! Наподобие того, что мы наблюдаем в мире современного Запада! Суицидальное саморазрушение через снятие любых моральных ограничений и запретов, попытка осуществления легализации и оправдания любых форм греха и беззакония.

Христос мог бы простить Иуду, если бы последний к Нему пришел?

– Во-первых, мы видим, что Христос боролся за Иуду! Иуда был вор… имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12: 6).

Но Христос и доверил ему этот ящик для сбора милостыни! Христос, Который видел сердце этого человека, не оскорбил его никаким недоверием. Он, напротив, доверял ему. Есть такое древнее предание: когда Иуда хотел повеситься, он никак не мог повиснуть, потому что чудесным образом дерево наклонялось. И тогда он подогнул колени и только так смог удавиться. То есть борьба за него продолжалась до самого конца! И это не только в отношении его… живу Я, – говорит Господь Бог, – не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших (Иез. 33: 11). Хотя у Матфея мы находим об Иуде: лучше было бы тому человеку не родиться (Мф. 26: 24).

Но реальная точка невозврата – это физическая смерть, потому что в этот момент теряется инструмент исправления души, механизм сдерживания ее. А инструментом исправления души и ее сдерживания в стезях зла является наше тело, как учил Иустин (Попович). Человек есть дух, душа и тело в цельной совокупности. И воля Божия, чтобы наши дух, и душа, и тело во всей целости сохранились без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (ср.: 1 Фес. 5: 23).

Если любой грешник жив, это и означает, что есть некое намерение Божие по поводу этого человека. Но проблема и заключается в том, что нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Рим. 3: 10–12).

Это иллюзия, что есть некие люди, которые ведут абсолютно праведный образ жизни. Нет, это не так! Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли (Иов 4: 18–19).

Если мы проанализируем наши добрые дела, мы обнаружим, что и здесь есть в чем исповедоваться

И Алексей Ильич Осипов очень правильно подмечает, что великие аскеты и подвижники даже каялись в своих добродетелях, потому что они видели в них порочность. Мотивация совершения добра иногда бывает грешной, например чтобы хвалили и превозносили. Люди занимаются благотворительностью накануне выборов в парламент. И это все неискренне, понимаете? Если мы проанализируем наши добрые дела, мы обнаружим, что и здесь есть в чем исповедоваться. К сожалению, когда люди готовятся к исповеди, они обращают внимание только на ту часть жизни, которая в нашем разумении и является греховной (имея в виду только плотскую жизнь). А ревизию нужно проводить и в той части нашей жизни, которую мы считаем заведомо праведной (жизнь «духовная»).


Но! Если бы мы сокрушались, как благоразумный разбойник (см.: Лк. 23: 42), достаточно было бы этого одного обращения. Если бы мы каялись, как Мария Египетская, достаточно было бы и одного покаяния. Если бы мы читали Священное Писание (Послание к Римлянам), как блаженный Августин, то вся жизнь бы наша изменилась. Ему хватило одного прочтения этого послания.

Ревизию нужно делать не злых дел, а исправлять то, что человек считает хорошими в собственной жизни. Обратите внимание на то, что Христос ни разу не осудил блудника, вора, прелюбодея или грабителя! Он совершенно об этом не учил и не говорил. Он обличает религиозное ханжество, дух лицемерия. То, что связано с добродетелями напоказ («благочестие на витрине»). Не труби перед собою, как делают лицемеры… когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая… когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми (Мф. 6: 2–5).

И какое сострадание было у Христа по отношению к т.н. «реальным грешникам»! С нашей точки зрения «реальных». Но что Христос говорит Сам? Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21: 31)! Почему Он так говорит? Потому что, в отличие от действительно духовно падших фарисеев и книжников, у этих людей не было иллюзий относительно самих себя. Они знали, кто они такие и что они такое! Нужно начинать путь ко спасению именно с осознания своей собственной греховности. Иначе речь идет не о христианстве, а о чем-то другом. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3: 17)!

Человек, который идет на исповедь, но знает, что мучающий его грех скорее всего повторится, предает Христа?

– Согласно Евангелию, в этой земной жизни мы не сможем избавиться от всего греховного до конца. И у нас всегда будут проблемы, которые начались задолго до того, как мы вообще появились на свет. Они связаны с грехопадением наших прародителей Адама и Евы. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50: 7).

И в то же время сказано о сотворении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1: 27). Это великое доверие, которое и было оказано человеку! А человек это доверие не оправдал. Поэтому в некотором смысле верующий христианин, который снова совершает грех, совершает некий аналог предательства. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою (Притч. 26: 11). Но не в том смысле, что Бог думал о нас одно, а получилось другое. В глазах Бога мы как раз абсолютно прозрачны. Он знает всё, что произойдет с нами в будущем, что происходит в настоящем, что случалось в прошлом (см.: Пс. 37: 10).

То есть человек, совершающий одни и те же грехи, предает себя, а не только Бога, так? 

– Я бы пошел немного другим путем. В эти дни произошли два предательства. Это предательство Иуды и предательство апостола Петра. И его (Петра) предательство более значительно, чем предательство Иуды, потому что мы до конца не видим мотивацию Иуды. Существовала и такая точка зрения, что Иуда так поступил, чтобы ускорить земное воцарение Христа, как бы спровоцировать его и ускорить. Но эта гипотеза не очень подтверждается самими текстами.


А вот случай с Петром более тяжелый. Он трижды отрекся от Божественного Учителя, а не единожды, как Иуда. Божился, что он не знает «этого Человека». Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите (Мк. 14: 71). Представляете, что такое для верующего человека сказать о Господе: «не знаю Человека Сего, о Котором говорите»? Это факт отречения (!), это духовное предательство! А случай с Иудой иной. Он проявил даже деятельное раскаяние, говоря: согрешил я, предав кровь невинную… И, бросив сребреники в храме, он вышел… (Мф. 27: 4–5).

Но есть и одно отличие между раскаянием Иуды и раскаянием, которое переживает Петр. Об Иуде сказано, что он вышел, пошел и удавился (Мф. 27: 5). Что же это за раскаяние?

Иуда сам вынес себе приговор и положил конец Божественному милосердию и Божественной Любви

Это раскаяние перед самим собой. Он как бы вынес себе приговор и положил конец Божественному милосердию и Божественной Любви. Он решил, что этот грех непростительный, поэтому пошел и наложил на себя руки. А это и есть хула на Святаго Духа, то есть неверие в Божественную любовь и в Божественное милосердие. Именно в Духе Святом Божественная Любовь проявляется наиболее полно. Как апостол Павел пишет: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим. 5: 5). Это ложное раскаяние Иуды было настоящим самоедством, которое разорвало этого человека изнутри.

И другое дело – раскаяние апостола Петра. Грех Петра хуже, чем грех Иуды, но и раскаяние совсем другое. Это раскаяние перед Богом. Правда, святые отцы говорят, что ему это падение – трехкратное предательство – было попущено.

Петру было попущено согрешить, чтобы это попущение стало поводом для человеколюбия к другим

Святитель Иоанн Златоуст говорит в «Проповеди об апостоле Петре»: «Петру было попущено согрешить, поскольку впоследствии ему был вверен многочисленный народ, чтобы он, будучи небезгрешен, не был суров и немилостив к собственным братьям… Петру, Учителю Вселенной, было попущено согрешить, чтобы это попущение стало поводом для человеколюбия к другим… Поэтому ни Ангелу, ни Архангелу не было вверено совершать священнослужения (ибо они безгрешны), чтобы они (Ангелы) по резкости не поразили тотчас молнией согрешающих людей, но человеку из человеков был вверен этот престол» (PG. 50. 728).

Иначе бы апостол Петр не смог стать главой Апостольской Церкви. Если бы у него не было этого падения, он был бы как Ангел, то есть жесток в своей прямолинейности. Ангел поступает в соответствии с тем поручением, которое дает Бог. А Петр, пережив свое собственное трехкратное падение и восстановление во Христе, стал человеком, который понимает трагедию падения другого человека через собственное падение и восстание.

Петр реально мог быть христианским пастырем, который был исполнен сострадания, так как и сам пережил божественное прощение. Падение Петра было и оказалось этим «необходимым» кирпичиком в домостроительстве нашего спасения, в домостроительстве спасения всей Церкви Божией!

Апостол Павел в Послании к Евреям пишет: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4: 15). Это значит, что ни один человек не был искушен во всем. Только один Христос, Который взял на Себя грехи мира, Он действительно был «искушен во всем, кроме греха». И в этом Павел видит преимущество Христа. Он говорит: Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2: 18). Христос понимает нас, Он видит нас, Он видит наше состояние.

– Как простить человека, когда тебя предали?

– Каждый грех является предательством в той или иной степени: или Бога, или человека. Предательством по отношению к Богу, потому что сказано: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2: 10–11); грехом по отношению к ближнему, потому что любой грех суицидален.


Мы называемся христианами, носим имя Христово, но мы очень часто не соответствуем этому имени. И апостол Павел в Послании к Римлянам писал: Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2: 24). Поэтому предательство в такой самой грубой форме – это как раз когда человек поступает вопреки тому доверию, которое ему оказано прежде всего со стороны Бога. И когда человек принимает Святое Крещение и потом его святым миром помазывают, он становится принадлежим к царственному священству. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2: 9).

А насколько мы можем соответствовать этому уровню, который нам предлагается по благодати? Так как мы тут же обманываем и предаем то доверие, которое нам было оказано теми людьми (крестными), которые за нас давали обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3: 21). Или сам человек, которого крестили уже взрослым, тоже давал «обещание Богу доброй совести»

Отец Олег, продолжая вашу мысль, может ли из человека, который падал, получиться пастырь, священник? К этим людям, как известно, предъявляются высокие требования.

– Конечно, существуют и обоснованные причины отказать в рукоположении. И исходя из принципа икономии или акривии, Церковь и выносит соответствующее решение.

Но! В Писании сказано: семь раз упадет праведник и встанет» (Притч. 24: 16). Почему так сказано? Ведь очень непонятно, как человек может быть праведным, если он семь раз падает. Потому что он поднимается? А число семь – это неопределенное число в сторону увеличения (см.: Мф. 18: 22). А какой смысл подниматься, если он все равно упадет снова? А смысл в том, что всякий раз, упав, он испытывает желание подняться! И эта праведность от веры, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2: 9).

И когда человек, впавший во «всякий грех» (см.: Мф. 21: 31), как царь Давид восклицает: «Из глубины воззвах к тебe, Господи» (Пс. 129: 1), то это и есть праведность от веры. Она и является залогом того, что, если человек жив для раскаяния, он жив и для Божиего прощения! Например, у пророка Исаии в первой главе есть очень интересный текст. Там сказано, что если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (Ис. 1: 18). Но согласитесь, что противоположный цвет белому – черный. И, казалось бы, логичнее сказать, если грехи ваши будут как черный мрак, как снег убелю. А почему сказано именно про багряный? Древние экзегеты говорят, что речь идет о том, что, если человек еще краснеет, впадая в какое-то греховное преступление, моральное или нравственное, испытывает чувство стыда, он близок к исправлению. Потому что о закоренелых грешниках говорится: Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь (Иер. 8: 12). Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3: 9).

Отец Олег, подходит к концу Великий пост. Как не растерять то малое, что удалось стяжать?

– Бойтесь праздничных дней! Многие люди хорошо постились и регулярно ходили в храм. Но они так могут разговеться на Пасху, что потеряют всё… И будут отброшены значительно назад! Вспомним, как мы плавно входим в пост: сначала сплошная седмица, обычная седмица, Мясопустная седмица, потом пост… Иначе к нам будут применимы слова пророка Исаии:

«Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1: 12–18).

Праздник в религиозном понимании – это торжество духовное, а не падение плотское

Праздник в религиозном понимании – это торжество духовное, а не падение плотское. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8).

А для многих людей это разговление рискует превратиться в их реальное падение. Для таких людей лучше бы они не подвизались, потому что они бросили вызов диаволу, входя в поприще поста, потом расслабились и в результате такой урон потерпят. Мы должны просто не испытывать иллюзий относительно себя. Все мы хорошо замаскированные грешники, но в глазах Бога мы абсолютно прозрачны.

Апостол Павел пишет: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 14–20).

Такая экзистенциальная противоречивость… С одной стороны, стремление к идеалу, а с другой – полное несоответствие тому, к чему мы стремимся. Христианство имеет мужество задавать и такие вопросы. И апостолы, однажды идя за Христом, ужасались, а затем спросили: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19: 25–26).

И когда меня мусульмане и иудеи спрашивают: «Христианство – это о чем?», я задаю вопрос мусульманину: «Ты соблюдаешь шариат? Скажи только честно». Часть говорит: «Ну… нет». Иудея спрашиваю: «Ты соблюдаешь заповеди – 613 мицвот?». Честный человек, конечно, отвечает: «Нет». Тогда я им говорю: «Христианство – как раз на этот случай! Когда не получается… “Человекам это невозможно, Богу же все возможно”»!

Ему оказалось возможным воплотиться, стать одним из нас, быть искушенным во всем, кроме греха, и совершить дело нашего спасения.

Окончить это рассуждение хочется словами древних отцов Церкви.

«Я буду хвалиться не потому, что я праведен, а потому, что искуплен; я буду хвалиться не потому, что я свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены мне. Я буду хвалиться не потому, что я творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Христос – мой заступник перед Отцом, и потому, что кровь Христова была пролита за меня» (святитель Амвросий Медиоланский. De Jacob et vita beata).

«Вы можете провозгласить, что древние праведники обладали огромной праведностью, но все же их спасло не что иное, как вера в Посредника, Который пролил Свою кровь во оставление грехов» (блаженный Августин. Ad Bonifacium)

«Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в милости Божией» (преподобный Иероним Стридонский. Dialogus contra Pelagianos).

С протоиереем Олегом Стеняевым
беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить