«От батюшкиного благословения исчезало все, как дым, – и тяжесть, и мысли»

Схиархимандрит Севастиан Карагандинский (в миру Стефан Васильевич Фомин; 1884–1966) – замечательный подвижник, духовный воспитанник и продолжатель традиций Оптинских старцев, преподобных Иосифа и Нектария, бесстрашный исповедник веры Христовой, неутомимый пастырь, стяжавший многочисленные дары Божии.

Наставления старца Севастиана Карагандинского

О смирении и любви

Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри души своей и в сердце, – мирную тишину и любовь. Чтобы взгляд ваш никогда ни на кого не был косым. Прямо смотрите, с готовностью на всякий добрый ответ, на добрый поступок.

О необходимости трудов и добрых дел

Тогда может быть покой, когда пропоют «Со святыми упокой…» А до этого не ищи покоя до самой смерти. Человек рождается не для покоя, а для того, чтобы потрудиться, потерпеть ради будущей жизни (покоя).

*

А если здесь, в земной юдоли скорбей, в мире удовольствий, замедлить, то вечер (то есть закат дней) незаметно подступит и смерть застанет душу неготовой, без добрых дел, и времени их сотворить уже не будет.

*

Только вера, добрые дела, милостыня идут с нами в будущую жизнь, и никто не поможет: ни друзья, ни родные.

О молитве и духовном преуспеянии

Только в Церкви человек обновляется душой и получает облегчение в своих скорбях и болезнях.

*

Лучше молча за людей молиться, чтобы сами свои недостатки осознали, а не обличать, как говорится, с плеча, отчего иные могут духом упасть и в отчаяние прийти.

*

Кто идет с самого начала постепенно, не делая скачков с первой ступени через две-три, а постепенно переходя с одной на другую до конца, не торопясь, – тот спасается.

*

Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой.

*

Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно.
Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути

О постах и здоровье

За несоблюдение без причины постов, придет время – постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи.

*

Тех, кто жаловался на болезни, старец утешал так: «Одно пройдет, другое найдет!»

*

Болеть нам необходимо, иначе не спасемся. Болезни – гостинцы с неба!
Болеть нам необходимо, иначе не спасемся. Болезни – гостинцы с неба!

*

Здоровье – дар Божий. Злоупотреблять своим здоровьем грешно пред Богом.

*

В заключении я был – а посты не нарушал. Если дадут баланду какую-нибудь с кусочком мяса, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба.

*

Мясная пища бывает полезна при здоровом сердце и желудке, а в противном случае она только вредна. Растительная пища легко усваивается при больном организме и потому полезна.

*

Старец не одобрял, чтобы поздно ложились спать и поздно вставали:

«Лучше раньше ложиться и вставать не позднее половины шестого. Приучаться к порядку, к постоянству».

Из воспоминаний духовных чад старца

О старце рассказывали: «У него не было особых любимчиков, ко всем он относился ровно, и этим еще больше сплачивал вокруг себя людей».

*

Духовные чада старца вспоминали:

«Идет, бывало, к батюшке человек с тяжестью на душе, с обидой на кого-нибудь, и помыслы бьют его, как молотком: то скажи батюшке, другое скажи. А стоит только увидеть батюшку и получить благословение – все исчезает, как дым: и тяжесть, и мысли. От его ласкового, теплого взгляда согреваются душа и сердце. Становится легко, радостно – и говорить-то нечего, и не на кого жаловаться – все стали хорошими».

*

Учил своих чад нестяжанию:

«Как легко умирать, когда нет ничего лишнего! И будет приют в Царстве Небесном».

*

Более сильных духом старец мог и смирить при всех, избавляя от тщеславия и гордости духовной. Духовных младенцев не обличал, а терпел, ждал их духовного возрастания, ждал, пока они сами не осознают свои немощи и страсти, и молился за них.

*

Духовные чада вспоминали, что особенно старец не любил доносчиков и сплетников. Не выносил, когда приходили с жалобами на ближних по зависти или ревности. Отец Севастиан в таком случае преподавал такой испытательный и смирительный урок и давал такое лекарство духовное, что в следующий раз пропадала охота жаловаться. Старец считал любовь к жалобам, доносам и сплетням недугом духовным.

Из книги: Преподобный Севастиан Карагандинский.
Изд-во Сретенского монастыря, 2015

Подготовила Виктория Дорофеева

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить