Крест есть привилегия христиан

Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым

Сегодня, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, о крестоношении в жизни христиан, богоустановленных закономерностях духовного пути каждого и исторических перипетиях в жизни народа говорим с почетным настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, что в Акулово, протоиереем Валерианом Кречетовым. 

Искушение благополучием опаснее

Протоиерей Валериан Кречетов.
Фото Ольги Орловой
– Отец Валериан, говорят, у каждого времени свой крест. А нам сегодня какой попущен?

– В наши дни нам дан тяжелый крест, потому как, когда проходит искушение скорбями и болезнями – это одно, а искушение благополучием опаснее. Господь нам показал первообраз искушений вражиих, когда к Нему на Горе искушений враг подступал. Об этом повествуют два евангелиста – Матфей и Лука. Первое искушение у обоих передано одинаково: «Рцы, яко да камение сие хлебы будут» (Мф. 4: 3; Лк. 4: 3), – то есть, прежде всего, сатана всегда борет соблазном материальных благ. 

Второе искушение, согласно Евангелию от Матфея: «Верзися низу» (Мф. 4: 6), – то есть бросься с крыши, и Ангелы тебя на руках понесут. И далее третье искушение – все царства мира показывает диавол Христу и предлагает: «Сия вся Тебе дам, аще пад поклониши ми ся» (Мф. 4: 9). Евангелист же Лука повествует об этих, втором и третьем, искушениях в обратной последовательности. Сначала диавол поставляет Спасителя на горе, демонстрируя все царства мира: «Тебе дам власть сию всю, и славу их, яко Мне предана есть...» (Лк. 4: 6). Евангелист Лука подчеркивает здесь: не то что сатана всегда имеет эту власть, а она ему временно дана, он лишь до поры до времени именуется «князем мира сего». После этого диавол в повествовании от Луки также поставляет Христа на крыле церковнем и подстрекает: «Верзися отсюду долу. Писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя, и на руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Лк. 4: 9–11). Это искушение чудом.

Искушение скорбями и болезнями – это одно, а искушение благополучием опаснее

– До искушения чудом еще надо дорасти. А как в жизни каждого христианина реализуется искушение властью? 

– Власть – это не обязательно какие-то звания, царские или княжеские, власть проявляется во взаимоотношениях людей между собой. Как говорят: твой верх, моя маковка. Кто будет командовать? Кто в семье будет главный? Так же и тщеславие заявляет о себе. Славы-то никакой нет, а тщеславие все печется: а что люди скажут, а что обо мне подумают? И ради этого люди рядятся, выставляются – все ради своих же собственных страстей. 

Люди действительно подметили: чтобы узнать человека, надо дать ему власть. Пусть он проявит себя, что называется, на полную катушку, а если многое ему просто не дозволено, то и не узнаешь, что у него там внутри. Мы и в тех рамках, которые нам поставлены, часто запинаемся даже на мелочах. Конечно, такое серьезное искушение, как большая власть, бывает у единиц, у остальных по мелочи, но все равно властвование проявляется. 

Кто такой судия неправедный?

Епископ Стефан (Никитин)
– На третье, согласно евангелисту Луке, искушение Господь отвечает: «Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4: 9–12). Про то, что сейчас в России совершается абортов больше, чем где-либо в мире, говорят: испытывают долготерпение Божие, искушают Господа... Собственно, демографы наметившуюся в 1992 году ситуацию превышения смертности над рождаемостью, во многом спровоцированную абортами, также назвали «русский крест» (есть такое понятие в отечественной демографии: пересечение линий графика растущей смертности и падающей рождаемости). Светские люди могут легкомысленно к этому относиться, но почему все же пастыри предостерегают, что этот вопиющий грех может стать причиной и преддверием национальной катастрофы?

– Когда Россия была православной державой, то по ее законам за богохульство, за оскорбление святыни, за поругание икон или храма полагалось минимум 10–12 лет каторги или даже каторга на пожизненный срок. Так что ничего удивительного в том, что после того, как по всей России осквернили храмы и надругались над святынями, чуть ли не 80% населения страны оказалось в тюрьмах и лагерях, нет. Все закономерно, потому что в той или иной степени все, кто сам делал или потворствовал, были к этому причастны. А те, кто выступали против, пострадали как новомученики, кто-то из них прославлен. Они брали грехи народа на себя, за всех молились. 

У нас у храма в Акулово погребен владыка Стефан (Никитин; † 28.04.1963), он три года провел в лагерях, потом Господь сподобил его епископства, а скончался он в Неделю жен-мироносиц во время проповеди. Господь сподобил меня, грешного, с ним беседовать. Он спрашивает: «А ты знаешь, кто такой судия неправедный (см. Лк. 18: 1–8)?» – «Ну, какой-то неправедный судья, – отвечаю, – который все-таки не выдержал…» – «Да нет. Это Бог». – «Как Бог?! Ведь судья-то неправедный!» – «Да, конечно, – говорит владыка, – Господь – Судия неправды, потому что если бы Он был Судия правды, то вынужден был бы всех нас казнить. А Он нас милует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. 102: 10). Он судит нас по велицей милости Своей (Пс. 50: 3)». А по правде-то – так не судят!

Так какой же мы жизни достойны по суду праведному?

Часто жалуются: «Ох, жизнь такая тяжелая!» Спрашиваю: «А аборты у вас были?» – «Да, да…» Я говорю: «Знаете, за одно только убийство собственного ребенка – а это убийство! – по земным законам раньше давали двадцать пять лет каторги. А сроки еще и суммируют: за два убийства – пятьдесят лет, за три убийства – семьдесят пять лет каторги. А вы на свободе...» Это только один пример. А другие грехи? Так какой же мы жизни достойны по суду праведному? Действительно, Бог – Судия неправедный, потому что, если по правде, всех нас надо на каторгу. Сейчас все стремятся в город, ищут легкой жизни… Если бы не амнистия милости Божией, мы все не горожане – каторжане. Есть такое выражение: древо крестное растет на почве нашего сердца.

«За покаяние прибавлю, за беззаконие убавлю»

– Преподобный Серафим Вырицкий говорил, что Россию спасет разбойничье покаяние. 

– Да, преподобный Серафим Вырицкий предвидел, что многие бросятся во всю эту жизнь с ее наслаждениями, а потом начнут каяться. «За покаяние прибавлю, за беззаконие убавлю», – говорит Господь. Иногда человек, пока не дойдет до дна, не понимает всей пагубности греха. Почему и существуют в мире примеры падений, чтобы показать другим, чем это может кончиться.

Иногда человек, пока не дойдет до дна, не понимает всей пагубности греха

– При советской власти много было поруганий Креста, и верующие люди знали, что кощунники обречены, если не покаются. Поэтому и сейчас стараются предупредить тех, кто посягают глумиться над святынями. Какие истории в назидание остались от недавних времен?

– Когда в Дивеево были закрыты храмы, молодежь устроила там богохульный крестный ход. Посрывали иконы, пошли с ними... Решили крест вытащить. А дверь не открывается, никак не могут его вынести. Тогда один из них и говорит: «Сейчас мы ему крылья поукоротим...» Начал топором рубить крест – как раз перекладину, к которой руки пригвождены. Пока рубил по древу креста, отлетали щепки и стружки, а как ударил по пригвожденной руке Спасителя – потекла кровь... И он с ума сошел. Все побросали иконы и разбежались. Алексей Петрович Арцыбушев, жив еще, рассказывал, как его, мальчишку, поднимали на руках к окну, и там было видно, как крест так и лежал, накренившись на бок, и на нем были отметины от топора и запекшаяся кровь. 

Разорение храмов и монастырей при установлении советской власти. 1922 год.

– Кто-то из современных «художников» в 1990-х годах прилюдно рубил иконы. Известна история – это уже вновь из времен массового осквернения святынь: священника выводят со связанными руками из храма, он обернулся, а у храма стоит один из комиссаров, мочится на икону и надсмехается: «А чего же твой Бог меня не накажет?» На что батюшка ему отвечает: «Куда ж тебя больше-то наказывать?»

– От наказания никто не уйдет. Вот еще один случай: снимали с храма крест и никак не могли его сдвинуть, тогда двое полезли наверх – отец и сын – зацепили, сдернули... После этого через некоторое время отец спился, его нашли валяющимся в луже, в ней он и захлебнулся. А сын – все эти события происходили перед войной – ушел на фронт, и как он лазил на купол, цепляясь руками и ногами, так в напоминание и вернулся без рук, без ног. Как самовар.

– Несут ли ответственность потомки за то, что вытворяли их деды-прадеды в советское время?

– Ну вот сын же понес ответственность.

– Он и сам в кощунстве участвовал, а бывает, люди даже не догадываются, кем были их пращуры. 

– По крайней мере, знаю, что даже дети таких могут затевать уже какие-то жестокие игры. Например, знаю, ловили голубей, что-то привязывали к ним, поджигали и отпускали. Все, кто это делал, сами потом сгорели при разных обстоятельствах: у одного машина загорелась, и он не смог выбраться, у другого дом... Но все приняли смерть от огня. 

– То есть зло, если в нем не раскаются, передается по поколениям?

– Да, проклятие до четвертого поколения тяготеет. А благословение в роды родов.

Есть ли предел у возможности покаяния?

– А есть предел, после которого человек не может покаяться? 

– Не знаю. Дело в том, что человек, бывает, сам не может покаяться. Было такое откровение, что даже дьяволу у Господа оставлена возможность покаяния. Это он не может покаяться. 

– Сегодня мир диктует – особенно молодежи – вольготную жизнь, подначивает брать кредиты, ни в чем себе не отказывать. Все дальше и дальше уводит от евангельского идеала крестоношения, а значит, и от спасения?  

– Всё же уже сказано в Библии: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1: 4–7). Это уже было, и то же самое у нас сейчас происходит. Многое прямо буквально воплощается в наши дни. 

Без помощи Божией обращение невозможно, люди сами по себе не могут себя спасти. Если и испытания посылаются, то это для спасения нас. Даже более того, плод креста еще более возрастает, когда человек воспринимает наказание не только как расплату за грех, но и как милость Божию. Мне одна раба Божия, она уже почила, Царство ей Небесное, как-то рассказывала: «Я осиротела рано, если б меня научили, я б не натворила столько бы всего в жизни…» А у самой дочь была. «А как дочь-то?» – спрашиваю ее. «Ой, батюшка, да я ей говорю-говорю, а она меня не слушает». Я отвечаю: «Ты говоришь, если бы у меня была мать, я бы ее слушала. А у твоей дочери есть мать, и она ее не слушает. Если бы… А это еще все неизвестно». Про таких говорят: когда не слушает уже никого, тогда исправление – только от Бога.

Беседовала Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить