Опасно для жизни, или о Филумене и Иустине Святогробцах

Продолжается неделя о самаряныне, когда мы размышляем о словах, сказанных Спасителем у колодца женщине, пришедшей набрать воды. Этот колодец стал святыней для православных христиан. Священномученик Филумен отдал жизнь, служа молитвой, верою и любовью у Колодца Иакова. Сегодня, не испугавшись угроз и многочисленных покушений, там служит архимандрит Иустин, которому удалось завершить строительство храма святой Фотинии.

Недавно один собрат жаловался, что, совершив паломничество на Святую землю, много где не успел побывать. Особо печалился, что не увидел Колодец Иакова. Возле него две с лишним тысячи лет назад произошла встреча Иисуса Христа с самарянкой, описанная в Евангелии от Иоанна. И неудивительно, что не попал… Не все гиды отваживаются возить туда туристов. Дело в том, что древняя столица Самарии израильский город Шхем (в греческой, а потому и русской традициях – Сихем, по-церковнославянски – Сихарь) – одна из напряженных точек Святой земли. Это так называемая зона «А» – автономное Палестинское государство, не оккупированная Израилем территория.

Например, известный всем сектор Газа, откуда периодически прилетают смертоносные ракеты на израильские земли, тоже относится к зоне «А», хотя и находится на другой стороне Святой земли. И на дороге при въезде в независимые палестинские территории стоят плакаты: «It’s dangerous for your life» – «Это опасно для вашей жизни».

Так уж получилось исторически, что в Наблусе (так назвали город ныне господствующие там арабы) очень часто враждуют различные религиозно-этнические группы. За сотни лет до Христа там были распри между иудеями и самарянами, а в последнюю сотню лет – между евреями и арабами, иудеями и мусульманами и христианами. Но последних в городе сейчас совсем немного. Постоянно проживающих православных можно посчитать на пальцах одной руки. Да-да, их меньше 5! А население города на 2017 год, по данным Википедии, составляло более 156 тысяч человек. И при этом у такой крошечной православной общины есть огромный храм во имя святой Фотинии Самарянки, с двумя колокольнями, выше соборной мечети города.

Церковь начали строить примерно 100 лет назад. Современный настоятель отец Иустин (Мамалла) подчеркивает: «Если бы не русский царь Николай II, давший деньги на строительство, местный епископ не смог бы построить». Но из-за Первой мировой войны, а потом и русской революции стены храма не выросли больше нескольких метров.

Священномученик Филумен (Хасапис)

Продолжил строительство иеромонах Филумен (Хасапис), прибывший на Колодец Иакова в конце 1970-х годов. Среди Святогробского братства он был известен как приветливый, мирный, сосредоточенный подвижник. Он разрешил иудеям приходить к колодцу для их молитвы. Однако вскоре они потребовали убрать оттуда христианские символы – кресты и иконы. После отказа священнику начали угрожать.

29 ноября 1979 года несколько иудеев, ворвавшись в храм во время вечерни, нанесли отцу Филумену страшные ранения топором, осквернили иконы, богослужебные сосуды и напоследок бросили гранату, чтобы скрыть следы преступления. Говорят, что накануне смерти Филумену явился его брат-близнец, тоже монах, который предупреждал о приближающемся страдании за Христа и укреплял брата. Изуродованное тело обнаружил утром сторож-араб.

Монахи, приехавшие по его зову на место трагедии, свидетельствовали, что весь склеп был залит кровью. Благоухающей кровью. Ее с благоговением собрали в сосуд и теперь выносят для поклонения православным паломникам, решающимся посетить Наблус.

После смерти отца Филумена Иерусалимская Патриархия посылала нескольких священников, но они не выдерживали сложной приходской обстановки. Через три года на колодце поселился отец Иустин, уроженец знаменитого острова Корфу, где покоятся мощи святителя Спиридона. Он сам пришел в Патриархию и попросился в Наблус. «Никто не хотел туда ехать, – говорит нынешний настоятель, – но мне было несколько откровений, и я поехал».

Его можно смело назвать исповедником веры, настоящим святым. За 40 лет жизни на колодце на него 32 раза были совершены покушения! Ведь огромный православный храм, выросший над святыней трех религий – мусульман, иудеев и христиан – как бельмо на глазу у радикально настроенных арабов и евреев. Как получилось достроить храм в таких условиях?

На отца Иустина 32 раза совершались покушения!

Во время Первой и Второй палестинских интифад, то есть военных конфликтов с Израилем, в Наблусе настал голод. И отец Иустин поехал в Грецию собирать не только пожертвования на строительство, но и гуманитарную помощь. Ему удалось при помощи Красного Креста переправить в Палестину большое количество продуктов, которые он лично раздавал неимущим. За это арабы его прозвали «Батюшкой бедняков». Про милосердие грека узнал сам Ясир Арафат, тогда бывший председателем Палестинской национальной администрации, и приехал в строящийся храм.

– Как я могу поблагодарить вас за вашу помощь? – спросил палестинский лидер у монаха.

– Разрешите достроить храм, – ответил отец Иустин.

Тогда Арафат приказал министру финансов выделить на строительство значительную сумму, однако мудрый архимандрит тут же отказался от денег, предполагая, что в дальнейшем арабы будут претендовать на храм.

Перед освящением храма туда перенесли обретенные нетленными мощи священномученика Филумена и посвятили ему правый придел.

Если приглядеться, храмовая территория до сих пор носит следы насилия. На воротах, ведущих на цветущую территорию храма, видны пулевые отверстия. На фасаде правой колокольни, примерно на середине ее высоты, видна круглая впадина.

Архимандрит Иустин (Мамалла)
Архимандрит с благоговением рассказывал, что во время арабо-израильской войны было решено разрушить храм. Приехали танки и начали наводить орудия. Священник взмолился своему предшественнику: «Филумен, помоги!» – и вдруг увидел святого, стоявшего на воздухе и защищавшего собой храм. Прогремели выстрелы. Должен был разлететься весь храм, однако осталось только то самое небольшое круглое отверстие.

Отца Иустина называют Строителем храма. Построил он и могилу себе во дворе храма. Ведь в любой момент его жизнь может оборваться. Но общаясь с ним, действительно, не замечаешь за ним никакого страха. Его жизнь является живым воплощением слов Христа, которые написаны на иконах священномученика Филумена: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить» (Мф. 10: 28).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить