Не все то, что блестит, – это Христос. Часть 1

Книга святого Иоанна Лествичника «Лествица» содержит 30 слов, и посвящены они добродетелям. Духовный опыт автора является предпосылкой того, чтобы именно они были определены как лестница («лествица») – то, что мы используем, чтобы подняться  или опуститься в определенное место. В сущности, мы всегда стремимся подняться, хотя иногда реальность бывает другой, а именно – мы часто движемся то вверх, то вниз. Святой Иоанн Лествичник называет это лествицей, потому что его опыт, как и опыт всех святых, научил его, что в своей духовной жизни мы должны идти не спеша, шаг за шагом, подниматься с одной ступени на другую. И еще – тот, кто торопится, спотыкается и падает. Духовная жизнь требует зрелости, стабильности и внутренней кротости. Сегодня мы являемся детьми скоростной цивилизации и живем во времена, когда все происходит с невероятной скоростью. Мы усваиваем это и хотим вложить восприятие в Церковь, в свою духовную жизнь. Мы хотим быстро освятиться, быстро увидеть Бога, если возможно, хотим очень быстро прожить те великие переживания, которые прожили святые, увидеть чудеса, видения (включая и божественные видения), увидеть в своей жизни чудесные исцеления, хотим быстро обрести чистый ум, не чувствовать смятения и не иметь помыслов во время молитвы. Мы хотим иметь стабильную психику, хотя этого трудно достичь, потому что наша природа настолько изменчива, что иногда утром мы радостные, в полдень – унылые, вечером – меланхоличные. Мы хотим, чтобы наша жизнь очень быстро и неизменно наполнялась радостью – радостью Святого Духа, радостью Божьего присутствия. Но это невозможно. Часто Богу придется прятаться от нас, чтобы обучить, воспитать, сделать нас зрелыми. Часто Ему придется отнимать у нас Свою благодать, чтобы мы увидели, что мы делаем, какова наша воля, каково наше духовное расположение. Однако мы во всем этом очень торопимся.

Святой Иоанн Лествичник говорил: «Кто желает приблизиться к Богу с бесстыдством и дерзостью...». Чье поведение он характеризует словами «бесстыдство» и «дерзость»? Поведение того, кто спешит. Словно святой Иоанн говорит ему:

– Куда спешишь, дитя мое? Куда?! Не спеши!

Сегодня прочитаем одну-две книги (точнее, читаем их в интернете). Сегодня мало людей внимательно прислушивается к Священному Писанию. Почему? Потому что это требует труда, исследований, поиска. Сегодня существует очень много искажений, мы сбиваемся с толку и не знаем, что является христианством и что им не является. Это происходит, потому что мы плохо знаем Евангелие, не знаем Ветхого Завета, не знаем Священного Писания. Мы, христиане, прочитаем одну или две книги или посмотрим что-то в интернете и думаем, что мы духовно созрели, верим и представляем себе, что можем кем-то стать… Кем стать? Исповедниками! И приходим в Церковь, упрекаем людей и думаем, что именно таким образом мы исповедуем Христа, свою веру и становимся Христовыми поборниками и защитниками. В сущности, мы ничего не знаем  – не знаем о нетипичной духовной жизни, не знаем, что такое искусство вести духовную жизнь, не знаем, что означает учение Христа, ясно не понимаем, что такое святость, мистический опыт святых. Мы не знаем, в чем заключается смысл молитвы, не знаем, что означает сохранить свой разум, подчинить ум сердцу, что означает участвовать в церковном Таинстве. Мы этого не знаем, но все мы еще очень легко говорим о Боге. Мы должны задуматься над тем, что тот, кто очень легко говорит о Боге, не очень сильно интересуется Им.  И тот, кто очень легко говорит о любви, искренне и по-настоящему не любил; тот, кто очень легко говорит о воспитании детей, на практике не занимался их воспитанием. Тот, кто очень легко говорит о голоде, в действительности не голодал. Те, у кого есть опыт, данный им Богом, мало говорят. Они очень мало говорят и говорят только тогда, когда это необходимо, и ровно столько, сколько необходимо, потому что они помнят святоотеческие слова: «Есть время говорить, и есть время молчать» (см.: Еккл. 3:7). Проявляя рассудительность, они знают, когда надо говорить, а когда надо молчать.

Святой Антоний Великий говорил: «Если ты увидишь молодого монаха, достигающего седьмого неба, возьми его за ноги и опусти его на землю». Когда святой Антоний говорит: «молодой монах», то он имеет в виду не только физическую, но и духовную незрелость. Тот, кто достиг небес, видит ангелов. Однако, как говорят отцы Церкви, это не должно его интересовать. Напротив. Лучше человеку ничего не видеть, поэтому ему необходимо «опуститься с небес» и твердо ступить на землю. Сколько было, таким образом, соблазнено людей, притом прекрасных людей. И я знал монахов, которые плакали на Божественной литургии. Но из-за того, что они поторопились, как говорит святой Иоанн Лествичник, что затем с ними произошло? Впали в духовное ослепление. В своей замечательной книге «Святогорские Отцы и жизнь на Афоне» преподобный Паисий Святогорец рассказывает о том, что много монахов действительно поспешили. Они поверили в свои добродетели, в самих себя, что они кем-то являются. Пока ты в Церкви, ты не должен быть кем-то, а должен быть никем, чтобы тебя полностью преисполнила Божья благодать. В Церкви мы опустошаем себя, чтобы Господь мог нас наполнить. Мы опустошаем свой ум, свое сердце, освобождаем себя от добродетелей, и Господь приходит и все нам дает. Когда? Когда мы стремимся к Нему, когда хотим быть рядом с Ним, когда ищем Его, когда мы влюбимся в Него, когда мы любим Его.

Если увидишь монаха, достигающего седьмого неба, возьми его за ноги и опусти на землю

Многие хотят иметь здоровье, хорошую работу, хотят, чтобы у них не было проблем, чтобы они не болели. Если ты будешь искать Бога, если ты будешь искать Христа, то все остальное само по себе придет. Когда я бросаюсь в объятия своей матери, я это делаю, потому что она моя мать, потому что я люблю ее. Затем приходит радость, безопасность и тепло от соприкосновения с ней. Я ее обнимаю не из-за вышеперечисленных пунктов, а потому, что я люблю свою мать. Я иду к Богу, потому что люблю Его. И только затем придет все остальное. Поэтому в Евангелии записаны слова Господа Иисуса Христа: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Затем все остальное приложится. Не волнуйся, в твою жизнь придет благословение. Но что произойдет, если не будешь следовать этой заповеди? Твоя жизнь не изменится, она не улучшится, не станет лучше, потому что ты хочешь только благословения, а не хочешь на первое место поставить Христа.

Что говорит преподобный Паисий Святогорец об одном очень добродетельном монахе, который имел наглость спешить? Этот монах до такой степени впал в ослепленность, что, в конце концов, стал считать свою мочу святой водой и пить ее.

Расскажу вам и о другом случае. Один духовник из известного монастыря поверил в то, что он святой. Каждую ночь к нему приходил демон в виде ангела и говорил ему:

 – Что ты здесь делаешь? Ты не для этого мира, ты достиг очень высокого духовного уровня, приобрел великую добродетель. Разве твое место здесь, среди других монахов? Они духовно сильно отстали от тебя, а ты должен пойти на небо. Завтра вечером я приду за тобой и заберу тебя на небо.

Дьявол уговорил монаха, вывел на монастырский балкон монастыря и сказал ему: 

 – Прыгни с балкона, и я возьму тебя с собой!

Монах выбросился с балкона и умер.

Все это реальные случаи. Но я хочу рассказать вам и кое-то забавное. Приехали двое афинских юношей в монастырь Святого Павла на Афоне. Они прочитали в книгах, что если возьмешь четки, выключишь свет, зажжешь лампаду и начнешь молиться Иисусовой молитвой, то начнешь видеть нетварный свет и Божья благодать сойдет на тебя. Юноши приехали в монастырь и сказали игумену:

 – Геронда, мы хотим, чтобы вы научили нас, как получить благодатный дар слез.

 – Чему вы хотите, чтобы я научил вас?

 – Получить благодатный дар слез.

 – Хорошо, идите за мной.

Они вышли за пределы монастыря, где был большой виноградник. И настоятель монастыря заставил их опрыскивать виноградник препаратом на серной основе. Но когда ты целый день опрыскиваешь виноград препаратом на серной основе, то вечером твои глаза начинают «гореть» и постоянно слезиться. Тогда молодые паломники стали возмущаться, что игумен благословил их на эту тяжелую сельскохозяйственную работу: 

 – Геронда, от этой работы наши глаза начали постоянно слезиться!

А настоятель сказал им:

 – Сейчас это серные слезы, а о других слезах только Господь знает.

Расскажу вам еще одну историю. Один человек был очень высокомерным и большим хвастуном. Он приехал на Афон к старцу Ефрему Катунакиоту, так как его искушала мысль о том, что этот святой человек является его духовным наставником. 

В последнее время многие люди говорят, что их духовным наставником был старец Порфирий или старец Паисий, хотя они видели их только один раз в своей жизни. А это проявление эгоизма! 

Этот человек приехал на Афон с чемоданами. Он пришел к каливе старца Ефрема Катунакиота. Этот великий и святой подвижник вышел из своей каливы и сказал ему: 

 – Добро пожаловать, осел!

Услышав эти слова, паломник спросил:

 – Вы назвали меня ослом?

 – А разве ты не осел?

И началась словесная перепалка, которая закончилась словами старика: 

 – Послушай, дитя мое, тяжела жизнь монаха. Когда ты читаешь духовные книги, тебе кажется, что легко и просто быть монахом. Но монашеская жизнь тяжелая, потому что тебе нужно отвергнуть свое эго. Монашеская жизнь – слишком тяжелая ноша для тебя.

Затем он повернулся и ушел.

Святой Иоанн Лествичник по этому поводу говорит, что тот, кто имеет ​​дерзость и наглость спешить, может быть легко умерщвлен демонами. Злые силы легко искушают его, потому что он ​​дерзко и нагло просит то, к чему он еще не готов. Многие приходят на исповедь и просят:

Тот, кто имеет ​​дерзость и наглость спешить, может быть легко умерщвлен демонами

 – Геронда, дай мне прочитать еще одно молитвенное правило! 

 – Тебе достаточно того, что я тебе дал читать, – говорит старец.

Но они хотят, хотят большего. 

 – Сколько еще молитвенных правил я могу тебе дать читать?

Ты должен это пресечь. Кто-то скажет: 

 – Ну почему, разве это плохо? 

Да, это тебе духовно навредит. Первое, потому что ты вкладываешь сюда свою волю, и это будет иметь другие проекции. Второе, и это гораздо важнее, – дьявол соблазнит этого человека, внушит ему самомнение, гордые мысли, заставит его поверить в то, что он необыкновенный, великий человек. И третье – поскольку проявленное эго превратило молитву в лестницу утверждения, то есть человек чувствует, что таким образом он становится более ценным. А в сущности, молитва – это оголение, опорожнение. Когда я молюсь, я должен встать «обнаженным» перед Богом и шептать ему:

 – У меня ничего нет! Я совсем незначительный, ничтожный! Я больше ничего не могу сказать Тебе, Боже, кроме одного: я люблю Тебя! Если хочешь, прими меня!

Это называется молитвой. А остальное – самоуверенность: 

 – Я со всем отлично справляюсь.

Что представляют собой добродетели? Добродетели – это Божьи дары. Святой Иоанн Лествичник делит их на две категории: 

1) естественные добродетели – они относятся к тому, что некоторые люди по своей природе спокойные, кроткие, воздержанные;

2) добродетели, которые являются плодом Святого Духа, – они даются человеку как харизма (дар) от Бога.

Помните об этом, потому что это очень важно, и мы в этом убедимся ниже.

Какой смысл мы, христиане, сегодня вкладываем, когда говорим о добродетелях и добродетельной жизни?

Во-первых, мы должны указать на то, что добродетели в Церкви не являются целью, то есть сами добродетели не являются целью их приобретения. Если для древних греков важна была добродетель, то есть приобрести добродетели и таким образом нравственно усовершенствоваться, то в Церкви дела в этом плане обстоят совсем по-другому. Здесь цель – единение с Богом, с Христом, а некоторые добродетели, как уже было сказано, даны человеку как дар Святого Духа. 

Добродетели не наша цель. Наша цель – это единение с Христом

Цель в Церкви не заключается в том, чтобы стать хорошими, потому что мы это можем сделать другими способами – вступая в гражданское объединение, становясь скаутами и так далее. Здесь цель не заключается в том, чтобы человек сам победил смерть, а чтобы он это сделал, объединившись с Христом. Вот в чем разница. Поэтому для каждого из нас имеет большое значение единение с Иисусом Христом. Если я люблю Его и отдаю себя в Его руки, то тогда мои добродетели будут возрастать все больше и больше, не как мое личное достижение, а как дар Святого Духа. Очень важно, чтобы мы это поняли и реализовали на практике. Я могу привести пример, чтобы вы увидели большую разницу. Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорит, что он не ожидал приобрести дар прозорливости (это харизма, как и другие его дары). 

Я об этом уже говорил и снова повторю это сейчас: когда ты ожидаешь чуда, то оно не произойдет. Когда ты надеешься на харизму, то Господь не даст тебе ее. Когда ты ожидаешь постижения мира, то ты не постигнешь его. Кто-то говорит: 

Когда ожидаешь чуда, оно не произойдет

 – Наконец-то я хочу расслабиться. 

И поскольку он хочет этого сделать, он не расслабляется. Забудь об этом – и расслабься! Кто-то скажет: 

 – Я сейчас хочу расслабиться, уснуть, но скорее всего, я не смогу уснуть.

Почему? Потому что цель – это предпосылка для создания тревожного состояния. Ум, сознание повелевает нам, что необходимо достичь чего-то конкретного, потому что в противном случае мы почувствуем себя неудачниками. Оказывается, что в некоторых случаях возникающее чувство беспокойства может даже перерасти в манию. Однако когда мы не ставим перед собой цель уснуть, то сам сон одолевает нас. Знаете ли вы, когда засыпают люди, которых мучают мысли о достижении своих поставленных  целей? Они засыпают только тогда, когда отключают свое сознание. В противном случае, говорит преподобный Порфирий, система блокируется, мы сами блокируем ее. А также преподобный старец указывает на то, что когда ведем духовную борьбу, мы не должны слишком сильно давить на себя, потому что наша нервная система реагирует и не позволяет нам духовно развиваться.

Итак, преподобный Порфирий делится с нами со своими мыслями: «Я не ожидал, что Господь даст мне дар, да и не хотел его получить, я просто молился. Это одна из тайн духовной жизни, а именно: мы должны забыть о том, что мы хотим». Преподобный старец говорит, что когда ты хочешь победить страсть (например, нечистые помыслы или гнев), чем больше ты думаешь о поставленной цели, тем больше создаешь предпосылок  для беспокойства и появления мании. Просто забудь об этом! И, как говорит Христос, «пусть левая рука не знает, что делает правая» (см.: Мф. 6:3) Пусть никто не знает, и даже ты сам не знай об этом. Забудь о том, что ты хочешь измениться. Даже не говори об этом, потому что это слышит твое противное «я», твой противный дух подставит тебе подножку и будет противодействовать тебе. Ничего не делай, а иди в церковь, спокойно подвизайся и причастись.

Часто, читая книги о духовных достижениях, мы ходим на Божественную литургию и говорим примерно следующие слова: 

 – Неужели я ничего не почувствую на Божественной литургии? Но я же священник! Но я же ангел! Ну, хорошо, я не ангел, но, по крайней мере, мы читаем в духовных книгах, что кто-то видел одно чудо, а кто-то видел что-то другое. 

Таким образом, если у тебя есть немного благочестия и ты любишь Христа, если у тебя есть высшие духовные образцы для подражания, то ты хочешь что-то увидеть, что-то почувствовать. Но этого не произойдет. Когда это произойдет? Тогда, когда ты освободишь свой ум от подобных вещей. К тебе приходит помысл и спрашивает тебя: 

 – Ты что-то почувствовал? 

Но ты его прогоняешь и не задерживаешь его в своей голове. Молитва – это не рецепт, над которым ты размышляешь: «Осуществится ли все то, о чем я сегодня помолился, или не осуществится?» Молитва – это не химия. Молись и не думай о том, успокоился ли ты, расслабился ли ты во время молитвы. А что мы делаем? Молимся, а затем садимся и спрашиваем себя: 

 – Успокоился ли я сейчас? Исчезла ли моя тревога? Успокоился ли мой разум? Если сейчас я увижу своего мужа, своих детей, посмотрю ли я на них по-другому? Я молюсь, но во мне «сидят» те же страсти, я все еще ненавижу свою соседку. Я недостоин. Я молюсь, но я нервничаю и гневаюсь. Как я утром пойду на работу, как я посмотрю на свою начальницу, которая портит мне нервы, и мне хочется ее задушить... 

Это происходит, потому что ты считаешь, что что-то осуществится после твоих молитв. Но лучше этого не делай.

Многие пишут мне письма и задают вопрос: «Батюшка, когда это произойдет?» Это произойдет тогда, когда ты перестанешь этого ожидать, это тайна духовной жизни. Что бы вы ни делали духовно, не считайте, не берите рулетку, весы. Что мы будем делать с весами? Вставать на них и спрашивать: 

 – Не похудел ли я сегодня, хотя бы на один килограмм? 

Это не выход из ситуации. Таким образом, система блокируется, потому что человек постоянно что-то считает. Ты не должен этого делать. Так и в духовной жизни. Потому что добродетели – это не наша цель. Наша цель – это единение с Христом, а добродетели после этого придут.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар

Источник: сайт Богоносци

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить