Огромный подарок, который дал нам Господь

Ниже приводится выступление митрополита Берлинского Марка (Арндта), сказанное им на православной встрече в Мюнхене в 2016 году.

1.jpg
Митрополит Берлинский Марк (Арндт)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Сам Господь оставил нам лишь одну молитву – «Отче наш». Однако святой апостол Павел призывает нас: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17).

Конечно, начиная с первых веков, молитвенное делание в святой Церкви постепенно развивалось. Прежде всего возникли общественные богослужения: ежедневный цикл из вечерни, утрени, повечерия и литургии. Эти богослужения проходят в любой церкви, где есть певчие, и в любом случае – в каждом монастыре. И сейчас у верующих есть возможность участвовать в них, если это позволяют внешние условия. Но как же можно исполнить призыв святого апостола Павла о непрестанной молитве? Речь здесь не идет о том, чтобы с утра до вечера и ночами повторять «Отче наш».

Когда кто-то становится монахом, по правилу пострижения такому человеку даются молитвенные четки и озвучивается назидание, что монах (или монахиня) всегда должен иметь на устах молитву из семи слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». На русском она состоит из восьми: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

В Церкви всегда практиковалась Иисусова молитва. Особенно на Синае и Афоне на протяжении веков монахи жили и живут с этой молитвой на устах. В России в XIX веке она особенно распространилась благодаря книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Множество русских людей через эту книгу узнали о ней. И даже сейчас на Западе до сих пор нам встречаются люди, впервые ознакомившиеся с ней из перевода этой книги.

Как я уже сказал, человек может использовать разные варианты молитвы Иисусовой. Ее можно практиковать во время работы. Конечно, пребывание за компьютером полностью рассеивает наше внимание, это негативный признак нашего времени. Однако и работу за компьютером человек может время от времени прерывать, чтобы вставать на молитву. Нужно сказать, что молиться можно всегда, при любой механической работе в течение дня. Если же мы не молимся, мы теряем время и фактически обкрадываем этим Бога. Поскольку Бог дал нам время именно для молитвы, а все остальное должно только сопутствовать ей.

Если мы не молимся, мы теряем время и фактически обкрадываем этим Бога

Ранее я сказал, что при монашеском постриге монаху или монахине вручаются четки. И только они имеют право их в открытую носить вне стен своей кельи. Это абсурдно, если те, кто не принадлежит к монашествующим, ходят с ними, и даже белому духовенству этого не подобает.

2 (1).jpg

Конечно, у нас в монастырях раздаются послушания, которые совместимы с молитвой. Приблизительно такие: когда монахини шьют. Их глаза при этом открыты, и механическая работа не поглощает весь их ум. Таким образом, их сердце и ум могут быть заняты молитвой. То же самое при изготовлении свечей. Почему все наши приходы предпочитают заказывать свечи именно в монастыре? Потому что они были сделаны с молитвой. Для мирян же существует масса возможностей в течение дня, когда можно спокойно помолиться. Например, по пути на работу и обратно. Человек может молиться в полной мере даже за рулем. Только, пожалуйста, держите при этом глаза открытыми.

Мы знаем примеры, когда человек как бы сливается воедино с молитвой. Несколько лет назад одного послушника, который был болен, привезли с Горы Афон в Салоники. Во время операции врачи заметили, что его губы постоянно что-то произносят. Позвали знающего человека, и он определил, что этот послушник повторял Иисусову молитву даже под наркозом. Молитва сливается с человеком, если он заботится о том, чтобы молиться.

Молитва сливается с человеком, если он заботится о том, чтобы молиться

Мне вспоминается рассказ моего собрата, сербского иерарха, о почившем Святейшем Патриархе Павле. Больше всего они боялись двух вещей. Первое – это приглашение на трапезу к Патриарху. Эта трапеза была всегда настолько скудной, что они вставали из-за нее еще более голодными, чем садились за стол. А второе – они опасались совместных поездок с ним. Один епископ однажды рассказывал мне:

– Мы поехали с ним в удаленный монастырь. В Белграде мы пересели в машину, и я спросил Патриарха один вопрос. Он промолчал. Мы ехали четыре часа без единого слова. Когда же мы приехали и вышли из машины, вдруг последовал его ответ: «Да, можно так сделать». Всю дорогу он молился, и его ответ пришел из молитвы… Многие не понимали его, еще больше людей считали его странным и чудаковатым.

3.jpg
Святейший Патриарх Сербский Павел

Что ж, вернемся к молитве. Одно дело, если она произносится во время какой-то работы. Например, если я подметаю листья на улице или собираю страницы какой-нибудь книги в нашем издательстве. Но совсем другое дело, когда мы удаляемся от мирской суматохи в монашескую келию, когда есть возможность лучше всего сконцентрироваться на молитве. В келии мы молимся стоя, творя малые или земные поклоны, или тихонько сидя.

У святых отцов существуют различные указания на этот счет. Например, как человек должен сидеть. Но я всегда предупреждаю, что прежде, чем приступать к молитве, нужно обсудить ее объем и положение тела при этом с духовным наставником. Я знаю плачевные примеры. На Горе Афон я видел молодых людей, которые хотели быть умнее своих наставников, впадали в прелесть и становились жертвой лукавого. Это может случиться очень легко, поэтому человек ни в коем случае не должен начинать практиковать молитву без руководства опытного духовного отца, также ее практикующего. И мы предупреждаем духовников: особенно святой Игнатий Брянчанинов в XIX веке писал об опасности оказаться в прелести.

Однако, что же необходимо для того, чтобы практиковать ту или иную форму Иисусовой молитвы? Регулярная исповедь и постоянный контакт с духовным отцом. Без этого человек может овладеть ей лишь поверхностно. И даже если он будет молиться во время работы, он не достигнет сконцентрированной молитвы, поскольку здесь, как я уже сказал, есть большой риск. При этом регулярная Исповедь и Причастие не дают впасть в духовную прелесть.

Встречаются даже неправославные, прочитавшие «Откровенные рассказы» или нечто подобное и начавшие молиться. Хорошо, если они понимают, что достигли какого-то потолка, выше которого пойти не могут. Это происходит из-за того, что у человека нет возможности исповедоваться. Ни у протестантов, ни у католиков нет подлинных церковных таинств, поэтому у них нет и того, что принадлежит к молитвенному деланию, так как молитва есть тайна.

4.jpg

Часто люди совершают ошибку, полагая, что существует всего семь церковных таинств. Это схоластический подход, от которого постепенно начали освобождаться в XIX веке, и это продолжилось в веке XX. Я придерживаюсь мнения, что молитва также является таинством, наряду с монашеским постригом, погребением и другими. Поэтому молитва не может оставаться в стороне от таинственной жизни Церкви.

Молитва не может оставаться в стороне от таинственной жизни Церкви

Церковная жизнь не заканчивается лишь на внешнем присутствии на богослужениях, это ее малейшая часть. Церковная жизнь – это прежде всего участие в церковных таинствах, в постоянном контакте со всеми святыми. Этот контакт происходит из таинств, включая и молитву. Все вместе составляет целое, из которого нельзя выделить какую-то отдельную часть и заниматься только ей. Это аналогично тому, если бы вы давали вашему малышу только молоко, и больше ничего. Но он нуждается еще во многом…

Мы также не должны забывать, что молитва связана с постоянной практикой. Если мы молимся келейно дома, без внешних раздражителей, мы можем сопроводить молитву поклонами. Начало молитвы должно непременно и всегда сопровождаться поклонами, так как в ней должно участвовать все тело, и поклоны дают возможность задействовать и его. Конечно, если человек болен или не в состоянии совершать земные поклоны, возможно, он способен совершать хотя бы малые. Можно молиться даже лежа, если человек очень болен, и это даже особенно необходимо. В таком немощном состоянии Иисусова молитва как раз и является спасением…

Лишь одно слово относительно акафистов. Я напомню, что важны, собственно, только два акафиста: Пресвятой Богородице и Спасителю. Другие и не нужны, это избыточно. Митрополит Филарет Московский писал в XIX веке наместнику Лавры, где составлялись акафисты разным иконам Божией Матери, что это такие «страшилища» и люди не смогут понять, о чем в них идет речь. К сожалению, эта традиция укоренилась, и до сегодняшнего дня по любому поводу пишутся акафисты. Было бы намного лучше, если бы люди читали богослужебные тексты. Например, канон на воскресный день. И это было бы достаточно, так как в них сказано все необходимое для единого на потребу.

Иисусова молитва должна быть связана с ежедневными богослужениями, регулярной Исповедью и Причастием, чтобы она включалась в этот круг и не была отсечена от него, наподобие того как рука может быть отсечена от тела. Для духовного развития человека необходим союз всех видов действий, которые мы совершаем в Церкви, а для поддержки молитвенной жизни необходимо изучение духовной литературы.

5.jpg

В наши дни особенно вредоносным объектом является телевизор. Он прямо-таки разрушает молитву, как если бы человек взял молоток и разбил бы им каждое слово. Просмотр телевизора должен свестись к абсолютному минимуму, в случае если при этом человек не хочет потерять способность к молитве.

В «Добротолюбии» есть определенная глава с инструкциями о том, как нужно молиться. Но эти инструкции не должно применять к себе без руководства духовного отца, даже если что-то может показаться легким на практике. Да, в самом деле, это самая простая молитва, но какой опасной может она оказаться, если приступать к ней без необходимого руководства.

Некоторые люди рассказывают мне, что во время богослужений их мысли отвлекаются, и они прибегают в такие моменты к Иисусовой молитве, чтобы собрать их обратно. Я не нахожу это правильным. Иногда это допустимо, но не на постоянной основе, поскольку и здесь существует опасность: человек при этом отделяется от происходящего богослужения и теряет живую связь с соборными молитвами Церкви.

Ведь наши совместные молитвы имеют особую ценность, мы не должны исключать себя из этой соборности. Значительно лучше побуждать себя внимательно слушать то, что читается и поется. Если сердце так расположено, то можно и про себя повторять слова богослужения, и они станут и вашими молитвами, а не посторонними молитвами святых отцов. Да, когда-то очень давно они их написали, но сокровище, которое они нам оставили, обладает жизнью. Ни у кого, кроме нас, православных, нет даже приблизительно такого богатства.

Вот поэтому неправильно молиться Иисусовой молитвой во время богослужений. Если человек не понимает богослужебного языка, тогда он может ее использовать. Если мы окажемся у эскимосов и не сможем понять ни единого слова из их богослужений, как же нам останется молиться, как не молитвой Иисусовой?.. Но и в этом случае я бы советовал не повторять ее на протяжении всей службы. Лучше лицезреть икону Спасителя, или Матери Божией, или святителя Николая. Иногда на наших богослужениях люди стоят с книжечками в руках. Я против этого: таким образом они теряют связь с богослужением, не участвуют в нашей общей молитве, не следят за ней. Это позволительно только для иностранцев, которые не понимают языка.

6.jpg

Человек должен молиться не только Иисусовой молитвой. Да, ей можно уделить определенное место, но не все, так как церковная соборная молитва – важнее, чем все остальное. Личная молитва дома или в келье не может стоять выше, чем совместная в храме. Мы составляем соборную Церковь, и это ничего не заменит. Здесь еще нужно выделить кое-что: когда мы молимся Иисусовой молитвой вне богослужения, это ведет нас как раз к соборности, единению со святыми отцами, которые на протяжении столетий так молились, которые благодаря ей жили, и живут, и приобщают нас к Телу Христову.

Личная молитва не может стоять выше, чем совместная в храме

Никакой еретик, вообще никто, кто находится вне Церкви, не может молиться правильным способом, и еще в меньшей степени – Иисусовой молитвой. К примеру, римокатолик верит в другого Иисуса Христа, нежели мы. У них есть Филиокве – это значит, у них Святой Дух исходит от Отца и будто бы от Сына. Это означает, что у них другой Иисус. Поэтому римокатолик не может молиться Иисусовой молитвой без всего остального, о чем я сказал выше, это приведет его к шизофрении.

Некоторые отцы также говорят о важности Священного Писания. Почему до XIX века оно особенно не было распространено и его можно было услышать лишь в храме? Потому что всегда существует опасность, что без толкований Церкви человек поймет Писание неправильно. Так же и с Иисусовой молитвой – вне Православной Церкви ей не место. Иначе человек наткнется на определенную стену. Да, он может приобрести вкус к молитве, но он не сможет жить ею. Это огромный подарок, который дал нам Господь через святых отцов. И мы хотим его принять, чтобы вырастать в Церкви, чтобы принимать всю ее догматику, веру наших отцов во всей ее полноте. Все это содержится в ее кратких словах: мы исповедуем Иисуса Христа как нашего Господа, как Богочеловека, а себя признаем грешниками, которым нужно помилование. Здесь содержится все необходимое для нашего спасения.

Перевела с немецкого Александра Калиновская
Журнал Der Bote

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить