Лавра всея Руси

Сегодня, 6/19 апреля, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре отмечают 75-летие возобновления монашеской жизни. «Что такое монашество?» – спрашиваю у архимандрита Илии (Рейзмира), вот уже более полувека как насельника этой Большой кельи преподобного Сергия Радонежского.

Что Господь должен найти у монахов? И как всем нам в России жить точно на Небесах?

– Монашество – это радость, – отвечает. – Если по-настоящему жить по-монашески, то это как на Небесах. Спасение уже здесь, на земле. Я в Лавру так и попал, услышав просто, что есть место на нашей едва успокоившейся тогда после Второй мировой войны планете, где – точно на Небесах. Поверил и, быстро завершив все свои дела, помчался. А там уже всё Господь устроил.

Бог-то с нами! Только бы нам не забывать об этом. Кто бы ни был наш Небесный покровитель – святой пророк Божий Илия, преподобный Серафим Саровский, апостол ли Петр и апостол Павел или еще кто, тем более из близких к нам по времени святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, – тут смотря кто какое имя носит, – святые тоже всегда близ. Мы, монахи, по два имени имеем – по наречению в Крещении и при постриге, – так что и покровителей у нас у каждого – двое.

А в Лавре над нами над всеми еще и преподобный Сергий бдит. Хотя он Игумен всея земли Русской – значит, о всяком верующем в нашей стране промышляет, тем более о каждом монахе русском. Только с верою обращайся к Преподобному и тоже, как на Небесах, точно в Лавре будешь.

Я писал кандидатскую работу по учению святителя Василия Великого о духовном совершенствовании христианина. Уже в первые века христианства существовало монашество. Сам святитель Василий, еще будучи иноком, хотел в пустыне подвизаться, а обстановка в Церкви была такова, что при натиске ересей, того же арианства, требовались боевые служители на церковный фронт. И он вынужден был принять архиерейство. В одном из своих сочинений, обращаясь к монахам, он перефразировал слова Господни: «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8), – «у вас, монахов, – написал святитель, – Господь, придя, должен найти веру!»

Всё тебе тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!

Сколько к нам сюда в Лавру народа приезжает! Господь не оставит верующих в Него. Много всего пережито. А вера есть в народе – неистребима! И из-за рубежа: сербы, болгары, греки… – да кто только к нам не едет! Иные и образование получают здесь. Лавра – оплот Православия. Тут простерт Покров Божией Матери. Ее завещание непреложно, Она Сама сказала преподобному Сергию:

Лавра – оплот Православия. Тут простерт Покров Божией Матери. И Ее завещание непреложно

– Неотступно буду от твоей обители.

И сегодня Пресвятая Богородица опекает нас, преподобный Сергий присматривает за всем, что в Лавре происходит.

А дальше уже всё от нас зависит: мы-то как живем? Благочестиво ли? Подражаем ли Преподобному? Верится: Господь с нами. Куда бы я ни поехал, даже на Афон, а всё в Лавру побыстрее вернуться тянет.

И хорошо, что здесь и академия, и семинария находятся, – потому что тут рассадник Православия. Я постоянно семинаристам говорю:

– Дорожите тем, что вы сюда попали. Знаете, сколько я уже слез повидал тех, кто не сумел пройти по конкурсу, поступить в семинарию? Каждым днем дорожите! Да и вообще по жизни надо: дорожа временем, – идти – потому что дни лукавы (Еф. 5: 16). Преподобного Сергия благодарите, молитесь ему!

Народ поющий непобедим

К преподобному Сергию и иерархи, патриархи, наместники припадают: «Батюшка Сергий, не оставь! Батюшка Сергий, прости, помоги! Научи меня молиться! Научи меня каяться!»

А выпускников-семинаристов отправляю: «Иди проси у преподобного Сергия, чтобы указал тебе путь жизни», – кем тебе потом сюда возвращаться на богомолье, на поклонение Преподобному. А тем, кто уже жениться надумал: «Проси у преподобного: пошли мне невесту», – говорю. Помолятся усердно и всё получают. Всем у нас в России преподобный Сергий руководит.

Когда я еще учился, помню, Троицкий собор всегда был полон и все люди пели акафист Преподобному нараспев. Не как сейчас – всего несколько человек почему-то поют, – тогда все пели! Народ поющий непобедим. И так целый день и при советской власти: одни уходили, другие придут. И все поют!

Тогда все люди пели акафист Преподобному нараспев. Весь собор, все!

А потом годах в 1968–1969-м стали какие-то статейки в атеистических журналах появляться: мол, монахи специально как-то чуть ли не заманивают сюда народ, а во время пения якобы шныряют между поющими и о чем-то там еще агитируют… И пение запретили. А сейчас-то люди почему всё точно под гипнозом этих запретов? Петь надо, чтобы побеждать.

Царственная стать прошедших испытания с именем Христовым

Раньше такое благоговение было на службах. Когда в храм входил архимандрит Феодорит (Воробьев), благочинный, – а он был величественен, как ветхозаветный патриарх Авраам! – тишина воцарялась вышеестественная какая-то. Не потому, что его боялись (хотя и знали, что он прозорлив), – при нем невозможно было вести себя иначе.

У тех, кто с именем Христовым испытания проходит, точно царственная стать появляется. Батюшка 10 лет провел в ссылке, поехал туда, сопровождая священномученика митрополита Петра (Полянского), нашего заточенного Первоиерарха-местоблюстителя. Отца Феодорита и самого там пытали, издевались над ним: часть языка ему в заключении за проповедь слова Божиего отрезали. Говорил он поэтому после несколько невнятно. Но какие у него были проповеди! Все плакали.

Отец Феодорит наставлял нас:

– Братские молебны посещайте постоянно, не опускайте, и благословение преподобного Сергия будет всегда над вами.

Также и за богослужением обязательно, говорил, надо стараться быть – да и так просто ведь тянет. Бывает, на поздней исповедуешь, так на раннюю бежишь помолиться, еще и средняя есть – слава Богу, служатся в Лавре несколько Литургий: три, а то и четыре бывает. И вечером на службу спешишь. Вынимаем просфорки – это такая милость Божия. Тысячи имен – и столько среди них уже знакомых! Какая же это помощь поминаемым от Бога! Также и – в Таинствах.

Кому это надо, и на что обрекают народ препятствующие тому, чтобы людям отпускались грехи?

Помню, еще при советской власти одно время лаврской братии не разрешали соборовать народ. Только общее соборование в Великую среду проводите, и хватит, мол… Вот каким это духом наущаемая власть не хочет, чтобы народу отпускались грехи?!

Где-то в 1974 году одна девушка – ей лет 20 с чем-то было, работала она здесь недалеко от Лавры бухгалтером в детском диспансере, – до темна как-то на рабочем месте засиделась. Идти домой, а там по пути все перекопали, коммуникации прокладывали. Она и споткнулась, упала, ушиблась. Какое-то затвердение у нее образовалось, она и не обследовалась, думала: пустяки, – а оказалось рак, метастазы уже пошли.

И вот ее положили в Боткинскую больницу, лежит она там одна в палате да как расплачется:

– Господи! Почему же я так страдаю?

Ей явилась Божия Матерь:

– Лидия, почему ты ропщешь? Тебя никто не оставил.

Врачи ее выписали умирать. Мать прибегает в Лавру:

– Ее бы пособоровать, – умоляет, – причастить.

Привезли ее, мы закрылись в Михеевском храме и при свечах, не включая света, так и пособоровали дочку. Трижды она причастилась – и исцелилась!

Закрылись в Михеевском храме и при свечах, не включая света, пособоровали дочку. Трижды она причастилась – и исцелилась!

– Кто тебя исцелил? – спрашивали коллеги да врачи.

– Господь. Причащение меня исцелило.

У кого просить прощения вероотступникам

Или вот еще случай: Хрущев ехал как-то в Закарпатье, а там много каплычек таких – часовенок, он притормозил: «Что это там такое?!» – уставились все туда, куда он смотрит… А там кресты на закрытых уже храмах. Рассвирепел: «Когда буду возвращаться, чтобы их уже не было».

Одна женщина участвовала в снятии крестов да спустя какое-то время и оглохла, дар речи потеряла. Это Господь – Создатель, а отвергающиеся Его сами себя, детей своих, род свой человекоубийце искони (Ин. 8: 44) под власть отдают, на болезни, небытие обрекая. Лет 10 так промучилась, бедолага, а потом ей подсказали, что открыт уже доступ к мощам преподобного Сергия:

– Езжай, прощения попроси.

– ?

– Он же – Игумен Земли Русской.

Она и поехала. Приложилась и прямо здесь же, в Троицком соборе, заговорила вдруг. Тут же и исповедалась. Много таких примеров.

Благодать Божия не оскудевает. Действует и в наши времена. Церковь наша Святая, Православная ни на йоту не отступила от православных догматов. При советской власти тут всякие экуменические встречи пытались продвигать.

– Но это игра с огнем, – как говорил нам отец Кирилл (Павлов), последователь аввы Сергия. – Никогда не прикасайтесь к этому!

Преподобный Сергий как был наш покровитель, так им и остается. А дальше уже от нас зависит, чтобы мы были верны ему – да тому переданному им со всеми отцами святыми нам духу Православия.

Профотбор и дислокация от Преподобного

У меня как-то еще в 1970-е годы исповедовались два брата-близнеца. Родом из Казани. Один решил монашество принять, а другой – жениться. Тот, кто монахом вознамерился было стать, видит видение: идут семинаристы точно 1 сентября – по два, по два, по два, – и так бодро спускаются по ступенькам академии и через весь двор шагают по-курсантски в Троицкий собор к мощам Преподобного… Подходят, прикладываются ритмично, и этот хлопец решил было подойти вместе с ними, уже втесался и… Вдруг видит еще из-за спин делающих земные поклоны собратьев, что преподобный Сергий сидит на раке… Не лежит в ней, а прямо сидит на бортике и так же по-молодецки, весело и почти задорно благословляет каждого. И вот этот студент, еле дыша, встал в рост после земного поклона перед Преподобным, а батюшка, точно дождавшись его, ему и говорит:

Вдруг видит: преподобный Сергий… сидит на раке. И по-молодецки, весело благословляет

– Ты не от этого стада.

Так всё и получилось, он после женился. А его брат, который как раз таки и засматривался на девчонок с регентского да иконописного, в итоге монахом стал – но тоже не здесь у нас, а там, у себя в Казани. Так что Преподобный сам всех командирует и распределяет по постам.

Известно же, как и отец Кирилл (Павлов) прикладывался к мощам батюшки Сергия и задержался, не может голову поднять, будто примагниченный, и слышит отчетливо так:

– Никуда тебя не отпущу…

«За благодатью бегать надо»

Мы, как поступили в семинарию, в город уже не выходили. Только если в исключительных каких случаях кого благословят. Специально шли к инспектору семинарии отпроситься.

Старчик Феодорит (Воробьев), архимандрит Серафим (Шинкарев), отец Петр (Семеновых; в схиме Серафим) как зашли в Лавру, так из нее и не выходили – никогда ни в какие отпуски не ездили. Их потом уже только на кладбище вывезли. А так они не покидали лаврских стен.

Всё зависит от человека: кто как будет молиться, стараться, подражать предшественникам. Преемственность все равно сохраняется.

Вот уже непосредственные наши предтечи – тот же отец Кирилл (Павлов), хотя он и в отпуск в Крым подлечиться, пока еще окончательно на более чем десятилетие не слег, ездил; а семинаристом, говорят, по воскресеньям вообще все службы, которые служились в городе Загорске, старался посетить: раннюю в Лавре, потом бежит в Ильинский городской храм, там у него духовник был отец Тихон (Пелих), потом на поздней опять в Лавре – за благодатью-то, как говорило то поколение, бегать надо.

Хотя, может быть, поэтому его Преподобный и притянул к себе: «Никуда тебя не отпущу!» Но ведь таких-то слов от Начальника русских монашествующих еще сподобиться надо.

Как научиться ничего не бояться?

Если бы только люди старались жить по-Божиему – вот как отец Кирилл нашел Евангелие на войне и не расставался уже с ним, постоянно читал, жил по написанному и ничего уже не боялся. Господь таких не оставит!

А война же и сейчас жесточайшая ведется, особенно против семьи, – просто на уничтожение населения. Интернет, как болото какое-то, затягивает молодежь. Ладно если бы постольку поскольку по учебе пользовались компьютерами, а если они там пропадать начинают… Матерям бы молиться, да они сами – у телевизоров…

А сколько у нас святых: и преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, и Оптинские старцы, и святые праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв, святые благоверные князи Александр Невский и Даниил Московский… – много-много святых. Ты только взмолись!

Господь близко. Матерь Божия близко. Все святые тут же – рядом!

Сколько у нас мощей обретено! Как богоборцы ни изгалялись, а всё Господь возвращает на круги своя. И знамения происходят, и чудеса. Это просто современные люди слишком рационалистичны стали, всё вопрошают: а почему сейчас, как в первохристианские времена, чудес нет? Да есть чудеса! – только сердца должны быть открыты Истине.

Да есть чудеса! – только сердца должны быть открыты Истине

Помню, как Афганская война началась, а потом и военные действия на Кавказе разворачиваться стали, столько к нам сюда народу шло: военные, генералы, офицеры, ребята-призывники. Их матери, жены с дочерями, сыновьями маленькими, невесты. Постоянно молебны служили один за другим. Вот тут-то уж соборная молитва, пусть и не устная пением, но сердечная точно ощутима была. Благословляли воинов перед отправкой в «горячие точки». Кто-то и крестился у нас здесь. А потом выжившие и брать благословение на венчание приходили, на крещение уже новорожденных младенцев.

Бывало так, что взводом придут, а потом весь этот взвод из Чечни полным составом живыми возвращались – это явное чудо Господь по молитвам преподобного Сергия являл. Потому что в других взводах потери были часто огромными.

Братская единая семья

Все мы, братия, молимся преподобному Сергию. Без его благословения ничего здесь в Лавре не делается нами. Ежедневно по будням утром служим братский молебен, в течение дня и по воскресным дням молебны с акафистом Преподобному. Постоянно прикладываемся к мощам, просим, молим – непрестанно ощущаем благодать, его присутствие, участие.

Постоянно прикладываемся к мощам Преподобного, просим, молим – и непрестанно ощущаем благодать, его присутствие

У нас всегда была такая братская единая семья. Брат брата всегда поддержит. Каждый пытается духовно усовершенствоваться, чтобы и другим всегда быть готовым послужить. Такими и наши непосредственные предшественники были. Архимандрит Кирилл (Павлов) – подвижник, страдалец какой. Он же тысячи и тысячи людей спас, к вере обратил. Вот уж кто даже во всех скорбях своих – многи скорби праведному (Пс. 33: 20) – уже здесь, на земле, жил как на Небе. Так и братии напоминал всегда: «Вы как в раю». Исповедникам из мирян: «Добрым людям – добрый вечер».

А отец Наум (Байбородин) – он из среды научной интеллигенции, к нему потом постоянно ученые приезжали, он умел с ними на их научном языке о вере, о нравственности говорить. Способствовал открытию многих обителей по всей возрождаемой как раз таки России.

И ныне здравствующий отец Варфоломей (Калугин) – преемственный духовник, он 9 лет в Иерусалиме в Миссии подвизался. Да много замечательных отцов. Братство Сергиево попечением нашего преподобного аввы не оскудевает.

Не перестаю и паломникам говорить: нужно молиться, не надо бояться никаких кризисов, эпидемий. Господь с нами. Если мы верны Богу, вере православной и Церкви – Господь до скончания века пребудет с нами (см.: Мф. 28: 20).

Лавра веками стоит и будет стоять до Второго Пришествия Христова. Господь не оставит нас.

Пыльная работенка

Монашество – это идеал Православия, – если вернуться к вашему первому вопросу. В миру он труднодостижим. Спасения везде, конечно, можно достичь. Но в монашество идут те, кто желает совершенства.

У одного старца спросили:

– Что такое монашество?

Он снял скуфейку, вытоптал ее в пыли…

– Вот это монашество!

На Афоне только опытные старцы-духовники исповедуют. У нас же уйма народу – так и при советской власти было, так и сейчас. Так что у нас и молодых к аналою ставят. Меня в 1972 году, как только рукоположили в иеромонахи, так сразу уже на исповедь богомольцев и назначали.

Раньше-то люди каялись – ты на исповедь как на крыльях летел! Такая благодать преизобилующая (см.: Рим. 5: 20). И грехи серьезные, а люди каялись! А сейчас судятся все со всеми. Так что быстро тебя, точно мешком пыли, пришибут.

Сколько через меня народу прошло, да и семинаристов я уже сотни, а то и более тысячи исповедовал – сейчас они уже священниками хотя бы раз в год стараются сюда на исповедь приехать. А так по всему миру служат – особенно много знаю тех, кто на Украине, я и сам оттуда, но кого-то и в Белоруссию призвали, иных в Германию, по России всюду разъехались. И везде, говорят, сейчас всё то же самое – золотой телец. Все «в работе», деньги зарабатывают – а больше ничего точно и не нужно уже?!

Разнос от мамы

Но ищущих окормления Промысл Божий и сегодня приводит в монастыри. На приходах бывают батюшки перегружены – там не до подробных исповедей. А в Лавре, например, как и в некоторых других мужских обителях, уже все-таки много отцов в сане.

У нас и у мощей преподобного Сергия можно помолиться о даре покаяния, исповедания своих грехов. И поговеть, пожив в лаврских гостиницах или в странноприимном доме, и поисповедоваться обстоятельно, посоветоваться с духовниками. Литературу себе духовную подобрать.

Я помню, был еще молодым, зашел в келью к одному старенькому монаху, а у него там на полке … – и святитель Иоанн Златоуст, и святитель Василий Великий, и еще отцы-отцы-отцы святые… Я так и замер. А потом и у меня уже своя святоотеческая библиотечка собралась.

Мама как-то переступила порог моей кельи – она не так уж давно почила, до 90 лет дожила, – и вот взгляд ее упирается… Я приосанился. У меня там мой заветный шкафчик с книжечками духовными на самом видном месте стоит…

– Отец Илия, побойся Бога! – вдруг выпалила она. – Раздавай людям, пусть читают!! Что они у тебя тут пылятся?!

Это было где-то в 1980-х годах. А сама она вообще еще по юности из тех времен, когда духовных книг совсем не достать было. Вот они и привыкли, то поколение, из рук в руки всё передавать. Я и сам еще помню, как вручную Евангелия, молитвословы переписывали.

У меня родители в 1935 году пешком шли 65 км – у нас там тогда в Винницкой области один единственный храм действующий оставался, – и вот они пошагали этим крестным ходом, обвенчались там, обратно столько же прошли, а через неделю до них весть долетела, что и этот последний храм власть закрыла. Успели за благодатью добежать!

Потом уже и в наши дни у нас в Лавре отец Кирилл (Павлов) знакомым машинисткам давал «Лавсаик», «Лествицу», другие святоотеческие книги перепечатывать. Не от руки, так уже на пишущих машинках, а потом и ксероксы пошли, – так и множили поначалу святоотеческое наследие. Такие самиздатовские экземпляры и между братией ходили, и богомольцы их увозили с собой. А сейчас сколько книг духовных печатается. Читайте, научайтесь, живите словесами Божиими!

Подготовила Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Татьяна   24 апреля 2021, 12:04
Отцу Илие доброго здравия! Его молитвами Господь и мой жизненный путь исправил. Лавра для меня место духовного притяжения. А преподобный Сергий - неизменный молитвенник и советник! Всей братии многая и благая лета!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить