О стяжании добродетелей. Часть 2

Часть 1.

Святитель Василий Великий говорил, что каждый из нас нуждается в советниках для построения здания нашей души, и ими являются иерархи и священники Церкви. Христос оставил после Себя апостолов, которые позже передали благодать Святого Духа своим ученикам через апостольское преемство. Оно существует и сейчас в церковной иерархии. Как это важно! Наши священники, наши иерархи, они не деспоты, не властители; они наши духовники и советники. Мы должны смотреть на них и относиться к ним именно так, а не как к администраторам прихода или, знаете, как говорится, к работодателям. Мы должны смотреть на них как на тех, кто имеет благодать Божию, кто может через таинство Исповеди вязать и решить, давать нам духовные советы. Я знаю, что иногда это тяжело, потому что мы видим в них людей, таких же слабых, как и мы. Но они борются и работают над своим спасением, как и мы. В глазах Христа мы все равны, мы все Его духовные дети.

1.jpeg
Таинство Священства (Рукоположение)

Возвращаясь к теме радости, мы можем приобрести ее через терпение, не отвечая злом на зло, не мстя тем, кто огорчил нас или обидел каким-либо образом. Это очень важно. Пророк Исаия осудил правителей Иерусалима за стремление отомстить. Любите врагов ваших по заповеди Христовой и молитесь за них. Если мы будем взращивать в душе эти добродетели и приобретать их с радостью и веселием, то мы приобретем и непреходящую радость. Источником духовной радости также является слово Божие, содержащееся в Священном Писании. В нем есть сладость и благодать. Если мы будем читать слова Священного Писания, они будут притягивать нас, как магнит, и коснутся наших сердец. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что чтение Священного Писания подобно отверзанию небес, а уста пророков – уста Божии.

Новый Завет наполнен благодатью. Через него Бог говорит с нами лично. У нас есть послания, написанные апостолами, и есть Евангелие, которое является прямым учением Христа. Святитель Василий Великий учил о важности веры в то, что все слова Писания согласуются друг с другом, несомненны и истинны. В Псалтири сказано: «Начало словес Твоих истина» (Пс. 118: 160). И в других местах мы читаем: «Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы» (Пс. 18: 8); «Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди его, утвержены в век века, сотворены во истине и правоте» (Пс. 110: 7–8). Через эти строки мы призваны читать Писание с открытым сердцем и открытым разумом, с верой, что оно истинно, что все оно от Бога и необходимо для нас. И нужно читать его так, чтобы смотреть на все в целом, а не только на часть, не только на то, что удобно и что подходит нам, но на все вместе. В чтении псалмов, что должно быть частью нашей повседневной практики, особенно как православных христиан, мы находим полезное для каждого аспекта нашей жизни.

Если мы будем читать слова Священного Писания, они будут притягивать нас и коснутся наших сердец

Как читать Псалтирь дома? Просто читать, как можем. Просто начните с самого начала. В зависимости от того, сколько у вас времени, положите закладку, где вы остановились и где откроете в следующий раз. Конечно, можно читать по кафизме ежедневно, и если кто может это делать, прекрасно. Сделайте чтение Псалтири частью вашего ежедневного правила. Псалтирь – это молитвослов Иисуса Христа. Он Сам молился псалмами и много раз цитировал их.

Святитель Василий наставляет нас читать Писание для нашего же блага. Мы найдем там лекарство от всех наших недугов. Когда у нас есть какая-либо нужда, физическая или духовная, мы можем обратиться к Писанию за ответами. Святой Василий советует нам, что, даже когда к нам приходят гости, мы должны избегать мирских бесед и пустых разговоров, но лучше говорить о Писании. И тогда гость узнает, какова ваша вера. Он будет уважать это или никогда больше не побеспокоит вас. Таким образом вы и выберете настоящих друзей. Имейте мужество не скрывать перед другими, кто вы, какой жизнью живете, что вы делаете в своем доме. Относитесь ко всем с любовью, гостеприимно. Это очень важная христианская добродетель – милосердие и гостеприимство. Но нужно быть осторожными во встречах с людьми. Не только для XXI века это актуально, но и в III–IV веках святые отцы писали, что, когда люди собираются вместе, существует соблазн сплетен и пустословия. Очень важно, чтобы мы дисциплинировали свой язык.

2.jpg
Евангельский кружок при храме ап. Фомы под руководством о. Даниила Сысоева

Великая радость созерцать красоту творения Божия. Это очень важно, особенно для людей, которые живут в городах, и для нашего молодого поколения сегодня, так как современная жизнь такова, что практически все можно делать, сидя за письменным столом или за компьютером. Вы садитесь в машину, добираетесь до места работы, заходите в свой офис, садитесь за стол и смотрите в компьютер. Вы садитесь в машину, возвращаетесь домой и снова садитесь перед телевизором или компьютером. Мы лишаем себя очень многого, а потом удивляемся, что не так?

Вот что не так: мы, как хозяева всего творения, не обращаем на него никакого внимания или уничтожаем его. Более того, мы соработники у Бога, Его сотворцы. Он творит через нас теми талантами и дарами, которые Он нам дал. Мы – Его руки. Мы, монашествующие, даже если ничего не будем производить, все равно продолжим творить. Припоминаю многое из церковного искусства, особенно из старых монастырей Афона, например, вышивки, плащаницы, облачения, резные кресты и иконы. Все это было сделано во славу Божию. Эти предметы рассказывают нам о жизни людей, которые все это сделали, об их вере и о том, что это для них значило. Порой человек мог положить несколько лет, чтобы сделать ту или иную вещь. Сейчас мы живем в обществе, в котором все нужно делать быстро, мгновенно. Если нечто занимает слишком много времени, мы этого уже не делаем. Если нечто не делается нажатием нескольких кнопок, это кажется уже слишком долгим. Вы видите, насколько мы сейчас отличаемся от того, какими Бог сотворил нас, как Он предназначил нам жить, и насколько иначе мы живем?

Великая радость созерцать красоту творения Божия

Бог есть вечный Творец, заботящийся обо всем творении. Небо, звезды, стихии, животных, людей Бог сотворил из ничего и привел к бытию одним Своим Словом. Когда мы размышляем об этом, мы преисполняемся удивления и радости, как говорит царь Давид в псалмах: «Чудна дела твоя, и душа моя знает зело» (Пс. 138: 14). В другом месте мы читаем: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его» (Пс. 102: 1). Мы поем эти строчки каждый вечер на богослужении. У апостола Павла написано: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11: 36). Как совершенно и мудро сотворил Создатель наш великолепный и чудесный мир! И Он не написал на нем Свое имя, как мы пишем свои имена на наших произведениях искусства и работах. Тем не менее все знают, Кто все это создал. Весь мир возвещает безмолвными голосами о Божественной мудрости и всемогуществе. Они видны для тех разумных существ, которые наблюдают творение Божие. Вот почему царь Давид мог сказать: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь» (Пс. 18: 2).

Но Бог начертал Свою любовь в наших сердцах, то есть внутри нас. И это есть наша способность любить, восхвалять Творца, благословлять, изумляться Премудрости Божией. Это начертано в наших сердцах. Человек не один прославляет и величит Творца, но существуют тысячи и миллионы созданных Им духовных и физических, разумных и иррациональных существ, и все провозглашает Славу Божию.

3.jpg
Сотворение мира, мозаика собора Святого апостола Марка, Венеция, XII в.

Человек поставлен над всем творением Божиим. Он создан руководить всеми тварями, подвластными ему, которые составляют этот стройный хор. Когда человек оказывается в гармонии с Богом, тогда и все творение оказывается в гармонии. Таким образом, человек должен быть первым, кто прославит Бога, а затем побудит и все остальное творение прославить Его. Вот почему царь Давид говорит, что Бога хвалят «горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри» (Пс. 148: 9). Человек, прославляющий Бога, собирает в единый хор все творение, чтобы благословлять и хвалить Творца.

Святой Максим Исповедник пишет о Литургии в космическом плане: «Когда мы совершаем святую Литургию на алтаре, как Церковь, каждый из нас совершает ее в сердце своем. Когда из сердца мы делаем жертвенник, с нами в этот момент совершает Литургию и все творение». Поэтому, когда мы молимся и участвуем в Таинствах, нам нужно помнить, что мы не просто горстка людей в каком-то физическом здании. Так как через то, к чему мы прикасаемся с молитвой, мы прикасаемся ко всему, что нас окружает во всем творении. Как прекрасно помнить об этом, когда мы участвуем в святых Таинствах и выходим из церкви! Потому что они сообщаются через нас всему народу и всем тем, к кому мы прикасаемся своей жизнью. Как это удивительно и важно!

Давайте не будем забывать об этом, когда мы после посещения церкви выходим из дома и отвлекаемся на другие дела. Не будем забывать, что мы несем Христа внутри себя и действительно обладаем способностью изменять вещи вокруг. Человек призван преображать и изменять все творение. Но святой Максим говорит нам, что мы не должны даже пытаться осознать причину творения, если мы еще страстны, потому что мы не сможем увидеть духовную причину, скрытую в формах и красоте физической природы.

Когда человек оказывается в гармонии с Богом, тогда и все творение оказывается в гармонии

Наша жизнь – это динамичный процесс, постоянный рост, ведущий ко спасению. Мы знаем, что спасение человека пришло через Крест. Церковь предлагает нам средства для спасения: у нас есть свое личное покаяние, над которым мы ежедневно работаем, но и сообща как община, как мистическое тело Христово в течение четырех постных периодов года, которые мы все мы должны соблюдать. «Едиными усты и единым сердцем» мы призваны вместе соблюдать пост, вместе практиковать добродетели, вместе совершать добрые дела. Да, у нас есть личная жизнь, когда мы возвращаемся домой после богослужения в наши маленькие домашние церкви. Но как община мы объединяемся в единую Церковь. Один из православных богословов сказал, что даже в личных молитвах в нашем доме мы не остаемся полностью одинокими, но по-прежнему едины с остальной Церковью.

4.jpg
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, мозаика Всех святых, в земле Русской просиявших

И особенно это видно на примере молитвы «Отче наш». Ведь мы не говорим: «Отче мой», но: «Отче наш». Когда вы читаете дома «Отче наш», когда вы преклоняете колени перед домашними иконами, в этот момент есть люди в других местах, которые делают то же самое. Утешительно осознавать, что мы никогда в действительности не одиноки в нашей духовной борьбе, даже в глубине своих келий и домов. Бог присутствует везде. Он посылает нам Свою помощь и Свою милость через других людей в общине, через наши семьи. Так мы сообща совершаем наше спасение, через небольшое страдание, неся каждый свой собственный крест. И это есть наш путь ко спасению. Благодарю.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить