О крестоношении. «Я хочу быть с Тобой, Господи!»

27 марта исполнилось бы 75 лет архиепископу Алексию (Фролову). Публикуем его проповедь, сказанную в этот же день в 2011 году в Костроме, когда празднование особо чтимой, сопребывающей в тех краях Феодоровской иконе Божией Матери так же, как и в этом году, совпало с Неделей Крестопоклонной. 

1.jpg

Сегодня особый день для всей Православной Церкви, для всей православной полноты: с этого дня начинается Крестопоклонная неделя, и сегодня, согласно церковному календарю, этот день совпал с празднованием иконе Божией Матери «Федоровская» – нашей Небесной Покровительницы, особой Покровительницы нашего края, города Костромы и всей нашей богоспасаемой и богохранимой страны.

Мы все имеем особое покровение Матери Божией. Вот об этом ни в коем случае нельзя забывать. Богоматерь избрала нашу землю, чтобы здесь постоянно пребывать и, пребывая тут, особенно взирать на наше сердце, на наше благочестивое житие, на наше желание спасаться, на нашу любовь к Богу и Ее возлюбленному Сыну, Которому Она дала плоть и кровь. И вот, взирая на наше сердце, Она помогает нам избирать только добро, но Она не может насильно заставить нас делать добро. И когда мы не смиряемся перед заповедями Божиими, когда мы не смиряемся пред Ее Сыном, Христом, перед Нею, тогда Она смиряется и отходит от нас, от нашей жизни, от нашего человеческого сердца. Будем же особо помнить о том, что Ей Спаситель вручил человеческий род и Она является Матерью для всего человеческого рода. Но, как я сказал, особое Ее покровительство – на нашей земле, потому что Она избрала ее и пребывает уже от начала явления нам самой Своей чудотворной иконы. И какие бы ни были исторические события, какие бы ни были катастрофы, Она все равно остается неизменно с нами, Господь охраняет этот образ для того, чтобы нас еще раз убедить в том, что Пресвятая нас любит, Она для нас является Матерью.

И сегодня, дорогие, поскольку начинается Крестопоклонная неделя, Крест износится из алтаря, для того чтобы в середине поста нас, православных людей, подкрепить в несении нашего посильного подвига во время Четыредесятницы. Сказано: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мк. 8: 34).

Нет иначе спасения, как только взойти вместе с Ним на Крест

В течение жизни мы пытаемся созидать некую комфортную нишу для себя. Но Евангелие же для нас, христиан, – это не только исторический и литературный памятник, для нас Евангелие – это благовестие о нашем спасении, слово Божие, обращенное к моему сердцу, не к разуму, а именно к сердцу. Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23: 26) – некогда, еще в Ветхом Завете, сказал Господь. И вот теперь, поскольку мы имеем Евангелие, будем не только знать его, читать каждый день – это всё замечательно, – но попытаемся все-таки следовать за Христом, отвергнемся себя, согласно Его слову: кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя. Мы в течение жизни отвоевываем для себя некую свою территорию, даже внутреннюю, – уж мы-то, мол, знаем, что нам надо, чего мы хотим. Но свет евангельский остается для нас как бы в стороне. Мы всё знаем, но исполнять заповеданное нам не трудимся, поскольку для этого необходимо отвергнуться себя. Что это значит?

2.jpg

Давайте обратим внимание вот на эти евангельские слова. Спаситель наш Иисус Христос, Который пришел грешные спасти, – Он был послушен Своему Отцу даже до смерти, смерти крестной (Флп. 2: 8). Он отвергнул Себя и пришел в мир: не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20: 28), – и пришел на сей час страданий, дабы спасти род человеческий. Крест – это единственное орудие спасения рода человеческого: нет иначе спасения, как только взойти вместе с Ним на Крест. А изначально мы следуем за Господом нашим на Голгофу, – восходим поначалу хотя бы помыслом, желанием быть вместе с Ним, исповеданием: «Я хочу быть с Тобою, Господи». 

Но как непрестанно тянет нас к себе мир, как он нас зацепил своими прелестями, обманчивыми ценностями. И вот, когда человек уже понимает, может быть, и при исходе дней или же даже в начале своего жизненного пути, либо в середине – по-разному, и дай, Господи, чем раньше, тем лучше, – и вот он понимает, что все, что он делает: ходит в церковь, читает литературу, молится, – всего этого недостаточно. И он задается вопросом: почему же я не получаю внутреннего удовлетворения; почему во мне нет радости; почему, в конце концов, во мне не рождается – ведь я хожу в церковь, я причащаюсь, я молюсь – почему во мне не рождается любовь даже к врагам? Это ведь заповеданный нам естественный критерий настоящей христианской любви. Почему у меня нет любви даже к моим близким? Я не знаю, что такое любовь к жене или к мужу, к детям, к родителям. Я не знаю, что это такое – действовать вопреки желанию своего сердца. Вот когда я утомлюсь собственным состоянием, когда я начну понимать, что в таком состоянии, как у меня, я не могу приблизиться к Богу, я и буду вопить к Нему только с одной единственной просьбой: «Господи! Исцели меня! Я утомился собой, я не могу больше терпеть себя таким, какой я есть! Я понимаю, что я далеко отстою от Тебя!»

От меня только требуется терпеливо проживать жизнь: такую, которую мне дарует Сам Бог

И вот только когда эта решимость наступает, тогда человек и выходит из своей этой комфортненькой ниши и обращается к своему Небесному Отцу. Удивительные и страшные слова он начинает произносить, уже не как бы проходя мимо Его Образа, а встав перед Самим Богом, честно, откровенно говорит: «Господи, делай со мной все, что угодно, но только исцели меня». Вот как только я произнесу эти слова, я начну восходить к пониманию Гефсиманской молитвы – вспомните: Отче, да мимоидет чаша сия (Мф. 26: 39). Это Сын Человеческий, обращаясь к Своему Небесному Отцу от лица всего падшего человеческого рода, говорит – и эти слова для нас сказаны: Отче, да мимоидет чаша сия. Я боюсь, Господи, боли – вот чего я, в конце концов, постоянно, всю жизнь, боюсь. Я боюсь отвержения себя, я боюсь идти по пути Христову, я боюсь не исполнить того, что мне хочется, что диктует мне мое же испорченное сердце. Но до тех пор, пока я не произнесу другой части молитвы, – горе мне: я еще и не родился как христианин, потому что всякий раз у меня есть повод к самооправданию. А какая же это часть вторая? Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22: 42). То есть, как мог бы сказать каждый из нас: «Господи, делай со мной все, что угодно, но только исцели меня». Какая решительная фраза сказана Христом Спасителем для нас, для человеческого рода, желающего быть с Богом. И тогда отвергает человек всякую попытку к самооправданию: «Я хочу, Господи, быть другим!»

3.jpg

И тогда я слышу: возьми крест свой и следуй за Мной. Я-то думал, что поскольку я отвергся себя, как мне показалось, я уже сразу иду в рай. Ничего подобного. Я только восхожу на Голгофу. А здесь еще Господь говорит: «Все, что ты встретишь теперь на своем пути, – это от Меня. Волос с головы не упадет без воли Моей» (Мф. 10: 30). И значит все, что будет происходить в моей жизни, – все от Бога. Какой же удивительный подвиг и какая решимость к этому подвигу должна быть, и желание соответствующее должно родиться в моем сердце! Вот теперь я на все согласен. Господи, я верю, что волос с головы не упадет без воли Твоей. Я теперь знаю, что все, что я встречаю на своем жизненном пути, – это все посылается от Тебя. От меня теперь только требуется терпеливо проживать свою жизнь: не устранять жизненные препятствия, а проживать эти обстоятельства; не уклоняться от негодных людей, а проживать жизнь такую, которую мне дарует Сам Бог. «Живи не как хочешь, а как Бог велит», – говорят святые. Отвергнись себя – это и значит: не живи, как хочешь, не следуй призывам и влечениям своего испорченного сердца, а смиряй себя, исполняя Божественные заповеди. Испорченное сердце говорит: «Я хочу». А Божественные заповеди говорят: «Дитя Мое, – Сам Господь говорит, – дитя Мое, Я хочу, чтобы ты был со Мной. Я прошу тебя, дитя Мое, Мой возлюбленный человек, которого Я создал и которого Я воссоздал, сойдя на землю, воплотившись и распявшись ради тебя, Я хочу, чтобы ты был со Мной, поэтому не делай того, что ты хочешь, – это тебе внушает враг так поступать, и это говорит твое испорченное сердце. Послушай то, что Я тебе заповедовал».

И вот тут начинается борьба – борьба человека со своим ветхим пораженным грехом человеком. И как говорит религиозный философ Иван Ильин: необходимо научиться бороться с внутренним, с личным сатаной. Вы только подумайте, оказывается, зло человеку присуще, оно глубоко укоренено в человеческой природе после грехопадения. Оно, как говорит Иван Ильин, имманентно человеку, то есть оно присутствует в нас. И когда я делаю зло, я слушаю врага, моего собственного врага, который не хочет мне спасения и моего вечного бытия с Богом. Я должен отвергнуть этот внутренний голос и последовать за любящим меня Христом, Который восшел на Крест по любви ко мне, и я должен взойти на крест, но предварительно я должен взять этот свой крест на плечи и достойнейшим образом нести его на своих плечах по любви ко Господу: «Я хочу быть с Тобой, Господи!»

А будет ли христианин роптать, неся этот крест? Взглянем на нашего Спасителя, Который нес этот Крест для Себя, но Он нес его и для человеческого рода, желая его спасти. Он льна курящегося не угасил, трости надломленной не переломил (Ис. 42: 3), – говорит о Нем ветхозаветный пророк. Нет, конечно, Он не обличал и не укорял распинающих Его. Он всё предал Небесному Отцу, Который и возвел его на Крест. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16).

4.jpg

Возьми крест свой и следуй за Мной. О, если бы мы представляли, как важно идти вслед за Христом! Представьте себе страшную ситуацию, в которую бы мы попали: нет пути, и мы не знаем, как выбраться из страшного места. И вдруг приходит чудесным образом тот, кто знает дорогу. Как же бы мы были счастливы, как бы мы были рады тому, что есть проводник, который нас выведет из этого страшного места! Ну почему же мы никак не можем научиться слушаться Самого Христа? Неужели в нас, в нашем сердце, настолько сильно действует враг, что он абсолютно владеет мною, и я одержим нечистотою, демонической силой и ничего не могу сделать с собой? Я не делаю, что хочу, а делаю то, что мне не нравится. Я не только не испытываю радость, а я постоянно испытываю неудовлетворение, угрызение совести и болезнь сердца тогда, когда делаю что-либо, что мне хочется. Но почему же я не следую за Христом? – Трудно.

Вот почему подвиг Христа Спасителя для спасения рода человеческого и был возможен только на Кресте. Но не надо его бояться, ибо Крестом радость пришла всему миру. Ибо Христос восшел на Крест, и нам необходимо следовать за Христом, возлюбив свой крест, благодаря Бога за всё и следуя за Ним след в след – на Голгофу, чтобы претерпеть распятие, умереть с Ним и с Ним совоскреснуть в Страшный день Суда.

Подготовила Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить