Хочешь ли быть здоров?

Слово в Неделю о расслабленном

Хочешь ли быть здоров?. Проповедь иеродиакона Агафангела (Давлатова) на Божественной литургии
в Неделю 4-ю по Пасхе, 2021 г. (Продолжительность 0:12:30 мин, размер 12.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Четвертый воскресный день после праздника светлой Пасхи Христовой посвящен воспоминанию евангельского отрывка, в котором повествуется об исцелении расслабленного – об исцелении человека, разбитого параличом. Начинается эта история с описания места, в котором разворачиваются эти события, – купальни у Овечьих ворот в Иерусалиме. Овечьими они называются потому, что через них в город заводили скот для жертвоприношения в ветхозаветном Храме, а в этой купальне скот мыли, чтобы он чистым был принесен в жертву Богу. И именно эту купальню Господь избрал для явления Своих силы и милосердия. Ангел Божий по временам сходил на воды купальни, особым образом возмущая их, приводя в движение, и в это время вода наделялась удивительной силой, и всякий первым входящий в нее исцелялся от недуга, которым был мучим. Никто не знал, когда в следующий раз будет сошествие ангела, поэтому при купальне всегда было много больных, слепых, хромых, иссохших, ожидавших этого чуда. Одним из них был мужчина, который находился в болезни – был разбит параличом – 38 лет.

Господь наш Иисус Христос, проходя мимо него, задал вопрос: «Хочешь ли быть здоров?», и больной ответил Ему: «Да, конечно. Ей, Господи. Но не имею человека, который бы опустил меня в купальню в момент возмущения воды». С таким стоном, исходящим из глубин души, он обратился к Господу нашему Иисусу Христу. И Спаситель сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи», – и он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел.

Это удивительная история, о которой можно говорить очень долго, но сегодня я бы хотел предложить вам акцентировать внимание на трех вопросах.

Первый: почему 38 лет человек лежал у этого водоема, и никто не помог ему, никто не смог погрузить его в эту воду, чтобы он наконец-то разрешился от своего недуга?

Второй: зачем Искупитель задает вопрос, кажущийся абсурдным: «Хочешь ли быть здоров?»? Конечно, он хочет быть здоровым, раз он лежит возле этой купели и мучается.

И третий: почему, встретившись с исцеленным позже, Господь сказал: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже»?

Отвечая на первый вопрос, можно сказать следующее. 38 лет, проведенные у Овчей купели, говорят нам о том, что либо у этого страдальца не было вообще ни родственников, ни близких людей, либо он был им не нужен. И действительно, сидеть каждый день возле кого-то в ожидании чуда, когда непонятно, получится ли погрузить больного в целебную воду или нет, – это труд не для каждого. К сожалению, большинство из нас с великой скорбью и надрывом способны жертвовать собой ради ближнего. Этот человек не был брошен, иначе он бы умер от голода, умер бы от жажды; наверняка кто-то оказывал ему какую-то элементарную поддержку, но наверняка основным его другом и собеседником было одиночество. Одиночество, в котором он нашел Бога. Говоря о тех, кто был вокруг него, распространяться не приходится, потому что мы можем на себя посмотреть, – и как часто мы, здоровые люди, проходя мимо больного человека, боимся встретиться с ним глазами, стараемся напустить на себя измученный вид, показать большую загруженность, в общем, сделать все то, чтобы мы выглядели крайне занятыми людьми, у которых нет ни секунды свободного времени. И пройдя мимо этого человека, мы выдыхаем с облегчением, говоря сами себе, в полголоса, может быть, не слышно, но все же говоря: как хорошо, что эта чаша нас миновала, и как хорошо, что нам не надо тратить себя ради этого человека.

Вопрос второй, мне кажется, особенно интересен: почему Христос вопрошает: «Хочешь ли быть здоровым?»? Ведь вопрос абсурдный. Чтобы найти ответ, нужно представить себе больницу с тяжелыми больными и мысленно задать вопрос одному из них: «Хочешь ли быть здоров?» Хочется надеяться, что в ответ не услышишь никакой брани, потому что болезнь очень часто изматывает человека и физически, и эмоционально, он становится крайне восприимчивым ко всему, что происходит вокруг него и обращено к нему непосредственно. А что говорит больной? «Ей, Господи» – «Да, хочу». Он не начинает скандалить, не начинает злиться, а он со смирением и кротостью отвечает на этот кажущийся нелепым вопрос. О чем это говорит? О том, что 38 лет не прошли для него впустую, что эти непростые годы пребывания в болезни, как доменная печь, с одной стороны, закалили его, а с другой – выплавили из него весь шлак, выжгли гордость, злобу, обиду: обиду на Бога, обиду на себя, на всех окружающих, и внутри у него был евангельский мир, было то состояние, когда он мог принять помощь Божию, когда он мог пожать, крепко пожать ту руку, которая была простерта к нему с неба – через Господа Бога нашего Иисуса Христа.

38 лет не прошли для него впустую: они выжгли гордость, злобу, обиду – обиду на Бога, обиду на окружающих

Вопрос третий тоже достаточно занятный: почему, встретившись с исцеленным позже, Господь говорит ему: «Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже»? Мы не знаем, когда болезнь посетила этого человека, мы знаем только то, что 38 лет он пребывал в этом недуге, но, как святые отцы говорят, скорее всего он не был рожден таким, а эта болезнь, этот паралич был приобретенный, и здесь Господь указывает всем нам, что основной, главной причиной любой болезни является грех. Грех, который разлучает нас с Богом, который отдаляет от нас то райское состояние блаженства, ради которого каждый из нас был создан, введен в этот мир и к которому Господь через Промысл Свой ведет каждого из нас. А болезнь – это удивительное лекарство, которое ведет нас к осознанию греха и необходимости пребывания с Богом. Это страшное лекарство, потому что вряд ли кто-то из нас сейчас может обратиться к Богу и сказать: «Пошли мне болезнь какую-то, я с радостью ее приму», – это великий подвиг, и только святые люди осознанно могли такое сказать. Поэтому болезнь является тяжким лекарством, которое посылается человеку по непонятным для нас законам для исцеления – для соединения с Богом. И у болящего есть два пути. Первый – услышать этот призыв Божий, обращенный к болящему, призыв смириться, встать на путь осознания своей ограниченности, призвать имя Божие. А ведь признание себя ограниченным смиряет гордыню, а гордыня, как известно, первый и главный грех, который гнездится в сердце каждого из нас. Конечно, можно встать на путь полного отчаяния, но он приведет к погибели вечной, и поэтому святые отцы призывают бороться с этим путем. И каждый из вас, придя в храм для того, чтобы помолиться, для того, чтобы причаститься Тела и Крови Господа нашего, пришли ведь для того, чтобы были силы не унывать, были силы бороться со всеми тяготами, выпадающими нам на нашем жизненном пути.

Господь указывает всем нам: главной причиной любой болезни является грех. Грех, который разлучает нас с Богом

Завершая слово свое, обращенное к вам, хотелось бы сделать некие выводы о сегодняшнем Евангелии.

Первое: нам надо учиться сопереживать чужой беде – это та добродетель, которая в сегодняшнем Евангелии была явственно нам показана. Второе: постигать добродетель смирения, копить доброжелательность и незлобивость в своем сердце, несмотря на все испытания, – это залог принятия Божественной благодати, и если мы сподобимся этого великого дара, то мы станем не только рабами Божиими, но и Его друзьями, Его возлюбленными сыновьями и дочерьми. И третье: необходимо осознание болезни как пути к Богу. Это непросто, но все же необходимо каждому. Ведь и простуда – это тоже болезнь, и во время простуды можно подумать о вопросах глубоких, духовных и через эти вопросы стать чуточку добрее, светлее, на шажочек, но подойти ближе к Богу.

Всех вас поздравляю с воскресным днем, желаю хорошего настроения, здоровья и всего самого хорошего.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить