«Мы вручаем себя Богу. И это самое главное действие поста»

Беседа с протоиереем Игорем Фоминым

Впереди две недели Петровского поста. Церковь призывает нас к нему по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде (2 Кор. 11: 27), готовились к всемирной проповеди Евангелия. В преддверии поста о его духовном содержании рассказывает преподаватель Сретенской семинарии, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин. 

– Отец Игорь, общие правила любого поста хорошо известны. Но вопрос, зачем нужен пост, как-то отходит на второй план.

– Любой пост, как и любое действие в Церкви, всегда направлен только на человека. Бог воздвигает пост еще в Раю для первых людей как признак отношений человека с Ним. Пост регулирует взаимоотношения человека и Бога; человек своим постом – воздержанием – показывает, что он принимает волю Божию. Он вручает себя Богу – и это самое главное, наверное, действие поста. 

Посты, мы знаем, бывают разные – они бывают однодневные, многодневные, регулярные, литургические; бывает по обету пост, перед неким событием, когда человек или даже целое общество может накладывать на себя пост – всё это призвано восстановить взаимоотношения человека и Бога или соподчиненность человека Богу. Точно так же, в общем-то, и Петровский пост. Мы с вами должны обратить внимание, что все посты (и Петровский не исключение) происходят перед очень интересными событиями. Посты совершаются перед событием или перехода из этой жизни в жизнь будущую того, в чью честь пост завершается праздником, или, как в Рождественский пост, в честь перехода из жизни небесной, вечной, в жизнь временную самого Господа нашего Иисуса Христа. Петровский пост тоже не исключение – завершается он переходом из жизни временной в жизнь вечную двух великих святых христианской Церкви – апостолов Петра и Павла. Один видел Господа, с ним был всё время Его проповеди; другой уверовал и всю свою жизнь отдал на служение Христу. И мы вспоминаем этих двух святых.

– Каковы же отличия именно этого – Петровского поста?

Петровский пост имеет одну особенность – воспитательную. Это относится не только к Петровскому, но и ко всем другим постам, но к Петровскому, наверное, в большей степени. Один из самых тяжелых постов – это Петровский. Не удивляйтесь! Он не тяжелый в плане гастрономическом, ничем не отличается от других постов в душевном и духовном воздержании, но эмоционально почему-то он является одним из самых тяжелых постов в Православной Церкви. Эмоционально вот в каком плане – некоторые люди говорят: «Ну, вот это незначительный, "детский" пост, его можно и не держать, или как-то не полностью соблюдать». Здесь, на самом деле, один из важных факторов, почему мы должны соблюдать Петровский пост. Он воспитывает в нас подчиненность Церкви как богоустановленному организму, он воспитывает в нас волю, он дарует нам возможность отказать себе в чем-то очень удобном – в общем, он воспитывает нас. Если человек себе может отказать в малом, в гастрономическом плане, он сможет совладать и с большими возможностями своего преображения. Поэтому Петровский пост на самом деле очень важен с точки зрения духовного воспитания себя в этой временной жизни. 

Петровский пост воспитывает нас

– Отец Игорь, а все же, почему именно в честь Петра и Павла? Ведь много же в Церкви и других замечательных святых. Может быть, потому, что апостолы приготовляли себя постом и молитвой к проповеди Евангелия? Есть ли связь с Пятидесятницей?

– Да. Мы с вами видим, что другие большие посты совершаются – назовем по-народному – в честь Спасителя (Рождественский пост и Великий), а Успенский пост заканчивается праздником Успения Божией Матери, он в честь Царицы Небесной, к Которой мы так же обращаемся, как и к Самому Спасителю: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» А вот апостольский пост, как вы правильно заметили, мы совершаем именно после Пятидесятницы, после дня рождения Церкви. Это пост, можно сказать, очистительный. Апостолы Петр и Павел – это олицетворение Церкви. Таким образом, речь идет о трех самых важных для нашего с вами спасения понятиях – Господь, Пресвятая Богородица и Церковь. В честь них Церковь и устанавливает продолжительные посты, чтобы обратить наше внимание. Ведь когда человек постится, он меняется, преображается кардинально. Он больше внимания уделяет не телесному, а духовному и видит себя немного с другой стороны. Он возвращается – назовем это так – в райское состояние, потому что именно там пост был заповедан в первый раз. 

– А с точки зрения исторической – правда, что этот пост является самым «молодым» из больших постов? Он позже остальных установлен Церковью?

– Есть такое предположение, и есть даже такая версия, что он был установлен очень поздно и именно для тех, кто не мог поститься Великим постом. Но литургисты и историки спорят на эту тему.

– Что касается традиций Петровского поста – они имеют духовный смысл? Например, традиция не вкушать яблок начиная с этого поста до праздника Преображения Господня. Или здесь главным образом имеет место «народное благочестие»?

– Наверное, эта традиция появилась, когда сохранить прошлогодние яблоки до июня в наших краях не было никакой возможности и нельзя было доставить из других уголков нашей круглой земли, где уже созрели новые. Так что смысл освящения яблок не в том, что мы их раньше не ели, а в том, что благословляем, освящаем начаток нового урожая. Это акт посвящения нас самих Богу.

– И насколько серьезный смысл имеет отказ от яблок в наше время?

Это тоже, на самом деле, вид поста, воздержания. Но такие моменты обговариваются каждым постящимся индивидуально с духовником. Поэтому здесь сложно говорить о серьезности воздержания от вкушения яблок и так далее. Как мы уже говорили – пост может быть разным, это тоже один из его видов. А в целом традиции и задачи Петровского поста те же самые, что и любого другого, воздержать язык свой от зла, уклониться от грехотворения и научить себя молитве (или вернуть себе любовь к ней). Вот, наверное, это самое важное, что мы должны сделать любым постом, в том числе и Петровским.

Традиции и задачи Петровского поста те же самые, что и любого другого

– А с точки зрения практической – возможны послабления тем, кто болеет или путешествует? Или из-за того, что пост не строгий, а в этом году еще и короткий, нежелательно его для себя смягчать, лучше соблюдать полностью?

– Да, этот пост, в общем-то, самый легкий в гастрономическом плане. Разрешается вкушение рыбы не только в субботу и воскресенье, но и на неделе, когда есть полиелейная служба. Но самое главное, что «нельзя есть в пост», – это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми и мост между нами и Богом.

Так что я желаю, чтобы все-таки каждый себя немножко подрессировал, повоспитывал и прошел с пользой поприще поста.

– Отец Игорь, а можно сказать, что, проходя его, мы стараемся воспитывать в себе твердость Петра и разум Павла?

Да, вполне! Очень красивое, замечательное выражение. 

С протоиереем Игорем Фоминым 
беседовала Наталья Крушевская



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить