Кто же мы? Язычники или христиане? +АУДИО

Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

1.jpg

Кто же мы? Язычники или христиане? Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва). (Продолжительность 00:13:14 мин, размер 12,1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь!

Сегодня в Евангельском чтении нам была представлена притча о сеятеле. Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Лк. 8: 5–8).

И Сам Господь Спаситель объясняет, что это за параллели и аллегории, которые представлены в притче.

То, что посеяно при дороге – это посеяно в тех сердцах, которые открыты для действия вражия. То, что посеяно на каменистой почве, – это те люди, которые временами веруют, а во время испытаний и искушений отпадают от веры. А то, что посеяно в тернии, – это те, житейские заботы которых не дают этому божественному семени, семени слова Божия, возрасти в их сердцах. Казалось бы, все просто, но глубина слова Божия неизмеримо велика, и каждое повествование Евангелия, каждая мысль, которая представляется в нем, подобна и величию Божественному, и премудрости, как многогранный бриллиант, который имеет великое множество граней, из которых мы видим лишь малую часть этого Божественного величия.

Что же говорят святые отцы об этой притче? Дорога – это душа человека, которая открыта для вихря помыслов: все как ветер земной, поднимающий пыль, несется через это место. И всякий человек, проходящий там, оставляет какой-то след, и место это бывает нечистым, потому что никто, как правило, не заботится о проходном дорожном пути так, как о своем огороженном участке, о своей ниве.

Наша основная цель как христиан – это жить по заповедям Божиим

И что это за слово Божие? Конечно, слово Божие в первую очередь – это Божественные заповеди. И порой те люди, которые находятся при дороге, мало чем отличаются от язычников. Чем мы отличаемся от язычников? Тем, что наша основная цель как христиан – это жить по заповедям Божиим. А язычники, как правило, не живут по заповедям Божиим, в лучшем случае они живут по какому-то внутреннему естественному нравственному человеческому закону. А что же это за заповеди? Заповеди – это «Возлюби ближнего своего» (Мф. 22: 39). Если нет этой заповеди в сердце нашем, значит, темная хищная птица унесла ее.

2, превью.jpg
Притча о сеятеле

И если мы говорим о заповеди апостола «Храните свой сосуд в чести и в чистоте, а не в похотении, как язычники» (см.: 1 Фес 4: 4–5), значит, и мы уподобляемся язычникам, потому что мы забываем об этой заповеди и допускаем в сердце своем всякую нечистоту.

Есть и другая заповедь: «Не собирайте богатства на земле» (см.: Мф. 6: 19). Язычники действуют вопреки этой заповеди, а если мы посмотрим на настоящий христианский мир, то перед нами встает важный вопрос: «Кто же мы? Язычники или христиане?» И отвергая заповеди, мы не становимся причастниками Всесвятаго Духа Божия, отчуждаемся от любви Божией по слову Спасителя: «Любяй Мя – заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14: 21), а становимся порой причастниками нечистоты дьявольской.

Но как же дьявол может быть нечистым? Ведь он бесплотен, он, как говорят святые отцы, не членосоставен, а нечистота его заключается, в первую очередь, в его гордости. Нечист пред Богом всяк высокосерден, в этом корень всех наших бед. Как только в сердце нашем зарождаются плевелы гордости – того, что роднит нас с дьяволом, – мы становимся по закону сопричастности тоже наследниками этой нечистоты, которая является самым страшным препятствием, стеной между человеком и Богом, нечистоты гордостной, которая свергает нас с неба, отчуждает нас от Божественных обетований.

Нечист пред Богом всяк высокосерден, в этом корень всех наших бед

Что же касается каменистой почвы, то нам, священникам, приходится часто выслушивать на исповеди людей, и перед нами они проходят сотнями, а может быть, и тысячами, каждый со своей судьбой. И часто ведь бывает так, что человек приходит в храм воодушевленным, но как только какие-то жизненные испытания коснутся его, он говорит: «За что же Господь мне это посылает? Чем я хуже других? Почему все живут нормально, а у меня такое? За что мне это?» И зачастую из-за этой малой толики отходит от Бога, а корень его отхода – в гордости. Почему? Потому что когда что-то случается с человеком, то он сублимировано заключает, что он умнее Бога. Он находится в другой системе координат, чем люди, которые жили по заповедям Божиим и засвидетельствовали свое угождение Богу святостью. Когда с нами происходит переворот, встают вопросы: «За что? Почему? Где здесь ошибка?» А если бы мы были святыми, которые жили с Богом, и ум наш пребывал бы в созерцании Бога, то мы бы говорили: «Благодарим Тебя, Господи, за скорби, болезни, неприятности, которые Ты благоволил нам послать». А еще святые добавляли: «По грехам моим достоин худшего». О чем это свидетельствует? О том, что мы совершенно не ведаем своего внутреннего мира.

Один из великих подвижников, ученых мужей, преподобный Петр Дамаскин писал, что «первым признаком зарождающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Думаю, что здесь мало таких из нас, которые не только имеют этот первый признак зарождающегося здравия души и начала спасения, но, скорее всего, пребывают в темноте и неведении.

3.jpg
Преподобный Петр Дамаскин

А что касается забот житейских, то давайте посмотрим, кто стоит в храме? Оглянитесь вокруг себя: есть здесь молодежь? Конечно, это не в укор нашим прекрасным дамам, но молодых людей здесь немного. Они находятся в многочисленных кофейнях. Почему же так происходит? Почему этих людей здесь нет, а вы пришли? Потому что и вы призваны, подобно Спасителю, сеять семена слова Божия в тех, кто придет на смену вам, – в ваших детях и внуках. А их вместе с вами здесь нет. Почему же не сеется это семя? Почему же не восходит? Видимо, есть что-то, что этому препятствует. Святые отцы говорят, что в нас живут как бы два человека: один человек – это таинственный Израиль, по слову святых отцов, – ум, зрящий Бога; а другой человек – это внешний, телесный человек, и между ними действует своя система отношений.

Первым признаком зарождающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской

Нам надо чаще читать сочинения святых отцов. Вот один из них, мудрейший преподобный Исихия, пресвитер Иерусалимский, который Церковью прославлен как учитель Церкви. Ведь таковых учителей очень немного в истории святости человеческой. Что он говорит? Моисей отцами признается образом ума. Помните Моисея и Аарона в Ветхом Завете? Моисей видит Бога в купине и лицом прославляется. Помните, после того, как Моисей беседовал с Богом, лицо его стало столь славно и столь светло, что никто не мог взирать на него. Казнями Господь поражает Египет, изводит из него Израиля и дает закон. Все это, будучи принимаемо иносказательно в смысле духовном, изображает действие и преимущество ума – ума, зрящего Бога, ума, владычествующего не только над всеми силами человека, но и имеющего великую власть над теми обстоятельствами, которые этого человека окружают. А образом внешнего человека служит Аарон – брат законодателя Моисея. Итак, Моисей с гневом возводя взор погрешившего Аарона на внешнего человека, говорит ему (и подобно ему будем говорить и мы): «Чем онеправдовал тебя Израиль, ум, зрящий Бога, что ты сделал его отступником от Господа Бога Живаго Вседержителя?» (см.: Исх. 32: 21). По-другому вопрос Аарону звучит так: «Какими своими помыслами ты отвлек народ от общения со своим Создателем и Промыслителем?»

Задумаемся об этом, задумаемся о том, как сделать наше сеяние успешным. Все мы в какой-то степени уподобляемся Спасителю, как священники, иереи Бога Вышнего. Апостол Петр говорит: «Вы есте царственное священство» (см.: 1 Пет. 2: 9). Чтобы семя сеялось не только по закону внешнего человека, но по закону таинственного Моисея, таинственного Израиля, ума, зрящего Бога. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить