Любовь к ближнему открывает нам Бога

Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога
(1 Ин. 4: 7).

1. Притча о милосердном самарянине.jpg
Притча о милосердном самарянине
Невозможно человеку вернуться к Богу и встретить Его, не возвратившись прежде к ближнему своему. Именно поэтому встрече с Христом Воскресшим предшествует встреча с ближним твоим.

«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8)». «Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для познания тайны Бога» (Кол. 2: 2). «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Ин. 4: 12). «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». (Еф. 2: 20–22).

Будем ли мы с Богом, зависит от любви, любовь зависит от исполнения заповедей Божиих, главная же заповедь – любите друг друга. Таким образом наша близость к Богу напрямую зависит от того, насколько мы любим ближнего своего.

Наша близость к Богу напрямую зависит от того, насколько мы любим своего ближнего
У кого есть Благословенная Любовь, во-первых, к Богу и, во-вторых, к братьям своим во Христе, тот удостаивается чести принять Пресвятую Троицу в сердце своем.

Во многих местах Священного Писания говорится о совершенстве любви к ближнему, о любви же к Богу будто бы умалчивается. Хотя Закон и Пророки основаны на этих двух заповедях. Происходит же это потому, что возлюбивший ближнего своего должен превыше всего возлюбить саму Любовь. Но Бог – это Любовь, и «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

Вмести любовь Бога и, объяв ее, обнимешь и Самого Господа!

Любовь к Богу не заканчивается на любви к ближнему. Ближние наши – это не только друзья и родственники, но и все люди, имеющие общую с нами природу. Враги ли это, союзники ли, или люди, неравные нам по общественному положению, – все они создания одного Творца, давшего нам дыхание жизни. Все мы наслаждаемся одним небом, одним воздухом. Дни и ночи даны всем одинаково. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то справедлив, а кто-то не очень. Бог великодушен и добр ко всем.

Если любишь по-настоящему, то отношение твое к людям не зависит от настроения или мнения других. Не обращая внимания на природу человеческую, свойственную всем нам, ты любишь всех людей без исключения.

Любящий Бога не может не любить каждого человека, как самого себя. Тот, кто любит Бога, прежде возлюбил брата своего, ибо вторая любовь есть подтверждение первой. Говорящий о любви к Господу и ненавидящий брата похож на блуждающего во мраке. В любящем же Бога в ближнем своем выражение любви усиливается прямо пропорционально его приближению ко Христу.

«Представь окружность, начерченную на земле, – говорит святой Дорофей. – Предположим, что окружность – это наш мир, а центр круга – это Бог. Проведем несколько линий от края к центру, вообразив, что это дороги жизни, которым может следовать человек. В желании приблизиться к Богу святые следуют этим линиям, устремляясь к центру круга. И чем ближе становятся они к центру, тем ближе они становятся друг к другу и к Богу. Приближаясь к Богу, они приближаются к человеку. В этом сущность любви: объединяясь с ближним, мы соединяемся с Богом!»

Проявляя любовь, мы отдаем человеку то, что имеем, и то, в чем он нуждается. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25: 35).

«У меня есть кусок хлеба, у тебя нет. Если я поделюсь с тобою, то проявлю любовь. Съев весь хлеб и оставив тебя голодным, я покажу, что любовь моя к тебе ненастоящая. Есть у меня две чаши вина, у тебя нет ни одной. Поделившись с тобой, я проявлю любовь. Не поделившись, покажу, что любовь моя ложная. Если у меня полон сундук одежды, поедаемой молью, а тебе нечем прикрыть наготу твою, нет у меня любви. У тебя горе: умер отец, мать или дитя. Ты сам в недуге. Если я приду утешить тебя – любовь моя истинная. Если ты плачешь и стенаешь, а я ем, пью, танцую, пою и наслаждаюсь жизнью – это псевдолюбовь!» – учил святой Косма Этолийский.

***

Греческие отцы много писали о том, что любовь ко Христу проявляется через любовь к ближнему. Ниже приводятся высказывания на эту тему святого Космы Этолийского (1714–1779) – просветителя греческого народа в годы Османского ига – и современного богослова протоиерея Иоанна Романидиса.

Святой Косма Этолийский: «Возлюби ближнего своего – и увидишь Бога»

2. Святой равноапостольный Косма Этолийский.jpg
Святой равноапостольный Косма Этолийский
Неописуема высота, на которую возносит нас любовь. Любовь соединяет нас с Богом, покрывает грехи, все терпит, от всего оберегает. В любви нет буйства, гордости, разногласия, злобы. Любовь творит всё в спокойствии. В любви обретаются все избранники Божии, без любви ничто не угодно Богу. С любовью принимает нас Господь.

Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога
Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога. Не может быть в согласии с Богом тот, кто по причине ненависти или зависти не имеет мира с братом своим.

Если хотим называть Бога Отцом нашим, надо быть сострадательными и человеколюбивыми. Мы должны радовать братьев наших во Христе. Если же мы несострадательны, черствы и огорчаем наших братьев, отравляем их сердца тленом – не Бог наш отец, а диавол.

Если мы любим только друзей и близких, это не в радость Богу. Любим, ожидая взаимной любви от них. Мы становимся подобными Богу не творя чудеса, а возлюбив всех людей, включая и наших врагов.

Необходимо любить всех одинаково, не создавая фракции и партии. Потому что, любя кого-то больше, чем других, мы признаемся, что не для всех наша любовь настоящая. Как воспоминание о костре не может нас согреть, так и вера без любви не несет свет знания о Боге в сердце человека.

Если сотворим тысячи добрых дел, будем поститься, молиться, раздавать милостыню, кровь проливать ради любви ко Христу и если нет в нас любви к ближнему – всё зря, ничто нам не поможет, и прямая нам дорога в ад.

Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге
Не приносит столько пользы пост, сколько вреда приносит гнев. Не приносит пользы чтение Писания, если ты пренебрегаешь братом своим. Посты, бдения, изучение Священного Писания, отказ от богатства, отречение от мира – это не совершенство, а всего лишь инструменты для его достижения. С их помощью оно достигается. Бесполезны посты, бдения, бедность, чтение Священного Писания, если не преуспевать нам в любви к Богу и ближнему. Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге.

«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» (1 Кор. 12: 12).

Душа верующего – храм Господа. Будем почитать этот храм, будем украшать его приношениями и примем в храме этом Христа. Насколько лучшие богатства есть у Христа по сравнению с теми, которые видны нам! Бойся Христа на Небе и узнавай Его на земле. Неисчислимы дары Христа на Небе, неисчислимы страдания Его на земле. Здесь Он бедняк, там Он богач.

Христос умер и погребен один раз, но Он желает, чтобы ежедневно проливалось миро на ноги Его. О чем это? Христос говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Таким образом, миро проливает тот, кто помогает добром самому слабому. Миро от мучеников, от апостолов – в радость Господу нашему Иисусу Христу.

«…мы любим детей Божиих» (1 Ин. 5: 2). Что это значит? До этого Иоанн говорил о Сыне Божием, о Христе: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него». И продолжает: «Что мы любим детей Божиих…», будто бы хотел сказать: «Мы любим Сына Божиего». Сказал «детей Божиих», хотя только что говорил о Сыне Божием. Ибо «дети Божии» есть тело Сына Божиего. Христос – голова, а мы – члены. Поэтому тот, кто любит «детей Божиих», любит Сына Божиего, а кто любит Сына, любит Отца.

Если кто-то скажет: «Покажи мне Его, чтобы я Его возлюбил!», мы ответим ему словами Иоанна: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18). Но чтобы не думал человек, что не может видеть Бога, добавляет: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4: 16). Поэтому возлюби ближнего своего – и увидишь Бога.

Протоиерей Иоанн Романидис: «Заботясь о людях, мы принимаем Христа»

3. Протоиерей Иоанн Романидис.jpg
Протоиерей Иоанн Романидис
Мудрость свойственна не только Священному Писанию и трудам святых отцов, но и православным иконам, изображающим Страшный суд. То же самое происходит и с золотым светом Славы, исходящим от Иисуса Христа, окутывающим друзей Христовых. Спускаясь к низу, свет становится багряным и, оставаясь Любовью Божией, объемлет «проклятых», воспринимающих ее как силу ада. Это Слава и Любовь Христа, очищающая все грехи, прославляющая одних и ввергающая других в ад. Все будут наставлены Святым Духом «на всякую истину», то есть увидят Христа с друзьями Его во Славе. Но прославятся не все. «Кого оправдал, того и прославил» (Рим. 8: 30). Притча о бедном Лазаре на лоне Авраамовом и о богаче в страданиях предельно ясна. Богач видит, но дотянуться не может (см.: Лк. 16: 19–31).

Сколько из живущих сегодня людей не захотели бы жить во времена, когда Христос был на земле? Сидеть с Ним за одной трапезой? Но и сегодня это возможно. И сейчас мы можем пригласить Его к нашему столу, да и к тому же с наибольшим прибытком. Потому что многие из тех, кто трапезничал с Ним, впоследствии сгинули (Иуда Искариот и ему подобные). Сегодня же каждый, пригласивший Его в свой дом и предложивший обед и крышу над головой, будет благословлен.

Никто не должен говорить, что благословенны те, кто сподобился радости принимать Христа в доме своем. Не должны мы жалеть и страдать, что не родились в то время, ибо не лишены мы благословления. [Христос говорит]: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). И продолжает: «Истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13: 20). И: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9: 37).

Каждый, кто принимает «братьев меньших» во имя Христа, принимает Самого Христа.

Кто кланяется в ноги братьям, тот прикасается ко Христу
Кто кланяется в ноги братьям, тот прикасается ко Христу. Если кто-то проливает слезы, Христос страдает и возносит о нем молитвы Отцу Своему.

Авраам, оказывая гостеприимство странникам, принимал и заботился о Самом Боге. Лот принял Ангелов. И мы, заботясь о людях, примем Христа.

Монахи, точно знавшие, что для встречи со Христом нужно с любовью относиться к ближнему, когда их спрашивали, как им удается с такой готовностью служить людям, отвечали: «Не человеку работаем, но Богу». Также говорили: «Увидев идущих братьев, поклонись им. Не им кланяешься, а Богу. Увидел брата своего по естеству – увидел Бога».

Действительно, только так мы сможем встретиться с Воскресшим Христом. Очень часто христиане, встречая людей сомневающихся или даже отрицающих Воскресение Христа, начинают бомбить их диалектической пиротехникой, не подозревая, что речь их воспринимается как «медь звенящая». Не подозревают, что Христос Воскресший, как мы Его пытаемся изобразить, является достойной жалости вымышленной фигурой, результатом детской фантазии, грустным изображением. Всё это потому, что настоящего Христа мы не видели. И не видели по причине того, что не удосужились заглянуть поглубже в глаза ближнего своего. Наши умственные построения – это явное подтверждение того, что Христа мы не встречали. Если бы мы Его видели хоть раз, то встретили бы Его снова и в глазах неверующего, и в глазах сомневающегося. Перестали бы видеть в них врага, которого нужно уничтожить, а просто бы обратились к ним, как Серафим Саровский: «Радость моя!» И тогда бы они ощутили, что мы видим Воскресшего Христа, и увидели бы Его сами!

 

Перевел с новогреческого Константин Митин
agiameteora-friends.net
Из книги протоиерея Филофея Фароса «
Πριν και μετά το Πάσχα»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить