О подлинной христианской любви

1 (1).jpg
Епископ Ириней (Стинберг)

Сегодня я бы хотел остановиться на теме любви, на воззвании к нам святых отцов Церкви повиноваться заповеди Христовой любить друг друга, как Он возлюбил нас. Начну с цитаты из письма святителя Василия Великого IV века: «Я не могу уверить себя, что без любви к ближним и без миролюбия ко всем, насколько это зависит от меня, я могу называться достойным служителем Иисуса Христа». Остановимся на мгновение на этих замечательных словах. Для святителя Василия первым признаком истинного служителя Христова является любовь к ближнему. И эта любовь связана одновременно с глубоким внутренним мирным состоянием, с миролюбием.

Под любовью в современном мире понимаются разные вещи: эмоциональное удовлетворение, взгляд на другого, но не обязательно из искренних побуждений альтруизма или сострадания. В мире много эгоистичной любви, вседозволяющей, которая позволяет другим и себе все что угодно, не принимая во внимание, что наши желания глубоко изуродованы грехом. Поэтому святые отцы своим свидетельством дают нам определение подлинной христианской любви в ее правильных рамках.

Мы призваны любить так, как любил Христос. И такая любовь рождается из нашего личного опыта богообщения, из нашего богопознания и подлинного стремления жить Его жизнью. Это не та любовь, которую мы проявляем через наши эмоции, чувства и слова. Об этом говорится в «Лествице» святого Иоанна Лествичника. На шестой ступени его лествицы мы находим следующее: «Не желай словами уверять всех в твоем расположении к ним, а лучше проси Бога, чтобы Он открыл им любовь твою неведомым образом; иначе не достанет тебе времени на изъявление любви к ближним и на умиление».

Мы призваны любить так, как любил Христос

Любовь – это действие, как мы видели уже у святителя Василия. Она не должна быть лишь словесной. Христианская любовь – это образ жизни, то, как мы живем, а не просто то, что мы говорим. И наш ближний, пишет преподобный Иоанн, встречается с нашей любовью самым непосредственным образом не тогда, когда он слышит от нас: «Я люблю тебя», – а тогда, когда он любим на деле, когда он на опыте испытывает нашу любовь.

Именно через опыт нашей жизни, через то, как мы живем, действуем и ведем себя, ближние переживают настоящую любовь от нас. И такая любовь познается гораздо глубже, чем если бы мы сказали тысячу раз: «Я люблю тебя». Подлинная христианская любовь, тот тип любви, которую мы видим у святых отцов, – это не просто действие, которое мы выбираем; это часть того целого, кто мы есть и как мы живем. Вот что стоит за словами святого Иоанна: та любовь, которая проявляется только на словах, не является чем-то глубоким и остается на поверхности.

2 (2).jpg

Невозможность любить постоянно, всецело и открыто лишь посредством слов должна заставить нас осознать, что подлинная любовь находится на другом уровне, гораздо глубже. Точно так же невозможно следовать заповеди святого апостола Павла: «Молитесь непрестанно» (1 Сол. 5: 17), – когда под молитвой мы понимаем лишь словесные обращения к Богу. Сложность исполнения этого апостольского призыва показывает нам, если мы внимательны, что истинная внутренняя молитва – это нечто гораздо более глубокое. Так же и с нашей любовью.

Настоящая христианская любовь – это не просто поверхностный поступок, мимолетный выбор сделать что-то или поверхностный набор слов. Это проявление всей нашей жизни, прожитой во Христе. И поскольку она прожита во Христе, то она изливается, разделяется с другими через нашу любовь к ним.

Но еще одна характеристика христианской любви заключается в том, что это акт самоотдачи без ожидания чего-либо от других. Обратимся к тексту аввы Дорофея начала VII века. Этот замечательный авва сказал: «Не требуй любви от ближнего твоего, ибо тот, кто требует ее, смущается, если не встречает ее. Наоборот, лучше, чтобы ты сам проявлял любовь к ближнему и таким образом приводил его к любви».

Христианская любовь – это дар, который дается другому без каких-либо ожиданий. Христос, Который является для нас образцом истинной любви, не заставляет мир любить Себя. Он Сам любит его так всецело, так бескорыстно, с таким самопожертвованием, что переживание этой любви заставляет все творение тоже отвечать любовью. И это не вынужденный ответ, но творения Божии, испытывая любовь, которую Бог проявил к ним, естественным образом полюбили Его в ответ.

Христианская любовь – это дар, который дается другому без каких-либо ожиданий

Это должно быть, говорит авва Дорофей, нашим образцом служения и любви среди ближних и среди всего мира: не просить любви у других, тем более не требовать и не ожидать ее, но продолжать оказывать христианскую любовь ко всем. И тем самым, учит авва Дорофей, приводить к любви и ближнего. Этот святой нам напоминает, что христианская любовь – это таинство соучастия в Божественной жизни. Когда мы любим истинно, когда наша любовь – не внешнее, эмоциональное, самоудовлетворяющее действие, но когда мы действительно любим, по образцу той любви, которую показал нам Сам Бог, мы участвуем в жизни нашего Бога. Тогда мы вовлекаемся в Его любовь, чтобы разделить ее с этим миром.

3 (1).jpg

И это подводит меня к еще одной цитате, краткому изречению, приписываемому святителю Иоанну Златоусту: «Любовь друг к другу делает нас совершенными. Не существует ни одного греха, которого бы не могла уничтожить сила любви, как огонь. Легче хворосту выдержать сильное пламя, нежели греховному естеству противостоять силе любви. Давайте же умножим эту любовь в наших душах, чтобы встать рядом со всеми святыми, ибо и они все благоугодили Богу любовью к ближнему».

В связи с этим мне вспоминаются слова апостола Павла: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13: 13). Когда апостол говорит, что любовь является величайшей из этих добродетелей, он не умаляет значения двух других. Скорее, он делится с нами тем, что в акте нашего соучастия в Божьей любви есть что-то уникальное и чудесное.

Любовь создала Вселенную и спасла человека от греха. Любовь взошла на Крест. Что же удивительного в том, что святитель Иоанн Златоуст говорил нам, что эта любовь может сделать нас совершенными; что она может победить грех, как пламя пожирает хворост; что она может возвысить нас до общения со всеми святыми? Это все происходит не по какому-то волшебству, а потому, что любовь вовлекает нас в жизнь любящего Господа.

Когда мы встречаем ближних, любящих нас, и даже больше – нас ненавидящих, наша христианская обязанность состоит в том, чтобы посмотреть в глаза другому и увидеть в нем творение Божие. Мы призваны оказывать другим любовь не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, не ради человекоугодия, не ради того, чтобы почувствовать себя добродетельными, – это все поверхностная любовь. Но мы призваны быть для других подлинной иконой Христа, для чего мы и были созданы, – любить других так, как Христос возлюбил нас, как Он заповедал Своим ученикам. И, поступая так, мы соучаствуем в жизни Того, Кто любит нас, Кто постоянно обновляет нас. Тогда мы соучаствуем в жизни Бога как братья и сестры, искупленные Господом Иисусом Христом. Молитвами всех святых наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить