О чуде в Зографском монастыре

Великомученик Георгий Победоносец.png
Великомученик Георгий Победоносец

В 1985 году благочестивый киприот Стелос Хаджихаралампу вез большую икону «Успение Пресвятой Богородицы» для часовни Зографского монастыря. Он дал обещание привезти такую икону, когда год назад совершенно «случайно» оказался в этой обители.

Путь был непростым. Недалеко от обители его, чрезвычайно уставшего, сморил сон. И вот видится ему, что перед ним стоит человек. Стелос решил, что это Пахомий, старец Зографской обители. «Благословите меня, геронда Пахомий. Я выполнил свой обет: вот икона для вашей часовни», – сказал Стелос. А в ответ услышал: «Я не Пахомий. Разве ты не узнал меня? Я святой Георгий. Хочешь, я помогу тебе доставить образ в обитель?» Он взял икону и исчез.

Стелос пробудился, увидел, что иконы нет, и очень расстроился. Опечаленный, он пришел в Зограф и рассказал игумену, как он вез икону и как она исчезла. Они пошли к часовне, для которой писался этот образ Божией Матери. Часовня была заперта на ключ. Игумен достал ключ, открыл дверь, они вошли – и о чудо! Именно на том самом месте, куда и предполагалось повесить образ Божией Матери, находилась та самая икона, которую вез Стелос.

Вот что говорит о сути и значении этого чудесного события митрополит Афанасий Лимасольский.

Это необыкновенное происшествие действительно большое чудо. Но оно было принято святогорской общиной с некоторой сдержанностью. Никто не бросился бежать, чтобы увидеть икону. Мы просто услышали, что через святого Георгия произошло чудо, и этого нам было достаточно.

Я не знаю, как сейчас люди воспринимают подобное, но в то время на Афоне чудеса были обычным делом. Говорили: «Святой Георгий совершил чудо, и ничего странного в этом нет».

Можно сказать, что чудеса происходят там каждый день.

На Афоне чудеса были обычным делом. Можно сказать, что чудеса происходят там каждый день
Я недостоин толковать это чудо, но думаю, что тогда в таком чудесном событии нуждались две национальных монашеских общины.

Грекам было показано, что святой Георгий заботится о болгарском монастыре. Потому что в те годы мы очень беспокоились о Зографской обители. Мы видели, что там подвизались четверо-пятеро монахов, и спрашивали себя:

– Что будет с монастырем? Какова воля святого Георгия?

Думаю, и для монахов Зографа это чудо было явным доказательством того, что святой Георгий обитает в монастыре, и если его благодать нисходит на них, то он не допустит, чтобы обитель опустела.

Я до 1987 года не был в Зографе. Часто слышал от паломников, посещавших этот монастырь, что он пустеет. И все задавались вопросом:

– Возможно ли, чтобы святой Георгий допустил запустение монастыря?

Думается, что именно по этой причине и произошло чудо. Не для того, чтобы помочь Стелосу перенести икону, а чтобы показать: благодать святого Георгия обитает в Зографе.

И значимо, что это чудо не явлено болгарину, потому что греки тогда сказали бы:

– Болгары придумали это чудо.

А чудо произошло с человеком сторонним, не из Греции и не из Болгарии, с тем, кто вообще не имел никаких связей с этим монастырем. Он просто посетил однажды святую обитель как обыкновенный паломник, и ничего более. Его свидетельство может считаться серьезным и подлинным подтверждением чуда, как и свидетельство игумена, который был его очевидцем.

Допустим, что Стелос придумал такое чудо. Для чего? Чтобы его имя стало известным? Чтобы вызвать шум вокруг себя? Но он только нескольким людям рассказал о чуде, а уже они передали другим. Так распространилась информация об этом.

Мы так и поняли: этим чудом святой Георгий свидетельствует о своем присутствии в монастыре
Наш старец Иосиф, когда услышал о чуде, и все другие растолковали его следующим образом: святой Георгий обитает в монастыре, он не покинул обитель. Именно это услышали мы. Мы не говорили:

– А! Это показывает, что святой хотел новую икону, что Пресвятая Богородица хотела иметь Свой образ.

Но говорили так:

– Этим святой Георгий свидетельствует о своем присутствии в монастыре.

Мы ведь уже махнули рукой на Зограф, то есть считали, что пришел конец этой святой обители. Потому что он был болгарским монастырем, а в то время в Болгарии было много проблем: коммунистический строй, огромные трудности. Мы не видели света надежды, не видели будущего для него, потому что никто не приходил в святую обитель, чтобы стать монахом. Монахов было мало. Большинство из них были в преклонном возрасте и один за другим покидали сей мир.

Это был очень трудный период как для болгарского народа, так и для болгарского монастыря. Затем постепенно в течение нескольких лет монастырь стал пополняться новыми иноками. Дела в Зографе понемногу стали выправляться, и так до сегодняшнего дня. Сегодня дела в этой святой обители обстоят во много раз лучше.

 

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православен свят

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить