Неделя о блудном сыне

В прошлое воскресение начался подготовительный период к Великому посту. Во время вечернего богослужения с субботы на воскресение стала использоваться Триодь Постная. С греческого языка слово «триодь» (Τριῴδιον) переводится как «трипеснец».

Вторая подготовительная неделя (воскресение) к Великому посту – Неделя о блудном сыне. Свое название она получила потому, что во время Божественной Литургии читается из Евангелия от Луки (глава 15, стихи 11–32) притча, которую рассказал Иисус Христос: как блудный сын, расточивший отеческое наследство, а потом живший и питавшийся со свиньями, вернулся к своему отцу с покаянием.

Эта притча обращена к каждому из нас: мы удалились от нашего Небесного Отца, но имеем шанс вернуться к Нему с покаянием и изменением себя. Поэтому Церковь, напоминая нам о том, что время поста – особенный период, чтобы обратиться к Богу, назначила эту притчу за две недели до начала поста.

Однако в древности (с VII века) данное чтение, а значит, и воспоминание этой притчи было не перед постом, а в третью неделю Великого поста, по современной нумерации это вторая неделя Великого поста, когда теперь мы вспоминаем память святителя Григория Паламы: и до сих пор в этот день читается канон Триоди на тему блудного сына, а в течение третьей седмицы Великого поста стихиры самогласны также раскрывают именно эту тему.

С IX века это воспоминание переносится перед Неделей мясопустной, таким образом, Неделя о блудном сыне становится первой подготовительной неделей Великого поста, с которой начиналось пение Триоди. И уже с XI века перед Неделей о блудном сыне появляется Неделя о мытаре и фарисее.

Песнопения Триоди в этот день, как и происходит часто во время поста, связаны именно с притчей о блудном сыне, в них она толкуется, раскрывается в дополнительных ярких красках и смыслах. Каждая стихира в этот день передает ощущения от нашего греховного падения, лишения Царства, и мы призываемся возопить к Богу, как возопил блудный сын: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

Мы призываемся возопить к Богу, как возопил блудный сын: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою»

Так, в этой стихире мы обращаемся к своей душе:

«О коликих благ окаянный себе лиших! О какова Царствия отпадох страстный аз! Богатство изнурив, еже приях заповедь преступих. Увы мне, страстная душе! Огню вечному прочее осудишися. Темже прежде конца возопий Христу Богу яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя».

В переводе на русский язык:

«О, сколь великих благ я, жалкий, самого себя лишил! От какого Царства я отпал, несчастный! Богатство расточив, которое получил, заповедь преступил. Увы мне, бедная душа! Огню вечному ты впредь повинна. Потому прежде конца воззови Христу Богу: “Как блудного сына прими меня, Боже, и помилуй меня!”».

Однако самым ярким моментом всенощного бдения является пение еще одного – 136-го – псалма «На реках Вавилонских» в добавление к обычным полиелейным (134 и 135) псалмам. К каждому стиху этого псалма припевается «Аллилуия». Кроме этого воскресения, псалом будет петься еще в два последующих воскресения.

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа.

На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Аллилуиа.

Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении. Аллилуиа.

Воспойте нам от песней Сионских. Аллилуиа.

Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аллилуиа.

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Аллилуиа.

Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Аллилуиа.

Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Аллилуиа.

Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Аллилуиа.

Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуиа».

В переводе на русский:

«У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуия.

На ивах посреди него повесили мы органы наши. Аллилуия.

Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении. Аллилуия.

“Пропойте нам из песен Сионских”. Аллилуия.

Как споем мы песнь Господню на земле чужой? Аллилуия.

Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя! Аллилуия.

Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в самом начале веселья моего. Аллилуия.

Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: “Разоряйте, разоряйте до оснований его”. Аллилуия.

Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твое, которым ты воздала нам. Аллилуия.

Блажен, кто схватит и разобьет младенцев твоих о камень. Аллилуия».

Этот псалом напоминает о вавилонском плене иудейского народа. В нем ярко выражается страдание человека, лишенного родины, жаждущего возвращения в дорогие его сердцу места. Такие же настроения часто были у тех, кто вынужденно покинул Россию после революции. Да и у многих людей возникает некая тоска по тому месту, где людям было хорошо. Поэтому данный псалом замечательно встраивается в тематику Недели о блудном сыне, который захотел вернуться в дом отца своего. Так и мы в определенный момент начинаем скорбеть о Небесном доме.

На этот псалом известные композиторы сочиняли музыку. В их числе Г. Шютц, И.Г. Шейн, И.С. Бах и другие. Примечательно, что и знаменитая эстрадная группа «Boney M» исполнила песню «Rivers of Babylon» на этот псалом.

Как и на прошлой неделе, исполняются припевы и стихира к 50-му псалму «Покаяния отверзи ми двери» после воскресного Евангелия на утрени.

Канон, который читается на этой неделе, написан Иосифом Песнописцем и, естественно, посвящен тематике притчи о блудном сыне. Уже первый тропарь канона отлично передает общее настроение этой недели:

«Иисусе Боже, кающася приими ныне и мене, яко блуднаго сына, все житие в лености живша, и Тебе прогневавша».

В переводе на русский:

«Иисусе Боже, прими ныне кающимся и меня, как блудного сына, всю жизнь в нерадении прожившего и Тебя прогневавшего».

По третьей песни канона исполняется умилительный седален «Объятия Отча». На самом деле это остаток древнего кондака преподобного Романа Сладкопевца. Он поется также во время монашеского пострига:

«Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».

В переводе на русский:

«Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: “Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!”».

Следующая седмица (неделя) в отношении поста является обычной, то есть в среду и пятницу постимся. А уже предстоящая суббота называется Вселенской родительской (мясопустной) субботой. В этот день мы будем вспоминать всех почивших от века наших сродников. Хотя изначально этот день посвящен тем, кто погиб внезапной смертью, без вести пропал, за которого некому молиться.

Следующее воскресение называется Неделей о Страшном суде, мясопустной. В этот день мы заговляемся на употребление мяса.

Серафим Алпатов 27 февраля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить