Беседа с самарянкой: изменение отношения

Христос на протяжении всего Своего служения пытался изменить сознание людей, их представление о религиозной жизни и отношение к окружающим. Даже у ближайших учеников этот переворот шел постепенно и окончательно произошел только при сошествии Святого Духа. А встреча с самарянкой случилась в самом начале проповеди Иисуса, между Его первой и второй Пасхой, по дороге из Иудеи в Галилею. Туда можно было добраться двумя способами. Длинный путь занимал около 6 дней пешком и шел через Иерихон, по долине вдоль реки Иордан, которую нужно было дважды пересекать. Короткий – три дня пешком – был более прямым, но и трудоемким: нужно проходить через горы Самарии.

Иисус приходит в город, называемый Сихарь (по-церковнославянски – Сихем, а современное название – Наблус), и останавливается у колодца Иакова. Это было очень известное место в той округе. Как и указывает евангелист, там находился участок земли, данный Иаковом сыну своему Иосифу (Ин. 4: 5). Иаков купил эту землю (см.: Быт. 33: 18–19), а затем перед смертью завещал ее Иосифу (см.: Быт. 48: 22). Гробница Иосифа тоже находилась там (см.: Нав. 24: 32). Более того, колодец располагался между так называемых гор «проклятия» (Гевал) и «благословения» (Гаризим), упоминаемых во Второзаконии (11: 29). На горе Гаризим до сих пор самаряне приносят жертвы Богу.

Спаситель устал идти и сел отдохнуть у колодца. Почему-то в синодальном переводе опущено слово «так», которое есть в церковнославянском («седяше тако»). То есть Иисус сидел просто, прямо на земле, уча нас, по мнению византийского богослова Евфимия Зигабена, «избегать роскоши».

Было около шестого часа. По нашему времени это полдень – в Палестине самый сильный зной. Почему Христос не предпочел передвигаться в более комфортное время? Святитель Николай Сербский отвечает: ночное время Иисус использовал для молитвы, а днем специально утруждал себя и испытывал жажду, «ибо спешил всякое мгновение Своего земного времени и днем, и ночью использовать для нашего блага, для нашего спасения».

Женщина на колодец приходит именно в это время. Очевидно, что за водой ходят не по жаре, а когда наступает прохлада. Тем более что встреча происходит в горах и нести полные кувшины в 40-градусную жару совсем не сладко. Как потом становится ясно, женщина вела недостойный образ жизни (У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе. – Ин. 4: 18) и, видимо, намеренно избегала встречи с горожанами.

Евангелист Иоанн подчеркивает, что женщина была из Самарии. То есть диалог между ней и Христом, на вид иудеем, был невозможен из-за религиозных распрей. Однако уставший незнакомец первым начинает разговор и просит дать воды.

Ученики Его отлучились в город купить пищи. Обратим внимание, что апостолы идут в самарянский город, куда позже Спаситель запретит идти с проповедью (см.: Мф. 10: 5). То есть ученикам уже тогда надо было начинать учиться новому мышлению, преодолевать привычные религиозные штампы, ведь иудеи с самарянами не только не «сообщались», но и враждовали. Забегая вперед, можно вспомнить удивление учеников при возвращении. Они удивились самому факту разговора их Учителя с женщиной. Дело в том, что ортодоксальные раввины избегали общения с противоположным полом. Раввину запрещалось в общественном месте приветствовать даже собственную жену или дочь. Христос же меняет религиозные установки, и одной из самых восприимчивых к Его слову в Евангелии оказалась женщина чужой веры.

Она поняла Его не сразу. Подобно Никодиму, Фотиния – так звали самарянку согласно Преданию – сначала понимала Иисуса буквально. И только благодаря Богочеловеку она постепенно осознала и усвоила глубокие богословские истины. Это очень похоже на наше возрастание в вере. В начале воцерковления мы имеем определенные представления о Боге, хотим помощи в своих проблемах. Но со временем от требований к Богу «разрулить» временные нужды человек переходит к более глубокому пониманию Бога как Живой Личности, а не автомата по исполнению желаний.

Иисус обещает женщине воду живую и говорит: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4: 14). В те времена под живой водой понималась проточная, речная вода. Поэтому самарянка и не понимает, откуда возьмется у Христа такая вода. Тем более колодец был достаточно глубокий, около 30 метров, и люди приносили с собой веревку и специальное кожаное «ведро», чтобы зачерпывать воду. А их у уставшего путника не было.

Иисус подчеркивает, что в человеке всегда есть жажда Неба. Как бы люди ни пытались заглушить духовную жажду земными утешениями, у них не получается. Утолить ее по-настоящему может только Бог.

В Библии образ жажды воды используется как жажда Бога, духовная тоска души. Например, в 41-м псалме, который читается на 9-м часе, перед вечерней, есть такие слова: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие! (Пс. 41: 2–3). И сам Бог говорит: Жаждущие! Идите все к водам!.. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости (Ис. 55: 1, 3). А у пророка Захарии сказано: В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты (Зах. 13: 1); И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино (Зах. 14: 8–9).

Жажда воды – образ жажды Бога, духовной тоски души

Более того, слова Христа о Себе как Источнике очень напоминают псалом 35-й: У Тебя источник жизни (Пс. 35: 10), а также слова пророка Иеремии, где Господь назван источником воды живой (Иер. 17: 3).

Неизвестно, знала ли Фотиния пророчества, но намека Спасителя на то, что Он и есть Мессия, она пока не поняла. Однако религиозные споры о месте поклонения Богу ее интересовали, и поэтому она получает еще один удивительный ответ: важно не место, а качество поклонения. Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4: 23). Многие прихожане искренне думают, что молитва в алтаре или на святых местах сильнее. Пусть перечитают еще раз ответ Спасителя.

И только после этих слов самарянка вспоминает про обещанного Мессию, и Христос открывается ей. Увы, не всякий человек может принять благовестие. Иисус не ответил Пилату на вопрос об истине, потому что видел: прокуратор не усвоит ее. Представительнице же презираемого иудеями народа, причем с такой дурной репутацией, нарушая привычные для раввинов традиции, раскрылся. Так как Богочеловек пришел взыскать и спасти погибшего (Лк. 19: 10) и видел, какие в данном случае это принесет плоды.

Женщина оставляет свой водонос, так как забывает обо всем земном. Ей не до того, ее сердце наполнено Божией радостью и ею хочется поделиться. Эту радость не смог сдержать и бывший прокаженный, и другие люди, которых Спаситель исцелил. Когда сердцу человеческому открывается Бог, то он славословит Его, забывая про житейское. Самарянка даже забыла об отношении горожан к ней. И именно с нее, нравственно неблагополучной женщины, началось их просвещение, и они просили Христа погостить у них. И Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он – истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4: 40–42).

Когда сердцу человеческому открывается Бог, он славословит Его, забывая про житейское

Не стоит презирать безнравственных людей, они и так сами от этого мучаются. Стоит усвоить себе слова апостола Павла: «Ваш образ мыслей должен быть таким же, как и образ мыслей Иисуса Христа» (ср.: Флп. 2: 5).

Кстати, колодец Иакова сохранился и до сих пор. На этом месте возвышается один из самых больших православных храмов на Святой земле. А в нем находятся мощи и благоухающая кровь священномученика Филумена Святогробца, которого зверски убил фанатичный иудей в 1979 году. А на современного настоятеля этой церкви, грека архимандрита Иустина, покушались уже более десятка раз. Но это уже другая история.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить