Христиане – царственное священство

Откровение Иоанна Богослова. Беседа 8

Мы продолжаем читать приветствие Иоанна Богослова «семи церквам, находящимся в Асии» (Откр. 1: 4).

Иоанн передает христианам благодать и мир от Пресвятой Троицы в таких словах:

«Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1: 4–5).

Разберем наименование Христа «владыкой царей земных».

«Владыка царей земных»

В Ветхом Завете устами пророков Бог возвещал о Мессии: «Я сделаю Его Первенцем, превыше царей земных» (Пс. 88: 28); «дам народы в наследие (Ему) и пределы земли во владение» (Пс. 2: 8–9; ср. Дан. 7: 14; Ис. 9: 6–7). В Новом Завете ветхозаветные пророчества исполнились. Христос отвергнул все царства мира и славу их, которые предлагал Ему диавол (см.: Мф. 4: 8–10), по воскресении и вознесении воссел одесную Бога Отца «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства» (Еф. 1: 21). Он «Глава всякого начальства и власти» (Кол. 2: 10; ср.: Флп. 2: 8–10), «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19: 16).

Он ведет борьбу с враждебными Ему силами, которым иногда служат и земные цари. «Цари земные» сразу должны напомнить нам о Пс. 2: 2: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника (Христа) Его». Но их усилия бесполезны. Христос – владыка царей земных, хотят они этого или нет. Он заведомо сильнее. Он – Бог и попускает им действовать настолько, насколько это входит в Его божественные планы.

Славословие Христу

После эпистолярного введения в книгу, то есть адреса и приветствия, следует славословие Христу. Похожие славословия (так называемые «возгласы») сохранились в православном богослужении и поныне (в конце молитв, ектений). Настоящее славословие прославляет Христа как Искупителя. Некоторые исследователи предполагают, что когда-то это славословие звучало во время совершения таинства Крещения.

Читаем конец пятого и шестой стих:

«Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1: 5–6).

В данном случае интересно посмотреть подстрочный перевод. Он немного отличается от синодального:

«Любящему нас и избавившему нас от грехов наших Кровию Своею, и сотворил из нас царство священников Богу и Отцу Своему, Ему слава и держава во веки веков».

Есть все-таки разница между «возлюбившему» и «любящему». Христос не только «возлюбил» нас, но любит и сейчас. Любовь Божия в Иисусе Христе есть нечто постоянное и непрерывное.

«Омывшему нас от грехов наших Кровию Своею»

«Омывшему нас от грехов наших Кровию Своею». Наше освобождение от грехов было совершено на Голгофе. Актуализируется для нас действие Жертвы Христовой при нашей вере и покаянии, Крещении и Евхаристии.

У апостола Павла есть такие слова: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9: 14). Вот результат того, а чем написано: «Омывшему нас от грехов наших Кровию Своею»! В вышнем мире Христос принес в жертву за нас Свою Кровь, войдя в небесную скинию. А здесь, на земле, мы принимаем Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в очищение совести, потому что совесть нечиста именно из-за грехов.

В этом Таинстве мы получаем настолько сильное удостоверение очищения нашего сердца, что нам уже не нужны другие доказательства. Думаю, что каждый из нас хоть один раз в жизни пережил чувство действительного, несомненного очищения души после причащения Святых Христовых Таин. Конечно, Причастие всегда имеет одну и ту же силу, как и Христос всегда имеет одну и ту же Божественную силу. Но иногда Господь особым образом открывает нам величие этого Таинства, и мы всем сердцем чувствуем, как становимся другими: как исчезает бремя, лежащее на душе, просветляется ум, ослабляется или совсем пропадает та или иная страсть, совесть очищается. В такие минуты на каждое наше «Господи, помилуй» мы слышим ответ: «Прощаются тебе грехи твои. Иди с миром». В такие минуты хочется умереть – не в смысле «не жить», но разрешиться от тела и быть с Господом.

Но – «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29). Верующий очищается настолько, насколько он сам этого хочет и насколько верует в это. Господь спасает человека не без человека.

Цари и священники

«Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему». «Соделавшему» (в оригинале: «сотворил») – слово, которое можно воспринимать как указание на новое творение во Христе. Через Крещение люди умирают для ветхого и воскресают для нового мира, входят в Царствие Божие.

В каком смысле мы цари и священники?

Мысль о царственном священстве можно найти в Ветхом Завете. Господь обещает царство и священство Своему народу: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19: 6); «А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их» (Ис. 61: 6). В Новом Завете апостол Петр видит ветхозаветные обетования исполнившимися в христианах: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9).

Человек изначально был создан как царь творения и священник творения. «Дело священника – приносить жертву, то есть быть посредником между Богом и творением, “освятителем” жизни посредством ее включения в Божественную волю и порядок. Это двойная функция была свойственна человеку с самого начала… Человек есть царь и священник по природе и по призванию», – пишет протоиерей Александр Шмеман.

Человек изначально был создан как царь творения и священник творения

Священническое назначение человека было предано и утрачено в грехопадении. По сути, падение человека и заключалось в его отречении от священнического призвания. Человек выбирает несвященнические взаимоотношения с Богом и миром, становится потребителем. Эту ситуацию исправляет Жертва. Священство Адама восстанавливается и исполняется во Христе.

«Призвание же это состоит в том, чтобы освящать и преобразовывать себя и свою жизнь и весь мир, данный каждому из нас в качестве нашего царства. Себя – постоянным приношением своей жизни, своей работы, своих радостей и страданий Богу, оставляя их всегда открытыми Божественной воле и благодати; стараясь быть тем, кем мы стали во Христе: храмом Святого Духа; претворением нашей жизни в такую жизнь, какой ее соделал Святой Дух: в литургию, служение Богу и единение с Ним. Мир – стараясь быть “людьми для других”, не в смысле постоянного участия в общественных или политических делах, к чему в наше время часто сводят христианство, но стараясь быть всегда, везде и во всем свидетелями Христовой Правды, являющейся единственно истинной жизнью, и носителями жертвенной любви, составляющей конечную сущность и содержание человеческого священства», – пишет протоиерей Александр.

Священство – это принесение жертв. Какие жертвы может приносить Богу мирянин?

В ветхозаветных пророческих текстах можно увидеть множество таинственных предуказаний на будущие жертвы, имеющие духовную природу. «Жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс. 50: 19); «воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Пс. 140: 2); «принеси в жертву Богу хвалу» (Пс. 49: 14); «приносите жертвы правды» (Пс. 4: 6); «благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих» (Пс. 118: 108). Смысловой контекст этих фраз, вплетенных в витиеватую канву мессианских пророчеств Псалтири, свидетельствует о времени исполнения их с приходом Мессии, то есть Христа. Об этом же, по мнению многих толкователей, говорит загадочное надписание многих псалмов: «в конец».

Исполнились ли с приходом Христа эти древние пророчества? Да, исполнились. Откроем Новый Завет. Апостол Петр пишет: «Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5). Какие же это духовные жертвы? В Послании к Евреям апостол Павел призывает: «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13: 15). Вот исполнение пророчеств Давида! «Через Него», то есть через Иисуса Христа, наше хваление Бога становится настоящей, духовной жертвой, прославляющей «имя Его». Подобно тому огню, что горел непрестанно в скинии, мы можем и должны «непрестанно приносить Богу жертву хвалы».

А вот и еще пишет апостол: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13: 16). «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12: 1). «Писал вам, братия… по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» (Рим. 15: 15–16).

Вот они, наши новозаветные жертвы: хваление Бога, благотворение, общительность (милостыня и сердечное участие в нуждах друг друга), святость тела и подвиг благовествования! А с ними – и другие духовные добродетели, которые, если творятся во имя Христово и в Духе Святом, становятся новыми, приятными для Бога жертвами, «в воню благоухания духовного».

Вот новозаветные жертвы: хваление Бога, благотворение, святость тела и подвиг благовествования

Человек – храм Божий

Необходимо заметить, что святоотеческий духовный опыт, воплотивший Евангелие в жизни, в точности подтверждает апостольские слова. Прекрасно пишет об этом преподобный Максим Исповедник:

«Святая церковь Божия есть человек; алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник – ум, а храм – тело. Потому что церковь является образом и подобием человека, созданного по образу и подобию Божию».

О том, что эти слова есть не просто слова, можно убедиться, раскрыв жития святых. Жизнь каждого святого – это богослужение.

Златоуст исчисляет до десяти видов приношения духовных жертв на алтаре сердца: жертва Евхаристии, жертва мученическая (Рим. 12: 1), жертва молитвы (Пс. 140: 2), жертва воскликновения, или славословия (Пс. 26: 6), жертва правды (Пс. 4: 6), милостыни (Иак. 1: 27), хвалы (Пс. 49: 14), проповедания (Рим. 15: 16), жертва сокрушения духа и смирения (Пс. 50: 19). Человек в христианском понимании – храм Божий, в котором непрестанно совершается духовное жертвоприношение.

Наше священство заключается и в особом доступе к Богу, которого лишены были люди в их ветхом состоянии. «Через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 18–19).

Это и наше участие в Литургии, ведь без мирян Литургия не может служиться. Литургия есть таинство, которое совершает Христос в общине. Для того чтобы это таинство осуществилось, необходимы община и предстоятель общины (епископ или поставленный им пресвитер). Если они есть – служим Литургию. Служим, являясь полноценными ее участниками. Миряне в Литургии принимают участие как царственное, духовное священство. Епископы и пресвитеры – как священство иерархическое.

Царственное священство мирян и профессиональное (иерархическое) священство взаимодополняют друг друга и друг другу не противоречат. «Царственное священство есть действительный образ христианской жизни, а профессиональное священство – это форма существования Церкви», – пишет протоиерей Александр Шмеман.

Царственное священство мирян и иерархическое священство взаимодополняют друг друга

Вообще единственное, абсолютное священство – это первосвященство Христа. Наше церковное священство – это священство Христово, которое Он осуществляет в Церкви через людей, особо поставленных на это служение.

В следующей статье мы поговорим о нашем царском статусе и исполнении его в Церкви.

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров 5 апреля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить