О блаженствах Апокалипсиса

Откровение Иоанна Богослова. Беседа 4

Сегодня мы рассмотрим слова, которые хвалят книгу Откровения:

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1: 3).

С самого начала Откровения Господь Сам призывает христиан к его чтению. Ни в одной из других книг Библии мы не найдем подобного обетования для читающих и слушающих их. Сам Бог призывает к изучению Откровения!

Блаженство обещается не за одно только чтение, но и за соблюдение написанного. Исполнение слова Божиего – ключ, через который открывается понимание Откровения. Сердечное желание исполнить заповеди Христовы есть законная дверь, через которую может приступить христианин к таинственным смыслам этой книги.

Здесь неуместно лишь удовлетворение своей любознательности. Читая Откровение, мы не только углубляем свое знание христианства. Мы готовимся соблюдать написанное, претворять в жизнь постигнутые основы, реализовывать их в своей личной духовной жизни.

***

«Блажен читающий и слушающие».

«Блаженный» по-гречески μακαριος. Поэтому такие «блаженства» в библейской науке называются «макаризмами».

В древнегреческой литературе слово μακαριος употребляется для обозначения небесного блаженства богов и людей. «Макариос» – это тот, кто имеет идеальное счастье, без примеси земных скорбей.

Греческий термин μακαριος в Септуагинте употребляется для передачи древнееврейского слова אשר («ашер» – счастье, блаженство). «Под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слова, можно подразумевать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство. Они обладают внутренними достоинствами, внутренним миром и счастьем и здесь, на земле» (Толковая Библия Лопухина).

В христианском понимании блаженство есть совершенное состояние духовной радости, следствие соединения с Богом как подлинным Благом. Радость затаенная, безмятежная, очень личная, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни. Эта радость пронизывает нас даже через страдания. Ее не могут разрушить ни печаль, ни потеря, ни боль. Радость во Христе сияет нам сквозь слезы, и ее не могут отнять ни жизнь, ни смерть.

Блаженство – это состояние духовной радости, следствие соединения с Богом как подлинным Благом

«Это не то шумное, поверхностное счастье, которое приходит и уходит двадцать раз в день, такое хрупкое и непостоянное; это – глубокое счастье, которое происходит не от одной определенной причины, но оттого, что душа наша, по словам Достоевского, прикоснулась к “иному миру”. И прикоснулась она к тому, что полно света, мира, радости и невыразимой надежды», – писал протоиерей Александр Шмеман.

Обещание блаженства за те или иные добродетели встречается и в Ветхом Завете. Например:

«Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай» (Иов 5: 17). «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1: 1). «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс. 31: 1). «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31: 2). «Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс. 32: 12). «Вкусите – и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33: 9). «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. 39: 5). «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40: 2).

В Новом Завете учение о блаженстве выражено в Нагорной Проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю…» (Мф. 5: 3–5). Христос возносит душу человека в сами Небеса, предлагая евангельскую этику – духовные законы для вхождения в Царство Небесное.

***

Перед нами первый из семи «макаризмов» в Откровении. Давайте назовем все «макаризмы» Апокалипсиса:

1. Откр. 1: 3: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко».

2. Откр. 14: 13: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; да, – говорит Дух, – они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними».

3. Откр. 16: 15: «Се, иду как тать (вор): блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его».

4. Откр. 19: 9: «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии».

5. Откр. 20: 6: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».

6. Откр. 22: 7: «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей».

7. Откр. 22: 14: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».

Три раза сказано о соблюдении заповедей. Это то, что главное для Господа. Точнее говоря, главное для нас, если мы хотим спастись и войти в Его Небесное Царство.

Три раза сказано о соблюдении заповедей. Вот то, что главное для нас!

«Макаризмов» всего семь. Число 7 – символическое. В книге Откровения есть несколько седмеричных циклов. О числовой символике Апокалипсиса мы скажем немного позже.

Вся книга обрамляется двумя «блаженствами». В начале: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1: 3). В конце Апокалипсиса говорится: «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Откр. 22: 7).

Вспоминаем композицию хиазма – цикличность повествования с неким смысловым центром. Такой «аркой» блаженств подчеркивается пророческое значение книги и та жизненная задача, которая ставится в ней перед христианами.

***

«Ибо время близко».

Неточный, как это обычно в Синодальном тексте, перевод. Скорее нужно перевести как «срок близко». Речь идет не о «времени», а о назначенном Богом, совершенно определенном «сроке». Это срок наступления того, «чему надлежит быть вскоре» (ст. 1).

Эсхатологические события Конца и Дня спасения близки по времени и духовно. «Уже позже, чем вы думаете», – говорил отец Серафим (Роуз).

***

Дальше идет обычное для апостольских посланий приветствие. Апостол Иоанн представляет себя как автора книги и передает своим адресатам благословение от Христа: «Иоанн – семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет…» (Откр. 1: 4).

Но об этом мы поговорим в следующей статье.

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров 2 декабря 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить