«На источнике святителя Николая столп огненный стоит. Галина и Марина акафист там читают»

Архимандрита Ипполита (Халина; 18 апреля 1928 – 17 декабря 2002) называли при жизни «курский апостол любви», «рыльский апостол добра», «самый добрый батюшка». Наставниками старца были великие и духоносные отцы. В Глинской пустыни он был духовным чадом великого старца схиархимандрита Андроника (Лукаша), прославленного в Соборе Глинских святых. В пустыни отец Ипполит провел год. Девять лет подвизался в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в котором и принял постриг. Духовно окормлялся у известных валаамских старцев: схимонаха Николая (Монахова), иеросхимонаха Михаила (Питкевича), преподобного Симеона (Желнина), причисленного в 2003 году к лику святых.
Семнадцать лет был насельником на Святой горе Афон, в течение четырех лет представлял Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь в Священном Киноте Святой горы Афон. Жил отец Ипполит в той же келье, в которой жил и подвизался преподобный Силуан Афонский. Святогорцы с добром вспоминали, какой это был усердный и смиренный монах.
Уже будучи немолодым и не отличавшимся хорошим здоровьем, последние одиннадцать лет своей жизни из руин возрождал Рыльский Свято-Николаевский монастырь.
Почему же он снискал к себе такую любовь и уважение? «Кто отвратится от грешника – отвращается от Бога». Почему люди так любят старцев? Потому что у них одна любовь. Для них самая простая твоя проблема – не ерунда. И они всегда предают важность тебе и твоей душе. Стоя в вере и молитве, хоть бы и уже совсем сил не было. Так всегда поступал и старец Ипполит, не брезгуя ни одним человеком. Повторяя своей жизнью евангельские истины: тот, кто достиг духовных высот, не брезгует ни одним человеком в своей жизни.

И Бог указал, что скончался праведник, который верен пред Лицом Его: на девятый день крест на могиле батюшки замироточил. Мира было так много, что собирали в баночки и уносили домой. И сейчас не зарастает к нему народная тропа. На его могиле служатся панихиды, по его молитвам и после смерти старца происходят чудеса. 

Когда мы задаем вопрос: что самое главное в святом человеке, в старце? – то можно без раздумий сказать: изобилующая любовь ко всем без разбора и жертвенная помощь, которая себе не оставляет ничего. Вот и ответ.

О вере, о молитве и о том, где брать силы, когда их нет совсем, прочитаем добрые слова батюшки и о батюшке.

Наставления старца Ипполита

Старец советовал духовным чадам: «Терпите. Главное – терпение. Живите чисто, ходите в церковь, молитесь. И Господь поможет».

*

Как-то у старца спросили: «Как нужно молиться?» И отец Ипполит ответил: «С нежностью!» И добавил: «Понуждайте себя, молитесь – и потом будете, как на свидание, на молитвенное правило бегать! Будет непреодолимое желание молитвы. Человек без молитвы жить не сможет – она будет для него необходима как воздух».

«Человек без молитвы жить не может – она для него необходима как воздух»

Отец Ипполит говорил также, что нужно зубами держаться за молитвенное правило, как бы тяжело это ни было.

*

В ответ на жалобы о скорбях и болезнях старец часто предлагал: «Помолимся» – или: «Молитесь святителю Николаю, и все управится». Некоторые оставались недовольны таким ответом, а отец Ипполит уже молился за них – и скорби отступали, больные исцелялись.

*

Часто повторял: «Труд и молитва! Ничего другого не придумано».

*

Говорил еще: «Не нужно измерять свое благочестие количеством прочитанных книжек или сказанных речей. Нужно работать с огоньком и от души».

Воспоминания духовных чад и людей, знавших старца Ипполита

Но самое великое чудо, которое внешне обыденным образом творил отец Ипполит, – это чудо преображения человеческой души. Благодать Божия, которая почивала на старце, производила в людях такое внутреннее преображающее действие, что они полностью изменяли свою жизнь. Озлобленные, согнутые тяготами и невзгодами люди с изломанными судьбами и характерами, ожесточенными и окаменевшими – казалось бы, уже навсегда, – на глазах воскресали для любви, для милосердия, для вечности. Не раз бывало так, что по молитвам отца Ипполита приходили к покаянию, примирялись с Церковью и с миром отходили ко Господу даже убежденные безбожники, молиться о которых старца просили их уже отчаявшиеся в успехе родственники.

*

Отец Ипполит принимал к себе в обитель людей, которые не задерживались ни в одном монастыре: бомжей, наркоманов, блудниц, пьяниц. Старец за всех молился, и часто алкоголику, который едва стоял на ногах, он уделял времени намного больше, чем внешне вполне благопристойному человеку. Далеко не всем это было понятно. «Что это Он ест и пьет с блудницами и с мытарями?» – говорили о Спасителе во время Его земной жизни. То же самое говорили и об отце Ипполите. Многие сетовали, что Рыльский монастырь превратился в «сборище алкоголиков, пьяниц, наркоманов», и не разглядели при жизни праведности подвижника.

*

Отец Ипполит по благодати Божией многое прозревал в жизни людей, ему было многое открыто Господом. Владимир Савочкин, духовное чадо старца, вспоминал: «У одного юноши начались сильнейшие скорби в жизни: какие-то разбойники убили его брата, он ждал той же участи. Ехал в монастырь унылым и мрачным, ни с кем не разговаривал, постоянно курил на остановках. Подбегает ко мне после разговора со старцем, взволнованный и сияющий, и говорит: “Батюшка так утешил меня! Он все мне рассказал про меня. Даже то, чего мама моя не знает. Сказал, что мне делать дальше. Так хорошо на душе! Какой он добрый!”».

*

Старец делился: «Когда плохо бывало, придешь на могилку к какому-нибудь подвижнику, отслужишь по нему панихидку, смотришь – и сила возобновилась. На Горе Афон ведь очень много святых мощей. И вот когда приложишься к мощам, усталости не чувствуешь».

Однажды в разговоре с духовными чадами отец Ипполит так отозвался о том времени: «На Афоне мы много трудились на послушаниях. Порой не хватало сил добраться до кельи. Часа два спали где-нибудь под деревом. Проснешься под утро, глянешь в небо, а там Матерь Божия благословляет. С радостью поднимаешься с земли и начинаешь молитву творить и работать».

*

Духовные чада отца Ипполита вспоминали, что по возвращении на родину ему не раз, как и на Афоне, доводилось спать на земле, но русский чернозем совсем не такой теплый, как земля Афона. Спал он в России и под крыльцом, и на голых досках под худой крышей, с которой струями лился на него дождь. Дни старец проводил в трудах, а ночи в молитвах.

*

В монастырь, едва затеплившийся молитвой, потянулись паломники со всей России и Ближнего Зарубежья. У заботливого пастыря для всех находилось время на духовное утешение и милосердие. Во время богослужений стены обустроенного и украшенного за короткое время Знаменского храма не вмещали всех молящихся.

*

Юмор старца был всегда добрым и со смыслом. Две «слишком» благочестивые матушки во время Божественной литургии вместо того, чтобы молиться на службе, втайне от всех пошли на источник святителя Николая, чтобы почитать ему акафист. В это же время отец Ипполит говорит находящейся в храме их подруге таинственным, заговорщическим голосом: «Матушка, сейчас на источнике святителя Николая столп огненный стоит». Подруга застыла в недоумении. А батюшка продолжает: «Это Галина и Марина акафист там читают».

*

Отец Авель вспоминал также о друге-подвижнике: «Мы, случалось, отправлялись куда-нибудь вместе пешком, так он всю дорогу шел с дорожной палкой-посохом в руке. Говорят, потом он и в России так ходил. Простой, прямой человек. И такой миролюбивый. Я никогда не замечал, чтобы он роптал или жаловался. “Я устал, мне тяжело”, – таких слов от него не слышали. Хоть уставать-то было, в общем, от чего. Жизнь шла “на износ”».

«Я устал, мне тяжело», – таких слов от старца не слышали. Хоть уставать было от чего: жизнь шла «на износ»

Отец Ипполит, по воспоминаниям духовных чад, был истинным монахом, не раскрывался перед людьми, совершал свой монашеский подвиг втайне, не напоказ. Он был также необыкновенно скромным человеком. Будучи архимандритом, никогда не носил креста с украшениями. Порой приезжавшие в обитель известные, состоятельные люди принимали его за послушника. И, действительно, он искренне считал себя самым грешным и самым простым человеком.

Подготовила Виктория Дорофеева

Из книги: Архимандрит Ипполит (Халин).
Изд-во Сретенского монастыря, 2016

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить