Обрести себя, любя Бога и ближних

Слово в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня мы вспоминаем преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он известен как любимый ученик Христа, который на Тайной Вечере приклонил голову к груди Спасителя. Иоанн вместе со своим братом Иаковом оставил отца и рыболовные сети и последовал за Христом. Иоанн был с Господом во время Его Преображения, из всех двенадцати апостолов он один стоял рядом с Крестом, когда Христа распяли. Тогда Господь поручил Иоанну заботиться о Своей Матери, Пресвятой Богородице. Иоанн первый из всех прибежал к пещере, в которой был погребен Христос, вместе с апостолами Иоанн видел Христа воскресшим, когда Он явился им, он в числе прочих учеников видел сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы. Все годы своего служения Иоанн претерпевал лютые гонения, но не погиб мученически, дожил почти до ста лет. Иоанн написал одно из Евангелий, три послания, Откровение, за глубокое знание тайн Божиих его называют Богословом.

Будучи тесно связанным с Христом, Иоанн знал, что человеческая природа ни в чем не найдет удовлетворения, кроме как в Боге и любви к ближнему. Богословие апостола Иоанна основывалось не на каких-то абстрактных или рациональных рассуждениях, Иоанн, благодаря своей любви, сам сделался причастником Божественного. Он писал: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас… Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 12, 16). Любовь, о которой говорит апостол Иоанн, – это не какое-то чувство или эмоция, не удовлетворение эгоистичных желаний. Напротив, такая любовь – есть уподобление Христу и принесение себя в жертву Богу и ближнему. Отвергая самоволие, собственные интересы, мы на собственном опыте узнаем, что исцеление нашей помраченной грехом души заключается не в иллюзии самодовольства, а в том, чтобы быть членами Церкви, Тела Христова, и причастниками, по благодати Божией, Небесного Царства. 

Человеческая природа ни в чем не найдет удовлетворения, кроме как в Боге и любви к ближнему

Когда Христа задержали, все апостолы, опасаясь за собственную жизнь, разбежались. Они разочаровались, ведь Господь не подарил им рай на земле, которого они так ожидали от Мессии. Но Иоанн любил Христа настолько, что единственный из двенадцати стоял у Его Креста. Он познал, что «совершенная любовь изгоняет страх», он был настолько привязан к Христу, что преодолел свой эгоизм, отверг попечение о себе. Эта же любовь поддерживала Иоанна на протяжении десятков лет, когда он претерпевал страшные испытания, любовь стала частью его самого, и уже в последние годы жизни он говорил просто: «Дети, любите друг друга», для него это было само собой разумеющееся.       

Апостол Иоанн писал: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20–21). Апостол подчеркивает, как важно любить ближних, потому что каждый человек – живой образ Божий. Просто невозможно любить Бога, если не иметь в себе Его любви. Любовь – это не результат силы воли, а существенный признак того, что в Иисусе Христе человек может исцелиться от болезни греха. Иоанн писал: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4: 19).

Любовь – это не результат силы воли, а существенный признак того, что в Иисусе Христе человек может исцелиться от болезни греха

Совершенно непонятным образом всякая добрая вещь может нас поработить, стать страстью, наши извращенные желания в том или ином смысле всегда служат только для удовлетворения нашего эгоизма. Мы, православные христиане, не должны терять бдительности, вера не должна быть для нас инструментом самоутверждения, нельзя с неприязнью относиться к ближним, мы должны ополчиться против этого сильного искушения. Если мы, прикрываясь верой, кого-то ненавидим или игнорируем, то навлекаем на себя осуждение, становимся религиозными лицемерами, извращаем полноту христианства. Ведь Господь, наоборот, был рядом с самыми несчастными и обездоленными, Он призвал нас любить наших врагов. Господь сотворил нас по своему образу, призвал к святости (идти к которой будем бесконечно), поэтому мы должны всегда помнить о своей греховности, тогда увидим, что осуждение ближних – заблуждение, тщетная попытка потешить собственное эго. Если мы поистине любим Бога и ближних, осуждать никогда не станем. 

Во все времена до сего дня люди прикрывались религией, чтобы защитить себя от врагов – как реальных, так и воображаемых, – в которых видели угрозу для того, что им в этой земной жизни ценно. Если мы поистине Христовы, то должны уподобиться Ему в любви и изгнать из сердца подобные страхи. Апостол Иоанн писал, что «боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4: 18). Всякий, кто боится, показывает, что в нем нет Христовой любви, ведь Христос никогда не реагировал воинственно, не шел в оборону, Он взошел на Крест.

Чем больше будем считать себя самостоятельными, независимыми личностями, которые только и могут, что защищать себя от людей в битве за свои желания и мечты, тем больше будем порабощаться страху. На каком-то этапе мы заметим, насколько мы слабые в этом огромном мире, противоречащие себе, незначительные. Никакая власть, никакие деньги и удовольствия этого мира не уничтожат великую истину, не одолеют смерть. Учение и пример святого Иоанна Богослова напоминают нам, что путь к избавлению от рабства страха лежит не через преследование своих интересов в обход интересов ближних, а через любовь к Богу и ближнему. Сотворенные по образу и подобию Божьему, мы можем самореализоваться только в вечном союзе с Богом. Только так мы сможем преодолеть разделение и отчужденность людей друг от друга, которые пришли в этот мир с непослушанием прародителей, пример тому убийство Авеля Каином. Мы отвергнем свои узкокорыстные интересы и услышим Божий призыв – станем истинными членами Тела Христова, Церкви, и друг друга. Если хотим достичь единения с Богом, с нашими братьями и сестрами, которых встречаем каждый день, нам нужно подражать Христовой жертвенности, ведь ради нас Он перенес Себя в жертву на Кресте.   

Возможностей для самопожертвования множество – в наших собственных семьях, на приходе, на работе, в школе, с друзьями, особенно важно служить тем, кто нуждается в помощи. Апостол Иоанн заботился о Богородице как о своей родной матери, и мы должны исполнять Господню заповедь – служить друг другу в любви, даже если это противоречит современной культуре. Если хотим жить с Богом, должны жить в мире друг с другом, только так сможем уподобиться Христу, и будем «поступать в мире сем, как Он». Спаситель, как и апостол Иоанн, не искал Себе выгоды. Если желаем возлюбить Христа так же, как Его любил евангелист Иоанн, нам следует помнить, что вся наша жизнь – это наши братья и сестры. Любя их и Христа в них, мы избавимся от страха, в этом греховном мире именно страх разделяет нас, не дает нам стать удивительно прекрасными людьми, которых сотворил Господь, не дает стать Его образом и подобием. 

Перевела с английского Мария Лицман
Ancient Faith


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить