Пасха. Дахау. 1945 год

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», – слышим мы в эти светлые дни в Триоди Цветной. Воскрес Господь и дал несокрушимую надежду всем любяшим Его. Этой надеждой 80 лет назад озарились сердца многих выживших узников немецкого концлагеря Дахау. Вспомним то, что происходило на Пасху 6 мая 1945 года в этом лютом месте.

«Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе», – поется в пасхальном каноне.

1 (6).JPG

Немецкий концлагерь Дахау

Организованный нацистами концлагерь Дахау недалеко от города Мюнхен являлся исчадием ада на земле, где проводились леденящие душу эксперименты над живыми людьми. За несколько лет существования этого лагеря смерти через него прошло больше двухсот тысяч узников, из которых семьдесят тысяч умерло в его страшных застенках. Именно туда в апреле 1945 года из Бухенвальда в одном из последних «поездов смерти» была привезена очередная группа измученных заключенных. Среди них был Глеб Александрович Рар, церковный и общественный деятель Русского Зарубежья. Именно благодаря его сохранившимся воспоминаниям мы можем узнать о том, как происходило освобождение лагеря, и о том, как встречали Святую Пасху его узники в том переломном году.

2 (6).JPG
Глеб Александрович Рар

В частности, Глеб Рар рассказывал: «27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5000 человек я был среди тех 1300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие – от тифа…

28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты "SS" на мотоциклах патрулируют по лагерю, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.

29 апреля: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это – знак надежды, что "SS" скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается… И, наконец, голоса 32600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря». 

Один из американских полковников, участвовавший в освобождении лагеря, так писал об этом: «Через несколько сотен ярдов от главных ворот с внутренней стороны мы наткнулись на лагерное ограждение. Перед нами за колючей проволокой, находящейся под электрическим напряжением, стояла толпа радостных, обезумевших от счастья мужчин, женщин и детей, машущих и кричащих от радости… Это был непостижимый шум! Каждый из более 32 тысяч человек, кто мог выдавить хоть звук, кричал от радости. Наши сердца рыдали, когда мы видели слезы счастья, катящиеся по их щекам». 

Каждый из более 32 тысяч человек, кто мог выдавить хоть звук, кричал от радости

«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся», – непоколебимо настаивает Святая Церковь в пасхальных стихирах, напоминая нам о том, что последнее слово – всегда за Богом. И далее мы читаем у Г. А. Рара: «Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в "блоке 27" – моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая». И праздничное богослужение, вопреки всему, было организовано. 

Как свидетельствовал бывший узник дальше, «среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.

Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в "блоке 26", который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенно пустой.

3 (4).JPG
Икона Ченстоховской Божией Матери

Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших SS-совских надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом SS-совской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям».

«Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсияв Христос», – торжественно возвещает нам Святая Церковь. Само пасхальное богослужение в освобожденном лагере, по словам Г. А. Рара, проходило так: «В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю), который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении.

За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального богослужения, как в Дахау в 1945 году

За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные "ризы", которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры – все пелось наизусть. Евангелие – "В начале было Слово" – также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста – тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!»

4 (3).jpg
Фото: http-newmartiros.blogspot.com

Послушаем отчасти и мы еще раз эти удивительные слова:

«Где твое, смерте, жало?

Где твоя, аде, победа?

Воскресе Христос, и ты низверглся еси.

Воскресе Христос, и падоша демони.

Воскресе Христос, и радуются ангели.

Воскресе Христос, и жизнь жительствует.

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.

Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.

Тому слава и держава во веки веков. Аминь».

Повествование о том дне заканчивается таким образом: «Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве – сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения». 

Другим узником лагеря и участником того богослужения был греческий клирик, архимандрит Дионисий. После войны он стал митрополитом Триккисы в Греции. Его воспоминания достаточно кратки, но не менее пронзительны: «На улице, за ветхим зданием, собрались вместе православные греки и сербы. В центре оба священника, сербский и греческий. На них нет золотых облачений. На них даже нет ряс. В их руках нет ни свечей, ни служебников. Но сейчас у них нет нужды во внешнем, материальном свете, чтобы воспевать радость. Пылают души всех людей, утопая в свете. Благословен Бог наш. Мое маленькое, обернутое в бумагу Евангелие достигло своей славы. Мы много раз поем "Христос Воскресе!", и его эхо отзывается повсюду и освящает это место». В тот же день был подписан протокол о капитуляции немецких войск и падении фашистской деспотии.

5=превью.JPG
Икона в часовне «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау»

Впоследствии в мемориальном комплексе на месте концлагеря в Дахау была воздвигнута Свято-Воскресенская часовня в стиле северно-русского шатрового зодчества. Внутри часовни за престолом находится особая икона под названием «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау». На ней изображены ангелы, отверзающие врата лагеря, и Спаситель, выводящий страдающих и угнетенных из лагерного ада на свободу. Каждый год служатся в часовне-памятнике Божественная литургия и заупокойная лития и поминаются страдальцы, прошедшие через этот лагерь смерти. И звучат каждый год в этом месте в светлом, цветущем мае такие победоносные и радостные слова: «Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить