Кто себя любит, тот любить Бога не может

Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

Картинка.png

Кто себя любит, тот любить Бога не может. Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. (MP3 файл. Продолжительность 10:04 мин. Размер 4.61 Mb)

Для каждого из нас слово «любовь» является неким всеобъемлющим понятием, которым мы пытаемся выразить наше высокое чувство по отношению к кому-либо или чему-либо. Но очень часто мы слышим признания в любви или сами произносим слово «люблю», порой не понимая его истинного значения. Мы признаемся в любви как к живым одушевленным существам, так и к неживым неодушевленным предметам; мы признаемся в любви к кофе, спорту, животным и близким людям. В Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, которые приоткрывают нам истинный смысл и великую тайну Любви. На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе? – Господь ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею… и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 37, 39).

Важно понять, что невозможно идти к Богу, переступив через человека. Для развития и основания в нас любви мы поставлены Богом жить в человеческом обществе, чтобы выстраивать дружественные отношения и через это учиться любить. Потому мы и живем не отдельно и обособленно, но так или иначе соприкасаясь друг с другом и тем самым совершенствуясь в добродетели любви. Конечно, порой не всегда получается полюбить человека искренне, и часто приходится слышать от людей, что они не могут полюбить того или иного человека и не знают, как преодолеть и подавить в себе чувство неприязни к другому.

Если мы не способны увидеть Бога в ближнем, то не будем способны полюбить и Бога
А что значит любить? Полюбить человека – это значит увидеть в нем Бога. И если мы не способны увидеть Бога в ближнем, то мы не будем способны полюбить и Самого Бога. Человек – это живая икона Бога, это раскрытая книга Бога. Икона может быть старой, потертой, покрытой трещинами, но она не перестает быть выражением святости, объектом особого благоговения и почитания. Так и человек со всеми своими достоинствами и недостатками похож на старую, испачканную грязью и копотью греха икону. И только тот, кто может всматриваться в эту икону, может увидеть подлинную красоту человека.

Господь учит нас полюбить ближнего, как самого себя. Но ведь и себя можно любить по-разному. Даже не подозревая, мы любим себя порой эгоистично, потворствуем всем своим греховным желаниям и стремимся к телесным удовольствиям. Наш великий старец преподобный Серафим Саровский говорил: «Кто себя любит, тот любить Бога не может». Поэтому если мы спросим себя честно: а что же мешает нам полюбить и Бога, и ближнего? – то ответ окажется очень простым: искаженная и эгоистичная любовь к самому себе. Человек, даже самых возвышенных чувств, порой в слепоте своей не замечает того, что воздвигает из собственного «Я» идола и приносит ему ежедневные жертвы, отсюда и любовь к себе, желание вкусно покушать, подольше поспать, красиво одеться. Самолюбие – это исключительная замкнутость человека в самом себе, это неистовая потребность не отказывать себе ни в чем и нежелание помогать ближнему.

Как же преодолеть в себе себялюбие? Как научиться отказывать себе? Ответ мы слышим во втором отрывке из сегодняшнего Евангельского чтения: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16: 24). Отвернуться от себя любимого предлагает Господь, чтобы задавить в себе самолюбие. И не просто отвернуться, но и взять безропотно свой крест и последовать за Христом. А куда же последовать? Путь православного христианина лежит через Голгофу, и для того, чтобы войти в Царствие Небесное, нужно пострадать вместе со Христом.

Полюбить ближнего – это значит отказаться от себя
Полюбить ближнего – это значит отказаться от себя. И это тоже страдание, которое предполагает аскетический образ мышления и действий, который предполагает отказ от комфорта. Да ведь и наш Господь не жил для Себя. Все Свое время, все Свои силы Он посвящал человеку и ничего не требовал взамен. Господь Своим примером научил нас бескорыстной любви. Действий, в которых проявляется любовь, так много и так они разнообразны, что трудно и перечислить их. Мы назовем лишь три важнейших составляющих любви.

1. Желание отдавать. Призвание христианина заключается не в желании искать спасения только для самого себя, но думать и о спасении ближних. Наверное, это чувство знакомо многим: когда мы питаем искреннее, доброе расположение к кому-либо, нам хочется сделать для этого человека как можно больше. Вот что пишет об этом святитель Василий Великий: «Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого». Человек как бы забывает о себе, он не ждет взамен ничего, он готов отдавать, лишь бы любимому было хорошо. Но хотелось бы отметить, что в этом желании отдавать должны быть рассудительность и трезвомыслие. Это не потакание человеческим страстям, это отдача, вызванная желанием спасти любой ценой.

2. Любовь не нарушает свободы. Это значит, что в тесном человеческом союзе свобода каждого человека ценна. Любовь не переделывает человека, она принимает его таким, какой он есть. Это чувство противоположно эгоизму, когда мы из другого человека делаем подопытного кролика: «Делай так, поступай так…» В таком человеке мы уничтожаем личность и пытаемся сделать из него раба. А где рабство, там нет любви. Любовь бывает взаимной, но она не может быть насильственной.

3. Конечно, важным свойством любви является жертвенность. Какой была жертва Христова? Он ходил в течение трех лет, проповедуя, сбивая ноги, терпя жажду и голод. Но не это страшное. Многие думают, что Христос испытывал муки только на Кресте, на Голгофе, но это не совсем так. Настоящие муки Господь испытал, когда был среди нас. Он так возлюбил этот мир, что готов был расстаться со Своим Божеством и стать Сыном Человеческим, чтобы всех нас спасти. И Господь испытал самую страшную муку – холод человеческих сердец и непонимание.

Мы говорим о любви к Богу – и не хотим даже несколько минут пожертвовать на молитву, не можем один день посвятить Ему!
Как мы себя чувствуем, когда говорим о чем-то возвышенном, прекрасном, а в ответ получаем безразличные ухмылки и упреки?! И зачастую настоящая любовь остается не понятой и не принятой. Господь терпит нас, потому что очень любит. Как и много лет назад, когда иудейский народ не смог ответить на любовь Бога любовью. Но самое страшное, что и мы, христиане, сегодня так же не можем ответить Богу любовью к Нему. Точнее, многие из нас думают, что любят Бога, но это всего лишь пустые слова, которые не имеют основания. Любить – значит жертвовать. А мы не можем даже двадцать минут пожертвовать на молитву, мы не можем один день посвятить Богу. И здесь опять проявляет себя самолюбие. О какой любви тогда мы говорим?! Кто любит, тот желает всячески охранять любимого от переживаний; кто любит, тот старается оградить любимого от мучений. А мы ежедневно оскорбляем величие Божие своими греховными делами и поступками: обманываем, обижаем, оскорбляем, лжем. И как тогда, так и сейчас Господь терпит – терпит, потому что любит.

Возлюбленные братья и сестры, не будем понапрасну разбрасываться высокими словами о любви. Давайте научимся на деле проявлять любовь к Богу и ближнему, и тогда Любовь никогда не потеряет свой смысл. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ирина   30 сентября 2019, 14:09
Благодарю за проповедь о. Кирилла.

Когда человек перестаёт видеть другого человека? Когда видит только самого себя. А когда он видит только себя? Когда любуется собой. Вот через этот грех самолюбия и самолюбования - сердце ожесточается, оно становится глухим к нуждам ближнего, равнодушным и жестокосердным.
Любовь - это жертва. НО жертва сердечная! Не так: "Я столько для тебя делаю, стольким жертвую, а в ответ - неблагодарность!" В любви нет корысти! Она не ищет своего. Она дает ничего неожидая в ответ. Как солнце светит над всяким человеком, как дождь льется и поливает всякую землю, а не выборочно. Так и любовь не выбирает, она изливается на всякую живую душу. Потому что любит!
Вот кажется самолюбцу, что он себя любит, потому что потакает всем своим желаниям, утешает в несчастьях, балует себя и в мелочах - радует, успокаивает, тешит - возится с собой как с маленьким ребенком, и уверен что, как он себя любит, другой так любить его не сможет и не будет. ТАК его любить другой человек точно не сможет, потому что, каков ты сам, такие и люди вокруг тебя. Ибо подобное подобное притягивает. Эгоиста окружают такие же эгоисты как и он сам.  И нет более несчастного человека, чем самолюбца. Ибо когда он не получает то, что хочется и так как желается, сам страдает, мучается от неудовлетворенности своего желания, от нелюбви других людей. И приносит плач о своей несчастной долюшке, горькой судьбинушке, непонятости и недооценённости к своей личности. И если любовь самолюбца доставляет ему столько душевных и сердечных страданий, то можно ли ее назвать любовью? Ведь то, что делает человек он ограничивает себя во всем (хотя и думает, что дает свободу), сажает себя в золотую клетку, сосредотачиваясь на себе лишает истинной радости. Соловей красиво поет на свободе, а в клетке он умолкает и чахнет. Так и человек живущий для себя ожесточется и медленно, мучительно умирает.

Помоги нам Господи любить себя правильно, как Ты любил Себя... А Твоя любовь - это жизнь и служение ближнему.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить