«Хорошо ли говорить женщине, что ей всегда 18?»

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

1 (86).jpg

Проповедь. Иеромонах Иона. Неделя 26-я по Пятидесятнице. 11 декабря 2022 г. (Продолжительность 00:08:44 мин, размер 8,0 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам об исцелении скорченной женщины, страдавшей 18 лет. Это слово Господа о свободе, ведь имеющая духа немощи была связана сатаной. Посмотрите, женщина не обращается ко Спасителю со словами просьбы, да и как она может это сделать? Ведь она знает, что суббота – день покоя, да еще она скорчена, потому и смотрит постоянно себе под ноги. По какой причине она страдала, мучимая насилием сатаны? Какой-нибудь грех совершила она или родители ее? Мы на примере многострадального Иова знаем о попущении Божием зла от лукавого. Неприятности, попускаемые свыше, могут наноситься только телу человека. Христос, увидевший в синагоге эту болящую, Сам обратился к ней, сказав: «Ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13: 12). Действенно не только слово Божие, но и прикосновение к Его телу, поэтому Он возлагает на нее Свою руку.

Сердцеведец знает, что измученная, распрямившись, сразу же восславит Господа ради этого воскресения, а прямое тело человека есть нормальное состояние, анастасис, что переводится как «воскресение» с греческого языка, и означает восстановленное положение человека. Ликует в сердце своем жена. Но изгнанный из женщины сатана теперь связывает начальника синагоги и его устами хулит чудо, а Господь обличает его примером неразумных животных. Этот лицемер – а мы знаем, что так его назвал Христос – негодует, что Сын Человеческий сотворил знамение. А как же иначе можно назвать то, что произошло не только с женщиной ликующей, но и со всеми людьми, ведь они радовались?

Господь сотворил чудо в субботу. Конечно, день покоя звучит важно, и на этом точка. Закон нужно исполнять, вот в чем главная загвоздка, а закон – это рабство, но иудеи держатся за него очень крепко. Но не субботний покой и даже не благочестивое отношение к закону, а злоба и гнев как проявление рабства сатане руководит несчастным начальником синагоги.

Не благочестивое отношение к закону, а злоба и гнев как проявление рабства сатане руководит несчастным начальником синагоги

Вы послушайте его слова, они звучат как анекдот: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Не напоминает ли нам это историю из жизни наших поликлиник? Или чудеса у нас только по рабочим дням? В словах неверующего старейшины это означает: «Зачем отвлекаешь Господа?» Господь же, как сказано, на примере вола и ослика показывает несуразность этого требования – мы же их отвязываем, а значит, освобождаем для утоления жажды. А человека, которого так жестоко мучает лукавый уже так много лет, не освободим ли мы в любое время? Народ радовался о всех славных делах Его.

В этом евангельском отрывке есть и польза для души. Толкователи говорят, что восемнадцатилетняя скорченность может означать нарушение десяти заповедей Божиих и неверие в восьмой век, который означает будущую жизнь: 10 + 8. А чтобы вы лучше запомнили это, то здесь уместно спросить: хорошо ли говорить женщине, что ей всегда 18?

Восемнадцатилетняя скорченность может означать нарушение десяти заповедей и неверие в будущую жизнь

Наше слово – о свободе. Мы понимаем из опыта, что внешняя свобода не может быть дана людям даже в относительной полноте, потому что всякая свобода упирается в свободу другого. Но есть внутренняя свобода. Один из новомучеников, архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк) в слове о свободе говорит, что и древние, и современные христиане удивляют не верой. А чего христиане так спокойны при страдании? Не поднимают ропота и протеста против своих мучителей, а предпочитают терпеть и даже благословляют своих обидчиков. Причина в том, что главное внимание христианин обращает на стяжание этой духовной свободы от грехов. А внешнюю свободу он отдает на решение Судии праведного.

Сегодня день памяти священномученика Серафима (Чичагова) – почитателя преподобного Серафима Саровского, много потрудившегося над прославлением этого великого старца, а также составителя летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Леонид Чичагов из знатного рода военных, правнук адмирала Чичагова, имел возможность жить блестящей светской жизнью, но овдовев и будучи в сане священника, решил принять монашество по благословению праведного Иоанна Кронштадтского и быстро стал архиереем. В его жизни, митрополичьей жизни, есть такой момент, который исследователи по-разному воспринимают, но внутренняя свобода владыки привела к исповедническому кресту и мученической могиле. Его, дряхлеющего человека, не стоящего на ногах, принесли на носилках и расстреляли.

2 (81).jpg

Известно, что при сослужении патриарху остальные архиереи отлагали свои жезлы и служили без них из уважения к первому среди равных. Каждый архиерей в своей епархии служит с жезлом как символом власти. На заупокойной литургии, которая совершалась в память почившего патриарха Тихона и которую возглавлял местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр, среди всех собравшихся архиереев лишь митрополит Серафим опирался на свой жезл. А также он и еще епископ не подписали акт о признании митрополита Петра местоблюстителем. История не знает какого-то неуважительного отношения в эти крайне непростые времена для Церкви, никакого раскольнического настроения между этими двумя выдающимися архиереями тоже нет. Но в Церкви славные митрополиты канонизированы в один день. Честные останки священномученика Серафима, находящиеся в безвестной могиле в подмосковной деревне Бутово, как сказано в деяниях архиерейского собора 1997 года, именовать отныне святыми мощами, оставив на Божие произволение. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить