Кто для нас другие?

Кто такие другие? Другие – это люди возле нас, это те, кто рядом с нами. Это люди, которые живут с нами, с которыми мы общаемся, встречаемся, разговариваем, строим взаимоотношения.

Другие – это наши ближние. О них нам дана заповедь: «Возлюби ближнего своего». Мы не можем сказать, что любим весь мир. Такая любовь ничего не стоит. Что будешь делать с такой любовью?

Мы любим тех, кто далеко от нас и ничем нас не беспокоит. Но заповедь гласит, что надо любить тех, кто рядом с нами, видеть их немощи и недостатки. Тогда наша любовь ценна.

Кем являются для нас другие люди? Один французский атеист, Жан-Поль Сартр, отвечал на этот вопрос следующими словами: «Ад – это другие люди».

Мой старец говорил мне:

– Когда ты видишь своего брата, то видишь и Бога.

Кто прав?

1. Каин и Авель. Фреска.jpg
Каин и Авель. Фреска
В одно из воскресений в селе на Пелопоннесе отслужили панихиду, сварили пшеницу и сделали из нее кутью. После Божественной Литургии раздали кутью людям, и они ели ее. Знаете, сколько людей умерло? Пятнадцать человек. Не один, не два, а пятнадцать человек! В кутью кто-то положил яд. Люди встревожились. Об этом случае писали в газетах. Было проведено расследование. Позже нашли виновницу преступления. Ею оказалась больная женщина, парализованная. Состоялся судебный процесс. Она получила самое строгое наказание: ей вынесли смертный приговор. Тогда еще применялась смертная казнь.

Осужденную заключили в местную тюрьму. К ней в камеру пришел священник: он был ее духовным отцом и хотел ей помочь. Но она не позволила духовнику приблизиться и вела себя как зверь. Ничего не хотела слышать. Иерей посетил осужденную второй раз, и она согласилась с ним пообщаться. Женщина сказала священнику:

– Я совершила ошибку и неправильно поступила! Мне не надо было травить этих пятнадцать человек – надо было отравить все село. Потому что я парализованная, но никто не приходил ко мне. Я была так одинока и каждый день умирала. Я нуждалась в общении, но никто не пришел поговорить со мной. Надо было всех вас убить.

Ее отправили в афинскую тюрьму. Рядом с этой женщиной находился священник, чтобы духовно помочь ей. Он снова и снова разговаривал с осужденной.

Перед тем, как был исполнен приговор, женщина осенила себя крестным знамением и плача сказала:

– Боже Мой, прости меня!

Затем последовала казнь. Наверное, атеист Жан-Поль Сартр был прав… Ее адом были другие люди.

Но так ли это?

В другом греческом селе убили человека. Полиция арестовала невиновного, который случайно оказался недалеко от места преступления. Не буду называть его имя.

Когда я готовился к этой беседе, ко мне пришли люди и рассказали эту историю. Его повели на суд, вынесли вердикт: виновен. И этого человека отправили в тюрьму. Шло время. Год, два, пять, десять лет… Этот человек твердил одно:

– Я не совершал убийства!

Но он был верующим христианином и говорил:

– Боже, да будет воля Твоя!

Этим он утешался.

Прошло двадцать лет, и в том же селе умер человек. Перед смертью он пригласил к себе священника и исповедовался:

– Двадцать лет назад я убил человека из нашего села, а кто-то вместо меня сидит в тюрьме.

Священник посоветовал ему:

– Если хочешь, чтобы тот человек вышел из тюрьмы, ты должен признаться в своем преступлении прокурору и полиции. Я священник и не имею права разглашать исповедь, не могу никому поведать о том, что ты сейчас мне рассказал. Ты должен сделать это сам.

К счастью, тот человек вовремя успел признаться в своем преступлении.

– Да, батюшка, я это сделаю.

Он признался во всем и умер. Суд сразу же постановил, что осужденный за убийство невиновен и должен быть освобожден из тюрьмы. Каково было удивление людей, когда они узнали, что несправедливо осужденный человек не хотел покидать тюрьму.

– Нет! Я здесь нашел Бога, помогаю людям, разговариваю с заключенными о Боге и о Его любви. Здесь мы читаем Священное Писание, и я поддерживаю моих братьев. Не хочу выходить из тюрьмы.

2. Христос омывает ноги Своим ученикам. Фреска.jpg
Христос омывает ноги Своим ученикам. Фреска
В конце концов он согласился выйти из тюрьмы – после того как ему разрешили приходить туда, оставаться и уходить, когда он захочет.

Прокурор, знакомый с этим человеком, рассказывал мне, что, когда тот вышел из тюрьмы, его родственники посоветовали ему:

– Убей детей человека, из-за которого ты двадцать лет просидел в тюрьме…

Он же приготовил большой обед, пригласил всех односельчан и простил всех, и все жили счастливо.

Тогдашний митрополит Этолийский и Акарнанийский рукоположил его в священника, и он ходил по селам, исповедовал людей и привел многих ко спасению.

Выходит, что и мой старец был прав. Если ты видишь своего брата, значит, видишь и Бога.

И этот вопрос переходит в другую плоскость. Может быть, мы являемся адом для других людей? Может быть, мы превращаем жизнь другого человека в ад, а затем и сами живем в том же аду?

Есть много больных людей, которые чувствуют себя одинокими, но они не травят своих односельчан. Кажется, философ не подумал об этом. Но что мы можем сказать о себе? Всегда ли другие виноваты? Не виновны ли мы сами?

Мы требуем от других, чтобы они все делали правильно. А насколько правильно поступаем мы?..


Перевел с болгарского Виталий Чеботар

Православен свят

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить