«Нераскрученный святой»

Беседа с настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря
иеромонахом Арсением (Смирновым)

Основанный в середине XIV века, Спасо-Евфимиев монастырь был форпостом Суздальско-Нижегородского княжества. Первым его игуменом стал святой Евфимий, «духовный собеседник» и сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь назывался Спасо-Преображенским. Но после обретения в 1507 году мощей святого, который был почитаем не только в Суздале, но и по всей Руси, монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым. Сегодня обитель открыта и для верующих, и для интересующихся историей: монастырь – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. 

О современной жизни монастыря, о чудесном обретении мощей святого Евфимия рассказывает настоятель монастыря иеромонах Арсений (Смирнов).

– Отец Арсений, сегодня – 1/14 апреля – праздник в обители: память преподобного Евфимия Суздальского. А в каком статусе ныне пребывает монастырь?

– Спасо-Евфимиев монастырь – это музейный комплекс. Но мы, монахи, тут находимся ежедневно. До пандемии здесь были ежедневные богослужения. Но в марте прошлого года по приказу Министерства культуры в обители богослужения прекратились, сам музей был полностью закрыт для туристов. Теперь мы снова служим по воскресеньям. В престольный праздник служба, конечно, будет совершаться.

В пандемию богослужений не было, и работники музея попросили вернуть службы. Люди почувствовали нехватку молитвы

– Кто из церковных иерархов способствовал расцвету обители?

– Священномученик Серафим (Чичагов). За пять лет его настоятельства – с 1899 по 1904 – в монастыре преобразилось многое до неузнаваемости. Отреставрирован собор. Построены корпуса, две гимназии – для мальчиков и для девочек. Увеличилась братия до 460 человек. Была проведена капитальная реставрация. Это было настоящее спасение для нашего монастыря.

В Суздале проживает около 10 тысяч человек. На весь город приходится 12 святых. Всех их можно считать покровителями города. Преподобный Евфимий входит в это число, но выделять его в качестве единственного небесного покровителя я бы не стал. Вместе с тем его монастырь можно назвать архитектурной доминантой. Это самый крупный монастырь, он по своим размерам не уступает Троице-Сергиевой Лавре. Были периоды упадка, конечно. Но благодаря работе музея, труду музейных работников многое удалось сохранить.

– Отец Арсений, а для вас кто святой Евфимий?

– Я вырос перед его мощами. Я живу прямо напротив храма, где были его мощи. Я всегда его боялся. Он мне всегда казался очень строгим. Даже сейчас, когда я его переоблачаю, у меня есть чувство трепета. У монастыря много приписных храмов: Богородице-Рождественский собор, где мощи святителя Иоанна; Успенский храм, где лежат мощи архиепископа Суздальского Арсения, в честь которого меня постригли. Мощи приходится регулярно переоблачать. Но самый сильный внутренний трепет, даже не страх, а сильнейшее благоговение – перед мощами святого Евфимия.

Понимаете, для меня очень важен его пример. Этот подвиг обязывает к дисциплине, к труду. Этот пример с детства перед моими глазами. Своим примером он заражал всех окружающих. Знаете, можно выйти на проповедь, попытаться воздействовать на психику, но если ты сам не живешь тем, чему учишь, тогда грош такой проповеди цена. Людям нужно говорить то, что ты сам выполняешь. Преподобный Евфимий как раз и показывал горожанам и братии монастыря, что такое настоящий аскетизм.

Его подвиг обязывает к дисциплине, к труду. И этот пример с детства перед моими глазами

– Чем вызван этот всплеск интереса к духовным подвигам, отречению от мира в XIV веке?

– Та эпоха действительно знаменита духовным подъемом. Ее характеризует строгость, прежде всего, по отношению к Богу. Строгость в исполнении правил, непоколебимость в следовании канонам. Это было присуще тому времени. То количество святых вполне сопоставимо с количеством святых, которых дал нам XX век.

Еще один важный момент, который касается примет того времени, – религиозность власть имущих. Князья достаточно серьезно относились к Церкви, не позволяли себе вольных дум, соблюдали посты. При дворах княжеских были храмы, где регулярно совершались богослужения. Это была общая картина.

– Не сочтите мой вопрос провокационным, но образ этого святого не кажется вам слишком непонятным, устаревшим?

– Абсолютно не кажется. Он абсолютно не устарел. Он не так раскручен, как многие святые. Но если изучить исторические хроники, то можно обнаружить, что в 1914 году огромное количество паломников приезжало в Суздаль к мощам этого святого. К нему специально ездили. А Спасо-Евфимиев монастырь всегда входил в десятку развитых монастырей России.

– На какие исторические документы и источники опирались составители жития преподобного Евфимия? С какими материалами приходилось вам работать?

– Я могу лишь опираться на Минею, где изложена жизнь святого, где подробно говорится о его строгости, воздержании. Это изложено довольно полно и хорошо. Есть и в запасниках музея первое издание его жития. Есть и в Печерском монастыре Нижнего Новгорода, откуда он вышел, издание раннего жития святого Евфимия. Они датированы временем даже до официального прославления подвижника.

– Мощи преподобного Евфимия были обретены в 1507 году, почти через сто лет после кончины святого. Их обрели с целью прославления?

– Этот эпизод связан со строительством Спасо-Преображенского собора: копали ров и нашли мощи. Раньше на месте обретения мощей святого Евфимия был храм, а сейчас стоит специальный навес. Не было четкой задачи поднимать его мощи. Но их обрели нетленными. Сейчас сохранились кости и глава святого.

– Знаю, что очень непростая у них история…

– В XX веке мощи суздальских святых были поруганы, как и остальные святыни по всей стране. Многие были уничтожены. Но останки преподобного Евфимия и святой Евфросинии были просто сложены в мешок из-под картофеля. В таком виде они хранились в запасниках музея. В мешках! К 1000-летию Крещения Руси мощи этих двух святых было решено передать в храм святого равноапостольного царя Константина, единственного действующего на тот момент в городе. Собственно, в этом храме и происходили все торжества. Настоятелем там было отец Валентин Русанцов. Мощи передали туда. Но история получила продолжение в 1990-е годы, когда отец Валентин ушел к зарубежникам. Он получил сначала там архиерейский сан. Но потом он и от них ушел, решил образовать свою автономную церковь. Мощи и имущество оставались в Константиновском храме этой «церкви». После возвращения храмов нашей Церкви мощи тоже вернули. Была целая эпопея, работали судебные приставы. Святая Евфросиния Суздальская была положена в Ризоположенском монастыре, а преподобный Евфимий побыл в Александровском мужском монастыре, но потом его мощи вернули в Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря.

– О чем молятся этому удивительном подвижнику?

– Святой Евфимий помогает в исцелении беснования и всякого рода психологических проблем. Он помогает справиться с депрессией. У меня защищена кандидатская об этом, я кандидат психологических наук. Я общался с прихожанами, которые обращались к этому святому и получили помощь.

Очень сильное благоухание от мощей наблюдается. Самое интересное, что многие начинают сомневаться в этом. Я говорю: давайте ваш платок положим. Люди снимают платок, кладут на мощи. Мы через десять минут отдаем платок человеку, а ткань на самом деле благоухает. Для сомневающихся мы иногда так делаем.

– Как раз по поводу сомнений. Отец Арсений, всегда, когда читаю подобные жития, меня не покидает ощущение, что они сделаны по одному шаблону: проводил ночи в молитве, постился, не ел досыта…

– Человек всегда все воспринимает зрительно, через слух, через обоняние. Поэтому на тот момент категории подвига, которые вы приводите в качестве примера, были понятны нашим предкам. Действительно, жития похожи на сказку. Это не жизнеописание. Я сомневаюсь, что кто-то записывал за преподобными их те или иные действия. Но тем не менее, Господь наделил святого Евфимия после его кончины таким даром, такой силой исцелять бесноватых людей – и это определенное знаковое событие. Оно серьезное.

Господь наделил святого Евфимия даром исцелять бесноватых людей – и это знак!

Важно понимать, что, если бы мы сейчас создавали житие святого Евфимия, мы бы иначе его написали. Почитайте жития новомучеников.

– Можем ли мы доверять этим данным?

– Я уверен, что можем. Хотя я допускаю, что есть приукрашенные моменты. Если же мы возьмем поздних святых, например тех же суздальских святых, то заметим, что их жития изложены в виде вполне реалистичной хроники. У нас есть святитель Иларион, митрополит Суздальский. Он умер в 1707 году. Именно благодаря ему весь Суздаль выполнен в камне. Все суздальские храмы, а их, как вы знаете, очень много. Из его жития мы узнаём, что митрополит Иларион боролся с блудными страстями.

– О какой черте святого Евфимия доподлинно известно? Может быть, вы чувствуете какой-то живой штрих, когда молитесь этому святому?

– Он строгий. Каким он описывается в житии, таким и представляется мне. Монастырем до сих пор руководит именно он. В монастыре работает большое количество народа. Это музейные работники. Создать здесь снова полноценный действующий монастырь сейчас довольно трудно. Должен сказать, что мы сдружились с музейными работниками. Во всяком случае они не воспринимают нас как захватчиков. Мы хорошо общаемся со смотрителями музея. Нам руководство помогает, мы стараемся им помогать. Многие работники стали ходить на богослужения. Господь все управил. За этот год, пока нас не было, сами сотрудники музея обратились к своему руководству с просьбой вернуть богослужение. Потому что люди уже привыкли перед работой заходить в храм.

У нас все распределено: с 8 до 10 утра – наше, монастырское время, а с 10 до 5 вечера – время музея. А потом снова: с 5 до 7 вечера – наше время. То есть люди и перед работой, и перед тем, как пойти домой, приходили в храм, молились. Люди почувствовали нехватку молитвы в храме и обратились с такой просьбой – вернуть богослужения. А это, сами понимаете, дорогого стоит. Везде ведь обычно борьба начинается не на жизнь, а на смерть. Думаю, что это целиком заслуга святого Евфимия.

– Расскажите как пастырь, как человек, который защитил кандидатскую диссертацию по психологии, о том, как говорить с молодежью о святости?

– У человека сегодня, особенно у детей, изъято понимание чуда. В любое чудо, даже в самое элементарное. Ребенок верит в то, что он видит. Это книги, сериалы, фильмы, вся современная индустрия развлечений. Я буквально на днях повстречал группу подростков, которая выходила из музея. Они были на экскурсии. Они живую в принципе тему обсуждали: ношение платков в храме. Девушки возмущались: а чего я должна носить платок, я неверующая! А что эти кости там лежат!? Но каждый из этих подростков придет к Богу в свое время. Человек исключительно для себя что-то начинает понимать, когда наступает на грабли. Мы не учимся на чужих ошибках. Нам обязательно нужно расшибить лоб. Мы все через бунт проходили в подростковом возрасте. Если бы я вклинился в их разговор – а я мог это сделать, – то ничего бы не вышло, и так делать неправильно. Нужно дождаться, когда человек созреет сам.

– А как разговаривать с молодыми людьми, которые проявляют интерес к житиям святых, к их духовным подвигам?

– Мне кажется, что и рассказывать ничего не надо. Достаточно просто открыть раку с мощами, дать приложиться, дать почувствовать благоухание. Важно дать им понять, что никто эти мощи специально не обрабатывал ароматами, ничем не брызгал.

Можно предложить отказаться в пост от мобильного телефона. Справится кто-нибудь? Нет, едва ли. А святой Евфимий всю жизнь от всего отказывался. Я думаю, что ребенок или подросток сможет оценить степень этого подвига. Пусть не сразу, но его сердца коснется пример самоотречения этого подвижника.

С иеромонахом Арсением (Смирновым)
беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить