Обращение к Богу через музыку

Духовные сочинения Антонина Дворжака

Музыкальная культура Чехии в эпоху романтизма, на пороге XX века неразрывно связана со светлым и глубоко философском творчеством Антонина Дворжака. Сколь значителен он был в пору национального возрождения, досконально зная свое дело, и вместе с тем сколь скромен. Чешская музыка всегда хранила в себе глубинную верность славянским истокам, при этом опиралась во многом на венско-немецкую композиторскую школу. Музыка Антонина Дворжака прекрасным образом соединила такие различные славянские и западноевропейские традиции. Казалось бы, непростая задача, но в результате мы имеем возможность наслаждаться музыкой, в которой чтятся народные устои и неукоснительно соблюдаются классические формы и правила. Именно это выделяет его на фоне других композиторов-романтиков, которые в погоне за самовыражением стремились выйти за рамки условностей. 

Дворжак был верен и себе, и «школе»; соединял порой взаимоисключающее, хоть и не избежал упреков в излишней консервативности взглядов. Столь созидательная цельность и сделала Дворжака, сына мясника, великим музыкантом, получившим всемирное признание и оставившим большое творческое наследие почти во всех существующих жанрах.

Родился Антонин Дворжак в семье, с музыкой никак не связанной, но в 16 лет с одобрения отца переехал в столицу и поступил в пражскую Органную школу, где учился композиции, игре на альте и органе. Здесь и началось знакомство композитора с миром музыки, светской и церковной. Его учителем был местный церковный органист. На это поприще вступил впоследствии и сам Дворжак, получив место в церкви св. Адальберта в Праге. Служение в церкви он совмещал с плодотворной композиторской работой, впрочем, еще не оцененной по достоинству за рубежом.

В эти годы Дворжак знакомится с Иоганнесом Брамсом, который восхищался его талантом и с усердием помогал на жизненном и творческом пути. Два композитора, хоть и разных взглядов, становятся большими друзьями. 

Дворжак всю жизнь был тесно связан с духовной музыкой, но первая попытка сочинения произведения в этом направлении произошла в очень горестное время. Его семью потрясло трагическое событие – смерть маленькой дочери. Затем смерть в короткий срок унесла жизни еще двоих детей. Эти потрясения приводят Дворжака к одному из самых душераздирающих церковных текстов, а именно к плачу Богоматери у Креста Своего умирающего Сына. Так, в 1880 году мир услышал Stabat Mater («Стояла Мать скорбящая»), произведение, принесшее Дворжаку мировую известность. Stabat Mater звучит сначала в Лондоне, а затем и в других городах Европы. В 1890 году Дворжак был приглашен в Россию, где с восторгом был принят публикой. В московской газете Stabat Mater Дворжака назвали «произведением выдающейся красоты, может быть, самым замечательным в области церковной музыки из всех изданных в последнее время».

Эти потрясения приводят Дворжака к одному из самых душераздирающих церковных текстов, а именно к плачу Богоматери у Креста Своего умирающего Сына

Композитор неоднократно обращался к церковным текстам и духовным сочинениям в течение всей жизни. 

Вслед за Stabat Mater последовали 149-й псалом, оратория «Святая Людмила», с жизнеописанием и восхвалением подвига святой мученицы – покровительницы Чешских земель. Затем были созданы «Лужанская» месса, Te Deum («Тебе Бога хвалим»), десять библейских песен, несколько церковных гимнов и самое значительное духовное сочинение – «Реквием».

Пожалуй, «Реквием» Антонина Дворжака – одно из самых лирический и просветленных произведений в этом жанре. Тема смерти предстает перед нами не в пугающем или трагическом ключе. У Дворжака, напротив, музыка полна утешения, надежды и вечного покоя. Здесь нет зловещих предзнаменований и леденящих душу мотивов, повествующих о Страшном Суде. Музыка раскрывает заупокойный текст и тему смерти без излишней страстности и театральности. Единственный печальный символ, который Дворжак использует – это хроматический лейтмотив, напоминающий о любимом Бахом символе Креста.

Тема смерти предстает перед нами не в пугающем или трагическом ключе. У Дворжака, напротив, музыка полна утешения, надежды и вечного покоя

Подобное умиротворенное наполнение, несущее свет, напоминают о немецком «Реквиеме» уже упомянутого нами Иоганнеса Брамса. Но если у последнего общий смысл произведения направлен на утешение живых, призывая к мужеству перед лицом смерти, и, скорее, исключает молитвенное послание, то у Дворжака ровно наоборот – молитва и христианская любовь выходят на первый план, и уже за ними следуют успокоение и мир.

Смерть – лишь порог, и за ним нас ждет жизнь вечная, где не будет тревог и несправедливостей, но будет истинная свобода и богообщение

Автор через свою музыку говорит с нами и призывает прислушаться. Вот она – жизнь! Смерть – лишь порог, и за ним нас ждет жизнь вечная, где не будет тревог и несправедливостей, но будет истинная свобода и богообщение. Этот светлый посыл проходит через все духовное творчество Дворжака. Нам лишь остается погрузиться в мир прекрасной музыки и увидеть свет там, где, казалось бы, сплошная тьма; а когда кажется, что последняя надежда покинула нас – вновь обрести ее в Боге, в вере и утонченных звуках.

Ангелина Пигарь 7 сентября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить