Любовь приобретается путем насилия над собой

Главный завет Апостола любви

В сознании христиан всех времен и народов рядом с Божественным образом Спасителя стоит и образ ученика, «которого любил Иисус», – апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На первый взгляд он не производит такого сильного и неотразимого впечатления, как другие апостолы. Он не изображается с ключами от Царствия Божиего, как апостол Петр; он уступает во многом и апостолу языков Павлу. Иоанн не испытал столько внешних скорбей и страданий. Он не проходил со словом благовестия от Иерусалима до Иллирика и Рима. Не он первый насадил христианство в таких многолюдных языческих центрах, как Антиохия, Эфес, Афины, Коринф и Рим. Может быть, он не основал даже ни одной Церкви, и ни один народ не считает его таким благовестником, который бы первым пришел к ним с проповедью Евангелия. Апостол Иоанн не блещет внешнею деятельностью. В этом отношении он уступает не только апостолам, но даже диаконам первохристианской Церкви. Изучая его жизнь, мы не найдем в ней ни одного бурного периода, ни одного неожиданного и быстрого перелома. Апостол жил ровно, тихо и покойно, постепенно восходя с одной ступени совершенства на другую. Как свет от восходящего солнца не сразу рассеивает обычную тьму, так и духовные силы Иоанна раскрывались постепенно.

Картинка.png
Но если жизнь апостола Иоанна не богата была внешней деятельностью, то богата с другой стороны. Он так же велик, как и прочие апостолы, но велик в ином отношении. Это единственная в своем роде христианская душа, святая, безгранично великая, достойная удивления, полная неотразимо мощного обаяния, неземной духовной мудрости, перед которой невольно благоговеешь. Его родной стихией был горний мир, царство бесконечной Истины и Любви. Его взор постоянно был устремлен туда, где стоит Престол этой Истины. Всю свою жизнь он стремился проникнуть сквозь ту завесу, которой отделяется земля от неба, и видеть там жизнь не только небожителей, но и Самого Бога. И желание его было непреклонно. Апостола Иоанна никогда не соблазняла внешняя блестящая, громкая и шумная деятельность, для него не существовало никаких соблазнов мира сего (см.: 1 Ин. 2: 15–16). Самые тяжелые гонения не могли отвлечь его от горнего мира. Его взор проникал далеко, за ту внутреннюю завесу, которой человек отделен от Бога. Никто не выразил нам Божественную славу более приличным словом, чем апостол Иоанн. Недаром его символом является орел. Апостол вознесся превыше облаков, превыше сил небесных, обрел Слово и зрел Его у Бога.

Его взор постоянно был устремлен туда, где стоит Престол Истины
Как небожитель, созерцал апостол и жизнь миллионов людей, которые суетятся с раннего утра до поздней ночи. В Евангелии и посланиях он показал нам, в чем должна заключаться святая, бесконечная и бессмертная жизнь, как еще здесь, на земле, можно стать дорогим чадом Божиим. Он раскрывает нам закон благодатной жизни, таинственное общение с Богом и Церкви земной с Церковью Небесной. Он раскрывает и историю жизни людей, до последнего дня, когда исполнится мера долготерпения Божия и вместо этого мира будет новое небо и новая земля. Истины, раскрытые апостолом, так привлекательны, что с их обаянием не могут сравниться никакие чарующие звуки музыки, никакие чудные картины, ничто самое дорогое и хорошее, чем хвалится и гордится этот мiр.

Любовь Божия, присущая всем апостолам и святым, которая должна быть присуща и каждому христианину, в полной мере проявилась в апостоле Иоанне Богослове. Как же нам стяжать, обрести, взрастить в себе любовь Божию?

Как узнать, что мы любим Бога? Если мы любим ближнего, значит, мы любим Бога. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, – говорит Иоанн Богослов, – ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4: 20).

Нужно развивать в себе качество любви. С каждым человеком, даже с грубым, даже с обижающим нас, нужно обращаться ласково, спокойно, стараться любовью растворить каждое слово. Особенно нужно любить врагов, своих обидчиков, прощать им, молиться за них, делать им добро. К этому призывает нас Господь: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5: 44). Любовь к врагам – это главное, что отличает христианина от всех остальных людей.

Совершенствование любви начинается с очищения души от страстей, с приобретения терпения, смирения
Совершенствование любви начинается с очищения души от страстей, с приобретения терпения, смирения и других добродетелей. Нужно бороться с самолюбием, с поставлением себя в центр мира, с эгоизмом.

Праведный Алексий Мечёв пишет: «Любовь приобретается путем работы над собой, путем насилия над собой и путем молитвы… Посылает Господь какого-нибудь человека, надо отнестись к нему внимательно, подойти к нему, войти в его положение, посвятить ему уголок своего сердца. Так постепенно все новые и новые люди будут входить в наше сердце, и наше сердце будет все расширяться и расширяться. Мы должны подражать любви Божией».

Случай сделать добро кому-нибудь есть милость Божия к нам. Поэтому нужно стремиться всей душой послужить другим.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви».

Путь стяжания любви – это приобщение себя к жертве. Надо учиться жертвовать
«Путь стяжания любви к Богу – это приобщение себя к жертве» (епископ Вениамин (Милов)). Нужно учиться жертвовать своим временем, отдавая его молитве; жертвовать силами, не жалея их при молитве, при служении ближним; жертвовать привычкой сладко и досыта поесть; жертвовать развлечениями, комфортом, приучая себя к скудости. От ежедневных жертв Богу будет возрастать и любовь.

Всякая наша любовь питается впечатлениями от любимого объекта (мира или людей). Размышления о Боге, молитва, чтение Священного Писания, житий святых, писаний отцов – пища, питающая нашу любовь к Богу.

Любовь Божия приобретается не сразу. Много времени и труда уйдет на ее приобретение.

Основное свойство любви – творить добро. Нужно стремиться, торопиться делать добро, пока мы еще живы, пока у нас еще есть время и возможность. Очень много людей нуждается в нашей помощи: физической силе, добром совете, в утешении, в знаках внимания и сочувствия. Нужно делать как можно больше добрых дел всем без разбора, с кем столкнет нас Промысл Божий.

Как бы ни было мало и незначительно наше доброе дело, оно – то сокровище, которое пойдет с нами в Царство Небесное, которое сможет перевесить весы Страшного суда в сторону вечного блаженства.

К последним дням мира по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24: 12), – говорит Господь. Но до последних дней сохранится на земле Святая Церковь, и в ней, как в драгоценном сосуде, сохранится Дух Божий, любовь Божия в сердцах людей – чад Божиих. И мы, приближающиеся к этим грядущим временам, да научимся от великого пламенного апостола любви, сына громова, любви Божией.

Бог молитвами святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова да помилует и спасет всех нас!

Христос Воскресе!

    

 

Использованная литература:
Евдоким, епископ. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды.
Савва, схиигумен. Опыт построения истинного созерцания.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить