Однажды в Кватахевском монастыре

Со двора потянуло дымом. Сухие ветки потрескивали в разгоревшемся пламени. Раздался женский крик:

– Горим!!!

 Дети, остававшиеся в церкви, заплакали.

Из-за угла, где еще была различима в прибывающем дыму горстка уцелевших монахинь, донеслось пение.

И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.

И все, кто был заперт в небольшом монастыре, подхватили святой припев.

Спасения никто не ждал. Да и неоткуда было ему явиться, этому спасению. Воины Тамерлана после небольшой кровопролитной осады захватили Кватахевский монастырь, разграбили, что было ценного в алтаре, а оставшихся в живых монахинь и женщин с детьми из окрестных деревень согнали в церковь Успения Божьей Матери. Потом обложили хворостом и подожгли.

Языки пламени охватывали уже все здание со всех сторон. Голоса изнутри становились все тише и тише и вскоре совсем смолкли.

Произошло это в 1386 году.

Следы от пожара долгое время проступали на полу храма, и в XVIII веке все погибшие были причислены к лику святых как Кватахевские мученики. С тех пор женская нога не ступала больше в Кватахеви. Вход разрешен только мужчинам во избежание осквернения памяти невинно убиенных инокинь. По обычаю сюда входят босиком. Правилу этому подчиняются и мусульмане. Следы крови невинно убитых мучеников запечатлелись на стенах храма: их можно было ясно видеть еще в конце XIX века. В наше время можно видеть на каменном полу черные силуэты обугленных тел.

В наше время можно видеть на каменном полу черные силуэты обугленных тел

Монастырь был восстановлен стараниями царя Александра I Великого в первой половине XV века.  

Название Кватахевского монастыря происходит от двух грузинских слов: «квата» – камень и «хеви» – ущелье. И находится он между Тбилиси и Гори. Относится к Самтависской епархии.

С момента основания Кватахеви (а это произошло в XII–XIII веках) это был женский монастырь, по совместительству он являлся крупным литературным центром. Здесь хранились важные рукописи. Кроме того, была тут же сокровищница ювелирных изделий. Поэтому он считался одним из самых богатых монастырей своего времени.

Кватахеви считался одним из самых богатых монастырей своего времени

Кватахевский монастырь еще знаменит тем, что здесь венчался в XVII веке картлийский царь Луарсаб II с сестрой Георгия Саакадзе. Царь впоследствии стал мучеником.

 
Луарсаб был сыном Георгия Х (1600-1603), отравленного персидским шахом Аббасом I. В 1609 году Грузия подверглась нашествию войска под предводительством Дели-Мамад-хана. Молодой царь дал решительный бой туркам, и грузинская армия обратила в бегство шестидесятитысячную армию противника.

Шах Аббас I разорил Кахетию и, угрожая разорением Картли, потребовал Луарсаба II к себе, обещая заключить мир. Чтобы сохранить страну от разграбления, Луарсаб поехал к шаху. И хотя Шах Аббас I принял своего гостя миролюбиво, потом он стал настаивать на том, чтобы грузинский царь принял магометанство. Иначе угрожал ему жуткими мучениями. Благочестивый царь Луарсаб II, с детства соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, без колебаний отказался. Его посадили в тюрьму. Потом убили. Ему было всего 34 года. Вместе с ним убили и двух его слуг.

Тела святых мучеников бросили ночью в темнице без погребения, но на другой день христиане предали их земле в общей могиле.

Вернемся к Кватахевскому монастырю.

Здесь хранятся чудотворная икона и частица мощей Иоанна Крестителя, считается, что они помогают женщинам избавиться от бесплодия.

Здесь хранятся чудотворная икона и частица мощей Иоанна Крестителя, считается, что они помогают женщинам избавиться от бесплодия

Еще один интересный нюанс. При Кватахевском монастыре существовала школа псаломщиков, где получил образование будущий епископ Цилканский Тарасий (Анделаки), который в 30-е годы двадцатого века крестил мальчика Ираклия, ныне всем известного Патриарха Грузии Илью II.

В настоящее время статус Кватахеви изменился. После восстановления храма по просьбам местного населения здесь был открыт мужской монастырь.


Мария Сараджишвили 24 августа 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить