Литургия Преждеосвященных Даров

Совершение Литургии Преждеосвященных Даров является важной особенностью Великого поста.

Когда служится?

Эта Литургия совершается по средам и пятницам Великого поста, а также в дни памяти чтимых святых, например 40 мучеников Севастийских, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а также в четверг 5-й седмицы Великого поста из-за чтения Великого канона преподобного Андрея Критского. Кроме того в первые три дня Страстной седмицы также служится Литургия Преждеосвященных Даров.

Зачем служится?

В будние дни Великого поста (за исключением праздника Благовещения) не совершается полная Божественная Литургия, во время которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Однако для того, чтобы дать людям возможность причаститься среди недели, Церковь установила специальный чин, на котором можно причаститься заранее освященными Святыми Дарами. Таким образом, в Литургии Преждеосвященных Даров отсутствует самая главная часть Божественной Литургии – Анафора (Евхаристическая молитва), во время которой священник призывает Святой Дух сойти и освятить хлеб и вино, претворив их в Тело и Кровь Иисуса Христа.

Для понимания необходимости появления Литургии Преждеосвященных Даров важно помнить о практике частого причащения Святых Христовых Таин, которая, безусловно, была присуща древним христианам. В противном случае необходимость подобного чина отсутствовала бы.

Литургия Преждеосвященных Даров связана с практикой частого причащения

Первые свидетельства о подобной службе встречаются в VII веке. Однако возникновение ее связано непосредственно с распространением в IV веке практики соблюдения Великого поста. Во время него христиане любили приходить в храм на огласительные беседы, которые проводились для тех, кто собирался креститься. Соответственно в конце нужно было причаститься, а так как совершение полной Литургии было запрещено канонами, то появилась такая практика Причастия специально заготовленными заранее Святыми Дарами. Кроме того, у древних христиан, а особенно у монахов, существовала практика брать с собой Причастие домой или в келью и причащаться там в течение недели (с этим связана служба изобразительных), что также стало возможной причиной появления чина Литургии Преждеосвященных Даров.

Кто автор?

Кто доподлинно автор данной Литургии, неизвестно. Древние рукописи не дают нам об этом информации. Однако с XII века существуют разные атрибуции. Авторами Литургии Преждеосвященных Даров в разное время называли: святителя Германа Константинопольского, святителя Епифания Кипрского, святителя Григория Великого, а также в некоторых местах встречается приписывание святителям Григорию Богослову и Василию Великому. С XVI века Литургия приписывается святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому. Именно ему читают тропарь после Литургии и поминают его на отпусте. Однако в настоящее время атрибуция ему Литургии Преждеосвященных Даров отвергается.

Как совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

На последней полной Литургии (обычно в воскресенье) священник приготавливает и освящает не один Хлеб (Агнец), а несколько (в зависимости от того, сколько Преждеосвященных Литургий будет на неделе. Эти Агнцы переносятся во время великого входа на престол, над ними читается молитва, их все вместе возносят на «Святая святым», после чего священник напояет их Кровью Христовой и кладет либо на дискос, либо в специальный ящичек (дарохранительницу), где они и хранятся до момента совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

В сам день сначала совершаются уставные великопостные службы (утреня, часы, изобразительны). Иногда утреня и первый час совершаются с вечера, так что перед Литургией совершаются третий, шестой, девятый часы и изобразительны.

Сама Литургия соединяется с вечерней, которая должна начинаться, согласно уставу, в 14–15 часов дня, однако так как нынешний ритм жизни не позволяет людям прийти в это время в храм, то она служится с утра после изобразительных, либо, как, например, иногда в Сретенском монастыре и некоторых других храмах, вечером.

Священник облачается так же, как и на полную Литургию, и начинает службу тем же возгласом: «Благословенно Царство». После этого читается предначинательный 103-й псалом вечерни, во время которого священник на амвоне читает светильничные молитвы. После этого произносится мирная ектения, за которой следует чтение кафизмы. Чаще всего это 18-я кафизма «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах». Она делится на три части («Славы»), между которыми произносится малая ектения. Во время первой части за закрытыми царскими вратами священник кладет поклоны и перекладывает Агнец из хранилища на дискос. Во время второй части он также кладет поклоны и кадит три раза престол, на котором находится Агнец. Во время третьей части все становятся на колени и склоняются ниц, а священник переносит Агнец на жертвенник, на котором вливает в Чашу вино, а затем покрывает Чашу и дискос, на котором лежит Агнец, покровцами и «воздухом».

Затем исполняются вечерние псалмы «Господи, воззвах» (140, 141, 129 и 116) либо отдельные их стихи и припеваются стихиры из Триоди или Минеи, посвященные посту и святому, чья память совершается на следующий день. Однако если на этот день приходится память чтимого святого, то поются стихиры святому, чья память совершалась утром. В конце совершается вход с кадилом, а если читается Евангелие, то с Евангелием. После возгласа священника «Премудрость, прости» чтец произносит первый прокимен и читаются две паремии (т.е. чтения из Священного Писания). В основном в Великий пост читаются отрывки из книги Бытия и Притч, иногда добавляются и другие отрывки, посвященные празднику. Обычай читать на каждой вечерне Великого поста отрывки из Ветхого Завета связан с тем, что в это время особенно готовились к Крещению оглашенные, они слушали Священное Писание и беседы, на которые приходили и уже крещенные.

Отрывки из Ветхого Завета читаются потому, что в это время особенно готовились к Крещению оглашенные

После первой паремии произносится второй прокимен, после чего диакон возглашает: «Повелите!», все становятся на колени, а священник берет в руки кадило и свечу, оборачивается лицом к народу и показывает их народу со словами «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех!». Этот возглас также связан, во-первых, с вечерним совершением этой службы, внесением светильника, а во-вторых, с тем же самым присутствием оглашенных. Ведь Крещение по-другому называется «Просвещением», таким образом, этот возглас указывал на то, что скоро и этих людей осветит свет Господа через Таинство Крещения.

После второй паремии исполняется древний прокимен (стихи 140-го псалма) «Да исправится молитва моя». Во время него все по традиции становятся на колени, а священник кадит престол и жертвенник со Святыми Дарами. Этот прокимен обычно поют либо канонарх (один певец), либо трио, либо хор. На него писали свои композиции, которые и сейчас часто поются в храмах, такие композиторы, как Д. Бортнянский, протоиерей П. Турчанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и другие. В настоящее время это очень торжественный и трогательный момент Литургии Преждеосвященных Даров.

После этого кладутся три поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Если совершается праздник, то читаются отрывки из Апостола и Евангелия, а на Страстной седмице читается только Евангелие. Затем произносится сугубая ектения, а также ектения об оглашенных, после которой в древности они должны были покинуть храм. Во второй половине поста добавляется еще ектения «о готовящихся к Святому Просвещению», то есть о тех, кто собирался принимать Крещение на эту Пасху или в Лазареву субботу, потому что некоторые оглашаемые могли быть таковыми в течение нескольких лет. После этого и они должны были покинуть храм. Оставались только верные, то есть крещеные, поэтому и произносятся две ектении о верных.

Наконец начинается перенесение Святых Даров с жертвенника на престол (великий вход). Священник берет дискос и Чашу и несет их через солею на престол. Диакон идет перед ним с кадилом и свечой, а весь народ опускается на колени и склоняется ниц. Во время этого входа хор поет особую песнь:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

В переводе она звучит так:

«Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается. С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!»

После поставления Святых Даров на престол кладутся три поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина. В тех храмах, где врата закрываются в этот момент, завеса задергивается лишь наполовину как символ того, что эта Литургия не полная. Диакон произносит просительную ектению, и поется молитва «Отче наш». То есть мы видим, что главная часть Литургии – Анафора (Евхаристический канон) опущена, и сразу после великого входа мы уже готовимся ко Причастию.

Сразу после великого входа мы уже готовимся ко Причастию

Наконец после ряда возгласов священник произносит: «Преждеосвященная Святая святым» – то есть что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются нам, святым по призванию.

Затем причащаются священники и диаконы, приготовляются Дары для Причастия, после чего выносится Чаша и совершается причащение всех людей. Завершается Литургия Преждеосвященных Даров, как и обычная Литургия, только вместо обычной заамвонной молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи» читается особая молитва «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый», в которой мы просим Господа совершить нам подвиг поста и поклониться Святому Воскресению Христову.

Почему не причащают младенцев?

Данная практика сложилась в русских приходах в связи с богословской дискуссией на тему того, становится ли Кровью вливаемое в Чашу вино или нет. У греков еще с древних времен считается, что в силу отсутствия Евхаристической молитвы освящение и претворение вина в Кровь происходит через соприкосновение Тела с вином в момент вложения его в Чашу. На Руси же, из-за критики католических богословов, после митрополита Киевского Петра (Могилы) стали считать, что претворения вина в Кровь не происходит. В настоящее время и в среде православных священников происходят дискуссии по этому поводу. Однако мы не ставим здесь цель подробно рассматривать аргументы обеих сторон.

***

Литургия Преждеосвященных Даров является неотъемлемой частью богослужений Великого поста. Не побывав на ней, нельзя до конца прочувствовать покаянное и особенное время Святой Четыредесятницы.

Серафим Алпатов 23 марта 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить