Лучший подарок на Рождество

Братья и сестры, в раю Бог был для человека примером для подражания, и человек жил в соответствии с этим. Однако через грехопадение он утратил непосредственное созерцание Лика Божия: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3: 8). И испугался человек, что умрет, если увидит своего Создателя. В Книге Судей мы читаем, что Маной сказал своей жене: «Верно мы умрем, ибо видели мы Бога» (Суд. 13: 22).

Фото 1 - 2025-01-06T193905.163.jpg

Когда Христос смиренно принял человеческую природу от Пресвятой Девы, Он приблизился к людям, открыв миру через Свое самоуничижение Лик Божий. Христос стал неописуемым даром Бога всему человечеству, ибо Он дал возможность человеку снова увидеть Лик Божий через Себя. Мы помним, как Он сказал апостолу Филиппу: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца"?» (Ин. 14: 9). В смирении Своей человеческой природы Христос жил без малейшего греха, явив славу, совершенство и праведность Отца, а также Его любовь, через которую «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2: 11). Тем самым Христос оправдал Бога Отца перед человеком: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

Христос – это дар Бога человеку и дар человека Богу. Но Христос есть также совершенный дар каждого человека своему ближнему. Христос является лучшим плодом, лучшим даром всего человечества Богу Отцу. Облекшись в человеческую природу и исполняя заповеди Божии, Он явил всем нам пример безгрешной жизни. Его добродетель покрыла все небеса и всю землю: «Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи. Покры небеса добродетель его, и хваления его исполн земля» (Авм. 3: 3). Он подтвердил истинность слов пророка Давида, который сказал о Нем: «Красен добротою паче сынов человеческих» (Пс. 44: 3). Он показал такое совершенство жизни, что Бог возрадовался, увидев человека таким, каким тот и был создан изначально. Поэтому после пребывания Христа с нами Бог посадил Его по правую руку от Себя: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1: 3).

Христос – это дар Бога человеку и дар человека Богу

Христос также оправдал человека перед Богом, потому что во Христе мы видим такую Личность, такого человека, на котором было благоволение Отца: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17); «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3: 22). И излил Бог на землю дары Святого Духа во Святую Пятидесятницу, свидетельствуя о примирении с Ним людей: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4: 8).

2 (42).jpg
М. Врубель. Фреска «Сошествие Святого Духа», 1885 г.

Во Христе у человека есть величайший пример для подражания. Если он следует по Его стопам, он становится подобным Ему. Тогда он принимается Отцом и получает благодать усыновления, и причисляется «к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12: 23). Если человек становится таким, каким показал Христос, Бог принимает его как сына и наследника, чтобы вечно царствовать с ним. Когда мы соединяемся со Христом, Бог Отец принимает нас всех в Своей славе. Мы видим, что Христос оправдывает Бога перед человеком, доказывая Божию бесконечную любовь к миру даже до Своей крестной смерти. Он также оправдывает человека перед Богом, доказывая Богу, что человек может быть подобен Ему. И из-за этого двойного акта оправдания человек никогда не может обвинять Бога ни в чем, ибо Он остается вечно благим.

Однако, прежде всего, для нас важно сказать, что Христос – это дар каждого человека своим ближним. В рождественские дни мы привыкли дарить друг другу подарки, но на самом деле это лишь тень того, что мы должны дарить друг другу. Величайший дар, который мы можем предложить нашим ближним, – это Сам Христос, Он есть Дар даров. Мы предлагаем нашим ближним то, что имеем. И если это Христос, царствующий в наших сердцах, ты мы предлагаем ближним Его. Как сказал апостол Петр больному: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3: 6). Нет ничего большего, ничего более высшего, чем нести в своем сердце Христа и только Его, и предлагать Его окружающим. Когда Господь поселяется в сердце человека и человек несет Его Дух, уже сам человек становится даром всему миру и своим собратьям. Его присутствие среди людей становится благотворным, а его служение ближним осуществляется смиренно и без лишних слов. 

Когда Господь поселяется в сердце человека, уже сам человек становится даром всему миру

Христос есть совершенная любовь Отца. Когда Христос почивает в сердце человека, тогда все его дела излучают эту любовь и человек передает своим ближним святость этой любви. Такое служение ближним важно для вечности. Если человек имеет Христа в себе, через свой смиренный пример, сам того не подозревая, он становится живым Евангелием для других. Таковой, как зеркало, отражает Христа, и другие через него приходят к познанию Бога. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), – говорит Господь. Когда мы становимся христоносцами, мы помогаем нашим ближним на их собственном пути ко спасению и облегчаем их бремена, подавая им добрый пример. Ибо своей жизнью мы свидетельствуем о Том, Кого мы обрели в наших сердцах. И тогда в каждом контакте с нашими братьями мы передаем им жизнь и сообщаем им благоухание Христово, становясь соработниками Бога для их возрождения. 

Если мы становимся носителями Его слова, благодати и искупительной радости спасения, мы становимся примером и для наших ближних в добрых делах любви, как учит апостол Павел: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10: 24). Тогда и в нашей речи звучат слова, приправленные благодатью: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29). Когда Христос пребывает в нашем сердце, все, что мы делаем, говорим и думаем о наших ближних, несет в себе отпечаток любви, то есть той полноты любви Божией, воплощение которой мы и празднуем в Рождество. Если мы принимаем Христа и верим в Него, мы становимся даром друг для друга и Его чадами: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12). В сем состоит наше христианское призвание. 

Фото 3 - 2025-01-06T193909.366.jpg

Когда мы исполняем закон Христов, мы любим Бога всем сердцем своим и любим наших ближних, как самих себя, ибо они стали нашей жизнью. Как прекрасно носить в себе жизнь Христову и излучать эту жизнь вокруг себя, передавая ее нашим ближним, становясь таким образом соработниками Божиими: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3: 9)! Тогда мы осознаем в себе то великое предназначение, которое Господь уготовил нам в начале творения: дабы мы стали причастниками Его естества и Его славы: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1: 4). 

Неосязаемое и невидимое Слово Божие стало ощутимым в Его творении: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь» (Пс. 18: 2). Когда пришла полнота времени, Он принял плоть от Пречистой Девы и стал осязаемым, как говорит апостол Иоанн: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1 Ин. 1: 1). Христос жил среди людей две тысячи лет назад, но Он также может стать осязаемым и нами. Когда мы призываем Его святое Имя, Он поселяется в наших сердцах. Он становится ощутимым и осязаемым в нашей жизни, когда Его слово обильно вселяется в нас: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3: 16). Еще Он становится осязаемым, когда мы живем по Его заповедям и вкушаем Хлеб Жизни, сошедший с небес: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6: 41). 

Христос жил среди людей две тысячи лет назад, но Он также может стать осязаемым и нами

Старец Софроний говорил, что Христос есть единственная истинная Личность. В Писании мы читаем: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам» (Исх. 3: 14). Но человек также потенциально является ипостасью и личностью, потому что он создан по образу и подобию Божию. Фактически человек создан по образу ипостасной энергии, которая исходит от Отца и сообщается человеку через Сына и в Святом Духе. Христос же есть явный образ Бога Отца, всесовершенное прорисовывание Его Сущности, единственный истинный образ Его Личности: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1: 3). Когда верующий достигает полноты своего внутреннего человека, он становится образом того Образа Божия, который есть Христос. 

Когда Адам потерял видение Бога в Раю через грехопадение, он потерял свою истинную личность, которую ему было дано совершенствовать, соблюдая заповедь Божию. Когда Христос принял человеческое естество от Пресвятой Богородицы и явил в Себе славу Отца, Он снова дал человеку возможность увидеть, что есть Божественная Личность, дабы он мог стремиться к подражанию ей. Это видение, переданное Христом, помогает человеку не терять своего курса и жить в ипостасной перспективе. Только в общении с совершенной Ипостасью Христа, то есть в богообщении, человек может стать тем, что было задумано Богом относительно него. Старец Софроний говорил, что через действие нетварного Света в человеке расцветает дивный цветок его личности и ипостаси. В этом контексте можно понять слова Бога Иакову: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32: 28). Как пишет блаженный Августин, Израиль означает «видящий Бога», и видение Бога будет наградой для всех святых в конце времен. 

4 (31).jpg
Х. Р. Рембрандт.
«Борьба Иакова с ангелом»

Христос стал новым Адамом через Свое Воплощение и ходатайство о примирении человека с Богом Отцом. Он достиг этого, оправдав Бога перед человеком и человека перед Богом. Когда человек взращивает своего внутреннего человека, он раскрывает в себе подобие Божие и принадлежность к «царственному священству»: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9). Таковой идет «на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23) и живет свято в страхе Божием, приводя всякую тварь к Богу через свою молитву.

Каждая человеческая ипостась уникальна, как и каждая божественная Ипостась Святой Троицы. Когда человек обретает Христа, он делится с другими содержанием своей ипостаси, то есть любовью Божией. Другими словами, он становится соработником Бога, помогая и другим обрести своего внутреннего человека. Если человек освящается, он помогает другим приблизиться ко Христу. Каждый из освященных человеков Божиих ходатайствует перед Господом о спасении всех. В этом смысле мы можем понять важность заступничества святых, которые являются друзьями Божиими, и через них прославляется Бог: «Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15). Будем же и мы молитвенно общаться со святыми, с друзьями нового Адама, дабы мы «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3: 18). Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская 
 Сайт Pemptousia.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить