Монастырь без стен

На службе очень тихо, спокойно, здесь нет сотен паломников, они почему-то не едут сюда, чтобы помолиться, чтобы побыть наедине с Богом и с собой, ненадолго остановить суетный бег. Мы в Николо-Бавыкинском монастыре, что в Сараевском районе Рязанской области.

Изображение из iOS (2).jpg

Место с солидной историей. Официальная дата основания – 1879 год. Однако почти весь ХХ век обитель простояла полуразрушенной. В борьбе советской власти с религией не устоял главный собор монастыря – Никольский, а в уцелевших монашеских кельях размещались то оружейные склады, то школа для слепых, то профтехучилище… В конце прошлого столетия здания и вовсе перестали использовать. И красивейший архитектурный ансамбль постепенно утратил былую красоту.

Монастырь невозможно не заметить – он расположен на горе, на окраине леса. Огромную, стройную, хотя и лишившуюся верхнего яруса, из красного кирпича колокольню видно из нескольких окрестных сел – из Можар, Сысоев, Паник… привлекает она внимание автомобилистов на трассе Сапожок – Сараи.

Для местных жителей эта колокольня как ориентир, символ… для одних – символ веры, для других, в том числе для меня, – счастливого деревенского детства, а для моих бабушек – символ молодости и дружбы.

Для местных жителей эта колокольня – символ… веры, счастливого деревенского детства, молодости и дружбы

Но обо всем по порядку. Историю обители расскажем вместе с его нынешним настоятелем, человеком, которому предстоит большая работа по восстановлению святыни, отцом Павлом (Удовенко).

– Есть желание, чтобы все приходящие сюда люди помнили, что это не просто красивое, но и святое место, где молились подвижники, исповедники, мученицы, где люди страдали за веру, за правду, – говорит игумен Павел, который вот уже несколько лет восстанавливает монастырь.

Изображение из iOS (2).jpg

Святой источник

На левом берегу реки Пара растянулось на восемь километров село Большие Можары, на противоположном, правом, – большой хвойный лес с необычным рельефом: много в нем холмов и оврагов. Местные так и говорят: «В лесу на горе пошла черника, а под горой видели кабанов…» На одной из этих гор (что уже странно – не в низине) бьет родник. Вода в нем хоть и мутная, но вкусная и стоит годами даже в пластиковых бутылках, не портится. Люди ходили на родник издревле.

– В ХVI веке в День Святого Духа жителями села Можары была найдена икона Святого Николая. С того времени источник считался целебным, люди приходили, исцелялись и молились перед чудотворным образом, который вскоре перенесли в Можары, – рассказывает настоятель Николо-Бавыкинского монастыря отец Павел.

Люди приходили на Святой источник, исцелялись и молились перед чудотворным образом святителя Николая

По данным архивов, в 1879 году крестьянка из села Белоречье (это здесь же, в Сараевском районе) Елена Николаевна Сазонова приобрела у местного владельца Ханыкова участок земли в Бавыкинской пустоши, как раз неподалеку от родника, где был найден образ Николая Чудотворца. На пустоши, высоком холме в паре километров от того самого родника, Сазонова построила двухэтажный корпус для богадельни с домовой церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Сама Елена Николаевна вскоре приняла монашество с именем Ангелина и стала первой игуменьей. Об этом есть упоминание в Рязанских епархиальных ведомостях. 

Жена владельца пустоши Софья Ханыкова покровительствовала Сазоновой и помогла добиться в 1888 году учреждения Синодом Никольской общины. Ханыкова пожертвовала обители 530 десятин 727 квадратных сажен земли в Бавыкино.

Началось активное возведение монастырских зданий – с 1888 по 1893 годы были построены деревянный храм, восемь домов для насельниц, дом для священника и три дома для паломников, а также ряд хозяйственных построек. В строящийся монастырь пришли сотни женщин.

Изображение из iOS (2).jpg

Как рассказывает игумен Павел, был здесь в начале ХХ века блаженный Миша, он ходил вокруг собора, который строился, стучал палками по стенкам и говорил: «Вот кирпичики уложите, а молиться вам в нем не придется, как галки разлетитесь по белу свету…»

Пророчество блаженного исполнилось уже через три десятилетия… А пока на щедрые пожертвования и благодаря ходатайствам Софьи Ханыковой монастырь строился.

По решению Святейшего Синода от 25 августа 1893 года община преобразована в Николо-Бавыкинский женский общежительный монастырь, тогда же и началось обширное каменное строительство.

Архитекторы неизвестны. Однако есть упоминание, что одну из ранее построенных церквей реконструировали по проекту Ивана Цеханского, известного городского и епархиального архитектора Рязани. По данным архивов, эта реконструкция действительно проводилась в 1880 году для Николаевской общины, находившейся на Бавыкинской пустоши. Это самое раннее официальное описание монастыря.

– Первый день, когда меня назначили служить, одна из прихожанок показывала мне колокол с монастыря, который висел тогда в пожарной части в Сысоях. Говорят, что этот колокол был подарен какими-то царскими особами, о чем даже есть надпись: «Колокол вылит в Москве на заводе П. Н. Финляндского в Бавыкинский женский монастырь 2 апреля 1895 года усердием Софьи Васильевны Тремер», – вспоминает отец Павел.

Он по крупицам собирает историю чудесного места, где служит. По рассказам родственников первых монахинь обители, сестрам была открыта их судьба и судьба обители, куда они все приходили из разных концов света, но их желанию быть невестами Христовыми это не помешало – они постригались в монахини и оставались в Николо-Бавыкинской обители до тех пор, пока борцы за советскую власть не выгнали их из келий. Это случилось в 1919 году – тогда по спискам в монастыре числилось 300 монахинь.

Сестрам была открыта их судьба и судьба обители, но их желанию быть невестами Христовыми это не помешало

О быте монахинь также сведений немного. Сохранилось видео 1996 года, где одна из послушниц, почти уже столетняя женщина, вспоминает, как пришла в монастырь в 1911 году 12-летней девочкой. Звали ее Софья Покровская, Церкви она известна как схимонахиня Никандра. Она вспоминала, что сюда приезжали царские особы с дочками, и она еще долго «донимала игуменью, очень хотела ленточки, которые были у княжон, уж очень они были красивые».

После изгнания схимонахиня Никандра разделила все тяготы тюремной жизни и ссылок с несколькими послушницами и игуменьей Аркадией. Была свидетелем ее смерти. На очередном этапе заключенных везли на баржах, монахинь просто сбрасывали в воду, спастись удалось не всем.

Никандра Покровская прожила 104 года и умерла в 2003 году. Она и была последней из живущих послушниц Николо-Бавыкинской обители.

Как рассказывает настоятель отец Павел, не все монахини получили столь суровые испытания.

– Как гласит архивная справка, в 1919 году монастырь был закрыт. Монахини еще какое-то время жили здесь артелью, какое-то время и скотину здесь держали, но потом их стали выселять. Где-то до 20-х годов они здесь еще жили. Какие-то монахини разошлись по окрестным селам.

Коммуна

С 20-х годов ХХ столетия началась новая страница в истории Николо-Бавыкинской обители. В этом месте по-прежнему собирались и жили люди, но теперь уже коммуной. Так это место и стали называть, и до сих пор называют, старожилы. Коммуна или официальное название «Заря Свободы».

Изображение из iOS (2).jpg

Жители Коммуны вели коллективное хозяйство, поселок расширялся и процветал, там выращивали хлеб, пасли скот, в 1933 году неподалеку открыли рыбхоз «Пара» (по названию реки) под горой, на которой расположен монастырь, вырыли один из прудов рыбхоза, где выращивали зеркального карпа, а к 50-м годам даже вывели новую породу и назвали карпа «парский». Помимо богатого хозяйства, здесь развернули большую образовательную деятельность. В двух жилых корпусах монастыря открыли несколько школ для детей-инвалидов (в том числе для слепых и слабовидящих), а также профтехучилище.

В начале 50-х годов прошлого века сюда с семьями приехали жить и работать квалифицированные педагоги, в том числе и моя прабабушка Валентина Дмитриевна Шевченко – она стала директором школы-интерната для слепых, а ее юная дочь Эмилия работала вожатой. По воспоминаниям Эмилии Шевченко, храмовые постройки некоторое время использовались жителями совсем не по назначению. В Никольском соборе прямо у алтаря даже устраивали танцы, в часовне хранили зерно…

Но сами жители Коммуны монастырские здания не разрушали. Напротив, именно благодаря тому, что в корпусах располагались школы, они на протяжении десятилетий оставались в годном состоянии. Так, одна учительница из школы слепых невольно спасла колокольню, побоялась, что взрывы испугают воспитанников и еще, чего доброго, волной вышибет стекла, и буквально выгнала рабочих, приехавших закладывать взрывчатку…

Учительница невольно спасла колокольню, побоялась, что взрывы испугают воспитанников, и выгнала рабочих, приехавших закладывать взрывчатку

А вот главный храм обители – Никольский собор – всё же взорвали, но не с первого раза. Тогда толстые стены из красного кирпича, скрепленного глиной, пытались распиливать тросами, перетягивая в разные стороны бульдозерами. Собор разрушили до основания. До наших дней сохранились подвальные помещения. А сверху огромными валунами лежат куски стен, кое-где на них видны следы от троса – всё-таки этот метод разрушения оказался действенным…

Изображение из iOS (2).jpg

Возрождение обители

В архивах о монастыре есть упоминание, что именно в Никольском храме находился древний образ Николая Чудотворца, тот самый, явленный на роднике. После закрытия монастыря след иконы снова затерялся. Говорят, что ее сберегли жители удаленного хутора и впоследствии святыня снова вернулась в монастырь. Было это в 2007 году, когда Николо-Бавыкинскую обитель будто бы воскресили спустя 90 лет забвения. 

Изображение из iOS (2).jpg

Священник из соседнего Ухоловского района игумен Гурий (Покровский) увидел колокольню монастыря с трассы. Выступил с инициативой открытия обители, и 7 ноября 2007 года решением Священного Синода был снова открыт Николо-Бавыкинский, только теперь уже мужской, монастырь. Мужской, потому что инициатором восстановления обители был мужчина – такое правило.

С тех пор монастырь официально действует, да вот только послушников здесь нет. Впрочем, как говорит настоятель отец Павел, миссия у этого места другая.

Монастырь на тот момент – это два священника, два человека, нет препятствий, чтоб не открыть обитель, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Первым настоятелем монастыря стал игумен Гурий, а благочинным – иеромонах Климент.

Однако отцу Гурию пришлось оставить служение в Николо-Бавыкинском монастыре, он был переведен в Сапожковский район, иеромонах Климент получил дополнительные приходы, а новым настоятелем Рязанская епархия назначила отца Павла в 2011 году…

Новый игумен оценил степень разрушенности построек и понял, что реконструкцию проводить бессмысленно. Поэтому рядом с руинами он построил небольшой деревянный храм, где проводит службы каждый будний день и по праздникам. Вспоминает, что поначалу местные жители приняли новость о восстановлении церковной жизни в поселке Заря Свободы настороженно, видимо, историческое отношение к монастырю как к красивым руинам, да и только, передавалось здесь из поколения в поколение… Кстати, как рассказывает игумен, зимой в поселке остается всего 2–3 человека, летом местечко оживает, приезжают дачники, в монастырь потянулись верующие из окрестных деревень и сел.

– Мы с местными стали общаться, узнавать друг друга, сблизились. Люди рады, просят благословения. Ждут, когда будем службы совершать на Радоницу на могилках, на Пасху яйца освящать, – говорит отец Павел.

Прихожане

Прихожанка Алина Сорвилова, жительница села Сысои, вот уже несколько дней подряд вместе с мужем приходит на службы в монастырь. Супруги хотят, чтобы отец Павел обвенчал их… Алине Сорвиловой – 28 лет. Всё ее детство, как и мое, прошло в этих местах, и монастырь Николо-Бавыкинский она до сих пор называет по-старому.

– Я привыкла, что это Коммуна. Мы в детстве приезжали сюда на велосипедах, гонялись тут по руинам… Всегда привлекала Коммуна своей дальностью, необычностью, таинственной загадочностью влекла нас сюда. 

Всегда привлекала Коммуна, или Заря Свободы, своей дальностью, необычностью, таинственной загадочностью

Отец Павел поправляет прихожанку – не Коммуна. Лучше называть место или официально – Заря Свободы, или по названию пустоши – Бавыкино.

А что касается удаленности и непростого пути – через реку да в гору, отец Павел говорит, что того, кто хочет сюда прийти, трудный путь не пугает.

Изображение из iOS (2).jpg

– Даже зимой идут сквозь снег, от трассы сюда перебираются и идут пешком через замерзшую речку и стоят службу. Население приходит из окрестных сел: из Можар, Сысой, Сараев, Паник, Рыбхоза, Борца, Сапожка.

Например, Дмитрий Мулин ездит в монастырь из Сасово – это за 100 километров. Теперь он помогает настоятелю на праздничных службах. А узнал о монастыре Дмитрий тоже случайно… Увидел указатель с дороги сначала на Николо-Бавыкино, потом на Святой родник…

Прихожанка Ольга Докудовская с мужем и маленькой дочкой ездят каждое воскресенье на Литургию из районного центра – Сараи. Девочку будет крестить отец Павел.

Голос монастыря

Пожалуй, самая значительная, в духовном смысле, часть реконструкции монастыря уже выполнена – на колокольню возвращен тот самый колокол, отлитый во времена строительства обители. Он долгие годы стоял возле Дома культуры в селе Сысои. Отец Павел поспособствовал его возвращению. Когда колокол подняли, его благовест разнесся на десятки километров…

– Во время звона мне стали люди из соседних сел звонить на телефон, спрашивать, откуда колокольный звон, – вспоминает игумен Павел (Удовенко).

Я не могла не спросить у него: неужели монастырь, где служит всего один игумен – сам себе игумен, как сам шутит, так сможет существовать долгие годы… почему он не зовет послушников, почему не борется за глобальную реконструкцию?..

– Когда меня спрашивают, когда же Вы восстановите монастырь, когда настрижете монахов здесь, я говорю: построить-то монастырь можно быстро – уговорите Святейшего, пригласите, все соберутся, полмира соберется на освящение этого монастыря, но когда они разъедутся, я снова останусь один, и если сейчас я стригу траву, кошу мотоблоком или косой, то там я буду подметать брусчатку…

В октябре в Сараевский район приехали епископ Скопинский и Шацкий Питирим и секретарь Скопинского епархиального управления иерей Антоний Русанов. По итогам визита сейчас готовится проект, по которому и будут проводиться работы по восстановлению колокольни, корпусов монастыря и благоустройству прилегающей территории.

– Ничто не может помешать свершению воли Божьей. Восстановление обители – дело богоугодное. Так что будем надеяться, что монастырь общими усилиями удастся возродить, – пообещал епископ Скопинский и Шацкий Питирим.

Алина Темнова 19 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить